Театрализованная деятельность в обучении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Начальная школа


Младший школьный возраст – это период жизни, особенно значимый для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Недоразвитие нервно-мозговых процессов и психики у этих детей связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы и стойким нарушением всех форм познавательной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

Как правило, это дети из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей. Большинство из них в дошкольный период не посещают детские сады, имеют низкий уровень готовности к обучению в школе. Речь у этих детей не развита, бедный словарный запас, различные дефекты звукопроизношения. Фонетическое восприятие умственно отсталых первоклассников адекватно фонематическому развитию 2-3-х летнего нормально развитого ребенка. Традиционно часть первоклассников – это переведенные из массовой школы ученики, проявившие несостоятельность в обучении, выработавшие негативное отношение к учебной деятельности.

Поэтому такие дети нуждаются в специально организованной педагогической деятельности, в ходе которой ведущими задачами для учителя начальных классов становятся такие как:

  • нейтрализация отрицательных мотивов;
  • воспитание положительной мотивации учения;
  • формирование уверенности в своих возможностях;
  • целенаправленное формирование высших психических функций и, прежде всего, речи;
  • развитие разнообразных форм коммуникации;
  • развитие эмоциональной сферы;

Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. В младшем школьном возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств. Школа предлагает, как правило, три предмета гуманитарного цикла: литературу, музыку и изобразительное искусство. Их роль в формировании личности, безусловно, высока. Но почему в образовательных школах, а тем более коррекционных, такой вид искусства, как театр, отодвигается на второй план?

Основным языком театра является игра-действие, а признаками – диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она “ведет” за собой обучение, а наиболее сохранными для умственно отсталых детей являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как "проба" ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

  • для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
  • для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
  • для самовыражения и самореализации.

Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей с интеллектуальным недоразвитием позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.

В 2005 уч. году начался внутришкольный эксперимент “ Уроки театра в начальных классах коррекционной школы VIII вида”. Составленные программы на каждый год обучения прошли апробацию с 2005 по 2009год. Программы имеют свое название:

1 класс – “Я играю!”
2 класс – “Я превращаюсь…”
3 класс – “Я могу!”
4 класс – “Я умею!”

Разделы программ: “Слово и речь”, “Театральная игра”, “Театральная грамота”, “Работа над спектаклем”, “Выступление”.

Основные задачи разделов:

“Слово и речь” – улучшить качества воспроизведения речи (аудирование) и произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи (дикция), такие качественные характеристики устной речи, как выразительность, интонация, темп, сила голоса,

“Театральная игра” – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм; расширение театрально-игрового опыта, позиции “артист”; развитие умения использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя; обогатить активный словарный запас; повысить общую культуру коммуникации и общения; развитие координации и выразительности движения; пластического воображения; способности импровизировать, переживать содержание образа;

“Театральная грамота” – расширение кругозора по театральному искусству. Занятия проходят в форме бесед, экскурсий, просмотра учебных видеофильмов, прослушивания аудиокассет;

“Работа над постановкой”, “Выступление” – развитие навыков актерского искусства.

Отбор содержания проводился с учетом возрастных и психофизических особенностей развития умственно отсталых детей. Материал расположен по степени усложнения и увеличения объема заданий. В своей работе я использовала программы по театру Ершовой А.П. “Уроки театра на уроках в начальной школе”; “Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников” Э.Г. Чуриловой; “Режиссура и педагогика корня” Клубкова С.В; “Развитие речи” Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук; “Речь и общение” О.А.Белобрыкина и др.

Урок театра включен в расписание, проводится два раза в неделю за счет часа по предмету “Игротерапия” и “Развитие устной речи”.

Особенности урока театра:

  • занятия проводятся в форме тренинга
  • в специальном кабинете без парт, с ковровым покрытием
  • дополнительно вводятся упражнения на развитие:

– согласованности действий
– расслабление и напряжение мышц
– освоение пространства
– создание образа с помощью выразительных пластических движений
– навыков действий с воображаемыми предметами
– импровизации

  • действия героев и особенности их поведения в контексте произведения сначала обсуждаются, затем демонстрируются
  • предоставляются равные возможности для участия в инсценировке
  • коллективное участие в совместном действии

Включение в программу начального обучения урока театра дает свои положительные результаты:

  • Знания о театре, как о виде искусства;
  • Приобщение к художественной культуре;
  • Повышение мотивации обучения;
  • Улучшение качества произносительной стороны речи;
  • Активизацию познавательных процессов: память, внимание, воображение;
  • Раскрепощение психофизического аппарата ученика;
  • Улучшение психомоторного состояния;
  • Активизацию развития эмоциональной сферы;
  • Повышение уровня развития коммуникативных качеств;

В течение четырех лет дети были призерами школьного конкурса “Звездопад” (за активное участие во внеклассных мероприятиях), ежегодно выступали с театральными постановками за пределами школы: в детской школе искусств, доме культуры, детских садах города. Особую благодарность выражает школьный библиотекарь Л.А.Ткаченко за театральные постановки к юбилейным датам детских писателей: И.Крылов, Н.Носов, Шарль Перро, С.Я. Маршак, Л.Н. Толстой и др. (Приложение 1. слайды № 1-4)

На выходе из начального звена в среднее, ребята отличаются живой разговорной речью, культурой поведения, высоким уровнем учебной мотивации, общительности, что положительно влияет на качество успеваемости (100% успеваемость и 100% качество успеваемости подтвердились в пятом классе). Учителя среднего звена отмечают их активность на уроках, работоспособность и сплоченность классного коллектива.

В этом учебном 2009-2010 году продолжаю работу уже с шестилетками в пропедевтическом “0” классе. Соответственно разработала новый тематический план для детей с интеллектуальной недостаточностью 6-летнего возраста, который назвала “Учимся играть”.

Первый этап (пропедевтический) знакомства детей с театральным творчеством не требует специально театральных атрибутов. Выступления не являются главной целью занятий. Главная задача в этот период – развивающие игры.

Методы, формы и содержание театральных упражнений погружают детей в стихию игры,   сглаживая рамки урока. Все дети имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Развивающие театральные игры формируют внимание, воображение, смелость, доверие, навык слаженной работы, активизируется мыслительный, эмоциональный и социально-психологический настрой.

Особенностью работы в это период является многократное повторение упражнений и возвращение к ним через какое-то время. Некоторые виды упражнений повторяем на других уроках вместо физминутки. Обязательными являются упражнения на коррекцию произносительной (дикция) и выразительной (интонация, темп, сила голоса) стороны речи.

Занятия имеют следующую структуру:

  1. Упражнения “А” – на раскрепощение психофизического аппарата, улучшение психомоторного состояния, развитие двигательных способностей; координации движения, слухового и зрительного внимания. (Приложение 1. слайды № 5-7 )
  2. Упражнения “В” – на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, выразительности речи; (Приложение 1. слайды № 8-10)
  3. Специальные театральные игры и упражнения “С” – на развитие воображения, навыков действий с воображаемыми предметами, импровизации, согласованности действий, создания образов живых существ с помощью пластических движений, мимики и жестов. (Приложение 1. слайды № 11-13)

Уроки у шестилеток по 35 минут, поэтому на первые два этапа: упражнения вида “А” и “В уходит приблизительно по 10 минут, а на третий “С” (театральные игры) – 15 минут.

Примерный  план использования игр и упражнений в подготовительном классе

В заключение хочется сказать, что на пути своего развития, начиная с истоков и до наших дней, школьный театр переживал годы признания и подъема, периоды забвения и спада. Но  проблема включения искусства театра в учебно-воспитательный процесс волновала педагогическую мысль всегда. В настоящее время она становится особенно актуальной для детей с ограниченными возможностями (умственными, психофизическими), ведь речь идет о гуманизации образования – неповторимости и уникальности каждой личности!

Приложение 1 (презентация)