Исследовательский проект "Антропогенные факторы и их влияние на окружающую среду родного края"

Разделы: Биология, Экология


Разработка учебного проекта

Цель представленной работы - разработка учебного проекта в образовательной области “Биология”.

Предметы биологического цикла в нашей школе ведутся по У.М.К. В.Б. Захарова, Н.И.Сонина, С.Г. Мамонтова, М.П. Сапина. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия биологии с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыты людей, предмета из окружающей действительности. Оно способствует формированию у школьников системы знаний о природе, обществе, процессе их взаимодействия, исследовательской деятельности; осуществлению межпредметных связей, реализации деятельного подхода при изучении окружающей среды родного края.

Данный проект может быть реализован при изучении главы “Биосфера и человек” в 9–11-х классах.

Учебный проект рассчитан на 5 уроков.

1 урок – подготовительный (происходит постановка целей и задач, разделение учащихся на группы, распределение заданий в группах).

2 урок – экскурсия. Работа в группах по выбранной теме.

3 урок – основной. Работа в группах по выбранной теме.

4 урок - основной. Исследовательская работа в группе.

5 урок – презентация проекта.

Планирование и проведение уроков в форме учебного проекта не должно вызвать особого затруднения у педагогов, так как многие составляющие данной технологии заложены в самой программе. Тема предъявленного проекта не случайна, так как позволяет реализовать основные задачи обобщающего урока с использованием исследовательской деятельности, способствующей изучению окружающей среды родного края.

Данная тема актуальна, потому что в “Кильмезском районе Кировской области с 1975 года размещен могильник ядохимикатов, содержащий 591,4т. пестицидов. В нем хранятся хлорорганические, ртутьсодержащие, мышьяксодержащие и другие препараты”.[1]

Методический паспорт учебного проекта

Проект: “Антропогенные факторы и их воздействий на окружающую среду родного края”.

Предмет: “Биология”.

Класс: 9.

Тип проекта: Исследовательский.

Планируемый результат: Ученики в группах проводят проектно – исследовательскую работу “Состояние окружающей среды родного края”. Защищают проект в различных формах (реферат, газета, доклад, справочник…). Вид презентации – научно– исследовательская конференция.

Цели проекта.

Образовательные:

1. Расширить и углубить знания об антропогенных факторах и их воздействие на окружающую среду.

2. Продолжить формирование исследовательской деятельности.

3. Реализация деятельного подхода при изучении и охране окружающей среды.

Воспитательные:

1. Воспитание самостоятельности и ответственности при выполнении индивидуальных заданий и самостоятельной работы.

2. Воспитание коллективного сотрудничества, чувства ответственности за результат своего труда.

Развивающие:

1. Развития познавательного интереса.

2. Развитие умения и навыков работы с лабораторным оборудованием, выполнение исследовательской деятельности.

Возраст: 15 – 16 лет.

Режим работы: Урочная и внеурочная форма.

Материально-техническое обеспечение: Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, фильтровальная бумага, воронки. Химический стакан, предметное стекло, лакмусовая бумага, стеклянная палочка, плоскодонная колба, стеклянный цилиндр. Микроскоп, лупа, секундомер и др.

Информационное обеспечение: Видеофильм “Кильмезский ядомогильник”, “Антропогенные факторы и их воздействие на окружающую среду”.

Мотивация к работе: Проведение исследовательской работы – узнать экологическую обстановку в п.г.т. Кильмезь, проявление себя при защите проекта.

Предполагаемые приращения:

1. Использование новых практических приемов: исследование воды, почвы, воздуха, состояние здоровья человека.

2. Обобщение понятий: антропогенные факторы, сила и степень воздействия антропогенных факторов на окружающую среду.

3. Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, лабораторным оборудованием.

4. Развитие навыков самостоятельного принятия решения, мыслительной деятельности.

5. Развитие навыков самоанализа, и рефлексии, воспитание толерантности, расширение кругозора.

Статус учебного проекта

Автор-разработчик: Крысова Светлана Михайловна, учитель биологии муниципального среднего общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Кильмезь, Кировской области.

Опыт апробирован на 9 классах.

Степень распространения: между школами Кильмезского района, Кировской обл.

Работа над проектом

На первом уроке осуществляется фронтальная работа с классом. Она начинается с постановки проблемы о существующем могильнике ядохимикатов и просмотре видеофильма. В дальнейшей дискуссии определяется значимость предстоящей работы. Ставится цель, сообщаются темы исследовательского проекта. Каждый ученик выбирает тему, над изучением которой ему хотелось бы работать. В процессе беседы обсуждаются следующие вопросы:

Какое влияние человек оказывает на окружающую среду?

Какое воздействие оказывает человек на водные, почвенные и другие экосистемы?

Какое влияние может оказывать ядомогильник на экосистемы и здоровье человека?

Что можно сделать, чтобы сократить воздействие антропогенных факторов на окружающую среду?

Затем с помощью ребят определяются основные направления предстоящего исследования, формируются темы:

  • антропогенные факторы и загрязнение атмосферы родного края;
  • роль антропогенных факторов в загрязнении вод родного края;
  • роль антропогенных факторов в загрязнении почв родного края;
  • влияние антропогенных факторов на здоровье человека;

Следующий этап урока: деление учащихся на максимально разнородные по успеваемости группы по 5-7 человек и распределение заданий внутри группы.

Каждая группа получает задание, значимое для ребят: подготовиться к экскурсии, продумать ход выполнения экспресс-анализа по выбранной теме, продумать проект решения данной проблемы и представить его на заключительном уроке, исследовательско-практической конференции. Учитель предлагает список литературы для самостоятельной работы при выполнении данного проекта.

На втором уроке: проведение экскурсии. Экскурсия проводится по местам изучаемых объектов, в данном случае - это сквер около школы, берег реки, центральная больница.

На третьем уроке – работа в группах. Проведение экспресс- анализа по выбранной ребятами методике.

Четвертый урок посвящен работе в группах. Подготовка презентации и выступлений по защите проекта.

Пятый урок посвящен защите проекта. По ходу выступления групп учащиеся заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и выданную каждому в начале урока.

Проблема. Причины возникновения проблемы. Возможные пути решения проблемы
Загрязнение атмосферы.    
Загрязнение водоемов.    
Загрязнения почвы.    
Ухудшение здоровья человека.    

Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех членов группы в реализации проекта, объём изученного материала и качество анализа собранной информации, соответствие оформления результатам работы стандартным требованиям, качество сообщения о результатах проекта, убедительность ответов на вопросы при защите реферата, полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы, достижение поставленной цели.

Работа каждого ученика по проекту отражалась в оценочных листах, где проставлялись оценки за групповую работу, индивидуальные доклады, реферат, за участие в обсуждении других работ. После чего выводился средний балл, который и являлся итоговой оценкой.

Рефлексия. Ответить на предложенные вопросы в письменном виде:

Что у Вас не получилось и почему? Что бы Вам хотелось изменить при проведении следующего проекта? (Можно дать в виде домашнего задания).

Таким образом, каждому ученику предоставляется возможность обдумать результаты своей работы и сделать выводы, которые могут пригодиться как ему лично, так и учителю при планировании очередного проекта.

После осуществления данного проекта получился следующий ход его выполнения.

Тема: “Антропогенные факторы и загрязнения атмосферы”

Ответьте на вопросы:

1. Какими особенностями обладает воздушная среда обитания и как человек воздействует на неё?

2. Какие основные источники загрязнения воздуха вам известны?

3. В чём заключается рациональное использование атмосферы?

Задания для экскурсии:

1. Определите, какие изменения состава атмосферы произошли в последние годы (визуально)?

2. Определите виды антропогенных источников загрязнения атмосферы посёлка Кильмезь, и их значения.

Экспресс-анализ.

Определите чистоту воздуха последующему методу: “Исследование воздуха на содержание твердых примесей”.

Присутствие в воздухе твёрдых частиц – важная характеристика чистоты воздуха.

Проверить наличие в воздухе твёрдых частиц, можно следующим образом:

  • вырежьте из плотной бумаги несколько прямоугольников, размером 10x6 см, сделайте в их центре прямоугольное отверстие размером 3x2 см.
  • заклейте центральные прямоугольники липкой лентой.
  • вывесите полученные образцы в разных местах: на дереве во дворе школы, у окна, выходящего на шоссе, в школьный кабинет во время уборки, спортивном зале и т.д.
  • через 4 часа соберите образцы и оцените качество воздуха: в начале на глаз, а затем под микроскопом. Сосчитайте количество твёрдых частиц на каждом образце. Проведите классификацию твёрдых частиц по размеру.

Заполните таблицу:

Размер частицы В кабинете В спортзале На улице В парке
Более 1 мм        
Менее 1 мм        
Общее число        

Проанализируйте свои результаты:

Общее число:

10–20% - воздух чистый;

30–40% - воздух средней чистоты;

50 % и более - воздух загрязненный.

Исследование воздуха на содержание в ней пыли можно провести и другим способом.

  1. Соберите листья растения в разных местах: около оживленной автодороги, парке, во дворе жилого дома, у школы.
  2. Накройте лицевую сторону листа липкой лентой, затем аккуратно снимите её с листа и приклейте к листу белой бумаги.
  3. Рассмотрите и сосчитайте количество твёрдых частиц на листьях из разных мест.
  4. Проведите классификацию твердых частиц по размеру.
  5. Проанализируйте результаты, выясните взаимосвязь между качеством воздуха (суммарное количество пыли и число мелких частиц) и местонахождением растений.
  6. Заполните таблицу, сделайте выводы анализа (смотри выше).

Подготовьте реферат по данной теме и предложите свой проект решения данной проблемы.

Тема: “Роль антропогенных факторов в загрязнения вод Мирового океана”

Ответьте на вопросы:

  1. Какими особенностями обладает водная среда обитания и как человек воздействует на неё?
  2. Какие основные источники загрязнения воды вам известны?
  3. В чём заключается рациональное использование воды?

Задание для экскурсии:

  1. Определите, какие изменения береговой зоны реки Кильмезь произошли в последнее время в связи с хозяйственной деятельностью человека.
  2. Определите, какие виды мусора (бумага, стекло, металл, полиэтилен) чаще всего встречаются.

Экспресс-анализ воды.

  1. Проведите анализ воды. Описание смотри в учебнике “Химии. 8 класс”.[2]
  2. Подготовьте реферат по данной теме и предложите свой проект решения данной проблемы.

    Тема: “Роль антропогенных факторов в загрязнения почвы”

Ответьте на вопросы:

  1. Какими особенностями обладает почвенная среда и как человек воздействует на неё?
  2. Какие основные источники загрязнения почвы в посёлке Кильмезь вам известны?
  3. В чём заключается рациональное использование почвенных ресурсов?

Задания для экскурсии:

  1. Определите, какие изменения структуры почвы произошли в последние годы.
  2. Каким видам эрозии почва подвергалась?
  3. Определите виды антропогенных источников загрязнения почвы, и их значения.

Экспресс-анализ почвы.

  1. Проведите анализ почвы, описание смотри в учебнике “Химия. 8 класс”.[2]
  2. Подготовьте реферат по данной теме и предложите свой проект решения данной проблемы.

Тема: “Роль антропогенных факторов на здоровье человека”

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое здоровье человека, какие положительные и отрицательные факторы влияют на него?
  2. Определите, какие изменения в здоровье населения пос. Кильмезь произошли в последние годы?
  3. Какая средняя продолжительность жизни населения пос. Кильмезь, самые распространенные заболевания, причины смерти?
  4. Определите виды антропогенных источников загрязнения влияющих на здоровье человека?

Задание для экскурсии.

Пополните свои ответы на вопросы у квалифицированных врачей Центральной больницы пос. Кильмезь.

Экспресс-анализ: “Культура физического здоровья”.

Сделайте экспресс-анализ своего здоровья.

Оценка веса тела. Чтобы узнать, соответствует ли вес норме, можно воспользоваться принятой Всемирной организацией здравоохранения формуле КЕТЛЕ, для расчёта индекса телесной массы.

Для этого вес в килограммах делят на квадрат роста (метрах). Самое оптимальное соотношение между ростом и весом отвечает индексу телесной массы, равному 21. Если значение индекса превышает это соотношение даже на единицу, вес – избыточен. Оценка физической работоспособности путём определения дыхательных возможностей организма”.

Для начала учащиеся определяют время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем делают двадцать приседаний, после чего 30 секунд и через минуту в положении сидя определяют время задержки дыхания на вдохе.

Результаты оцениваете по таблице:

Первая проба Вторая проба Третья проба Оценка
60 секунд и более 30 секунд и более Более 60 секунд Отлично
40 – 55 секунд 15 – 25 секунд 35 – 55 секунд Хорошо
20 – 35 секунд 12 секунд и менее 24 секунды и менее Плохо

Посчитайте число курящих учащихся вашего класса, сделайте вывод.

Подготовьте реферат на тему: “Роль антропогенных факторов на здоровье человека, предложите свой проект решения проблемы. Приложение 1

Литература

1. Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование. 996.

2. Габриелян О.С. Химия – 8 класс. - М: Дрофа. 2005.