Система методической работы в Доме детского творчества

Разделы: Администрирование школы


Методическая работа в УДО – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства.

Основная цель методической работы Дома творчества – создание условий, способствующих повышению качества воспитательно-образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов. Методическая деятельность направлена на решение следующих задач:

  1. Совершенствование существующих форм, методов, средств обучения и воспитания.
  2. Совершенствование образовательных программ.
  3. Внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта и современных педагогических технологий.

Структура управления методической работой (Презентация).

Функции методической работы

1) Аналитическая, которая включает в себя мониторинг профессиональных и информационных потребностей; изучение и анализ состояния и результатов методической работы в учреждении; определение направлений ее совершенствования.

2) Информационная – это информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии дополнительного образования, о содержании дополнительных образовательных программ, учебно-методических комплексах, ознакомление педагогических работников учреждений дополнительного образования с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений.

3) Организационно-методическая: обеспечение комплектования фонда учебно-методических материалов для учреждения, взаимодействие и координация методической деятельности с управлением образования и другими учреждениями дополнительного образования.

4) Консультационная: организация консультационной работы для педагогов дополнительного образования, популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Повышение квалификации педагогов осуществляется через внешние и внутренние формы повышения квалификации.

К внешним формам повышения квалификации относятся курсы КРИПК и ПРО, где практически каждый педагог может повысить свой профессиональный уровень в межаттестационный период.

Кроме того, педагоги участвуют в конференциях и семинарах районного и областного уровня.

К внутренним формам повышения квалификации педагогических работников относятся: методические объединения ПДО, работа над единой методической темой, временные творческие коллективы, семинары, обобщение педагогического опыта, Школа молодого специалиста, проведение консультаций, самообразование, разработка дополнительных образовательных программ, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Методические объединения педагогов дополнительного образования проводятся 4 раза в год. Используются такие формы проведения методических объединений: творческий отчет, открытые занятия, мастер-класс, методический фестиваль.

На методических объединениях рассматриваются вопросы: по организации практической и теоретической деятельности педагога дополнительного образования; планирование и организация работы творческих объединений, педагогика и психология младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Ежегодно в учреждении ведется работа по единой методической теме. Темы, по которым работало учреждение: «Технология разработки дополнительной образовательной программы», «Технология организации современного учебного занятия». Работа по теме проходит в форме теоретических и практических семинаров, учебных занятий, взаимопосещений, разработке методических рекомендаций. Методистами и педагогами Дома детского творчества №2 в течение последних лет были разработаны методические материалы по разным направлениям деятельности. Например: «Документация творческого объединения» «Рекомендации по составлению образовательной программы» «Интеллектуально-познавательные игры и методика их организации» и др.

Семинары проходят в рамках работы по единой методической теме: «Алгоритм проектирования образовательной программы», «Технология разработки учебно-тематического плана программы», «Экспертиза дополнительных образовательных программ», «Требование к оформлению образовательных программ», «Структура и содержание образовательной программы», «Виды программ»; «Современное учебное занятие», «Организация и проведение учебного занятия», «Активные формы познавательной деятельности на занятии в УДО», «Типы и виды занятий».

В рамках подготовки к педагогическим советам, методическим объединениям, организации воспитательных мероприятий, для создания творческих проектов формируются временные творческие группы педагогов.

В течение нескольких лет успешно функционирует медиатека, цель, которой – создание банка данных актуального опыта, его обобщение и пропаганда. Так, в 2006 – 2007 учебном году был обобщен опыт работы Фраш Н.М. – педагога творческого объединения «Мастер». В 2007 – 2008 учебном году обобщен опыт работы Фоминых Н.Н. – педагога творческого объединения «Теремок»; ею разработаны методические разработки «Развитие речевого дыхания».

В целях оказания практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства работает школа молодого специалиста. Формы работы: теоретические занятия, открытые уроки наставников, деловые игры, семинары, анкетирование.

Чтобы успешно решать многообразные проблемы образовательного процесса, кроме курсовой подготовки в Доме творчества ведется систематическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через самообразование, индивидуальные консультации.

Одна из форм методической работы – оказание консультативной помощи педагогам. В течение учебного года методистами Дома творчества проводятся индивидуальные консультации по таким вопросам как «Разработка и оформление образовательной программы дополнительного образования детей», «Оформление документов на аттестацию», «Мониторинг в деятельности педагога дополнительного образования», «Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе.», «Организация и проведение праздников», «Подготовка к концертам, конкурсам» и др.

Серьезное внимание в учреждении уделяется самообразованию педагогов, так как считается, что резервы для повышения уровня своего профессионального и личностного развития нужно находить в самом себе. Все педагоги Дома творчества составляют индивидуальные планы самообразования в соответствии с направлением деятельности, в конце учебного года подводят итоги работы по самообразованию на методических объединениях, творческих отчетах. Например, за 3 прошедших года педагоги работали над такими темами самообразования как «Роль современной музыки в развитии ребенка», «Физическая активность как фактор воспитания физической культуры ребенка», «Формирование гармонически развитой личности через организацию театральной деятельности». Формы представления результатов самообразования различны: открытое занятие, творческий отчет, методический фестиваль, реферат и др.

Одной из форм демонстрации педагогического мастерства являются открытые занятия. Открытые занятия показывают, что педагоги умело, используют теоретические знания о психофизиологических возрастных особенностях детей, развивая познавательный интерес и творческую активность детей, мотивируя их на достижение успеха.

В своей практике педагоги внедряют инновационные педагогические технологии: технология личностно-ориентированного образования, технология коллективного взаимообучения, технология игрового обучения (ролевые, деловые и др. виды обучающих игр), здоровьесберегающие технологии, фонопедическая технология.

Результатом работы по повышению профессионального мастерства педагогов является участие в конкурсах «Сердце отдаю детям», «Педагогический олимп», «Педагогические инновации», фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Таким образом, методическая деятельность способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.