Урок по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


 «Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным».
Паскаль

Ход урока

1. Устная работа.

а) Объясните фразы:

  • гениальный математик древности Архимед родился в 287 г до н.э.
  • русский математик Лобачевский родился в 1792 году
  • первые олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э.

б) Найдите недостающие числа в ряду: 8;-3;6;-5;*;*.

в) Вычислить: -3+(-2)+…+3+4.

г) Вписать недостающие числа, чтобы равенство было верным:

2 + * = -8;

-9 -12 = 9 - *;

-2 + * = * -3;

* - * = -8.

д) Выяснить недостающий рисунок:

е) Указать верные утверждения и отгадать слово:

  1. -4,5+3,7=-0,8 (И)
  2. /х-5/=0, х=0 (К)
  3. -5 > -6 (Н)
  4. /-4/= -4 (Е)
  5. -7,91-1,09=-9 (Д)
  6. -5,7-(-5,7)=0 (И)
  7. /-1,7/-/4.7/= 3 (Л)
  8. 4,5-(-7,8)=-3,3 (А)
  9. 1,35-8,05=-6,7 (Я).

У учащихся должно получиться слово ИНДИЯ.

Одним из первых толковал отрицательные числа индийский ученый Брамагупта (6 век н. э.), с которыми он столкнулся при решении уравнений. Положительные числа – имущество, отрицательные числа – долги. Рассматривал отрицательные числа и греческий математик Диофант в 3 веке н. э. А еще раньше китайские ученые во 2 веке. Но точно сказать трудно, т.к. император Ши Хуан Ди , разгневанный на ученых, приказал сжечь все научные книги, а авторов казнить. Содержание этих книг дошло до нас в отрывках из которых известно, что китайцы не знали правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел. Впервые его сформулировали индийские ученые. В Европе к отрицательным числам обращался итальянский ученый Фибоначчи.

2. Письменная работа.

У учащихся на партах лежат задания по вариантам, решив которые должен получиться числовой код. Двое учеников решают на закрытых досках.

 1 вариант

 

 

2 вариант

1) 27,3-(-2,6)= а

 

 

1) -5,6-3,7= а

2) -3,3 – а = б

 

 

2) 31,2 – а = б

3) 13 – б = с

 

 

3) -12 – б = с.

(1) -33,2; (2) -52,5; (3) -9,3; (4) 29,9; (5) 40,5; (6) 20,2.

Учащиеся сдают решения и сверяют свои коды, записанные в тетрадях, с решениями учащихся у доски.

3. Математическое «Поле чудес».

Учащиеся разбиты на 6 групп. Каждая группа выполняет свое задание.

1 группа:

  1. 2,6 – (-0,2);
  2. -45 + (-29);
  3. 1/5 – 13/15;
  4. 1/3 – 2/3.

2 группа:

  1. -7,5 + /-10,3/;
  2. -82 + 8;
  3. 1/4 – 11/12;
  4. -0,4 + /-2,5/.

3 группа:

  1. -10,5 – 7,03;
  2. 25 – 99;
  3. -8,43 – 9,1;
  4. -6,7 – 4,61.

4 группа:

  1. -13,81 – 5,9;
  2. 3/4 – 5/6;
  3. 0 – (-2,1);
  4. -6,7 + /-4,61/.

5 группа:

  1. 28 – 102;
  2. -9,5 + /-12,3/;
  3. 1/2 + (-1/3);
  4. -0,51 – 0,2.

6 группа:

  1. -39 + /-52/;
  2. 2/3 – 1;
  3. 13/24 – 5/8;
  4. -0,6 + 2,7;
  5. 0,43 – 3,2.

А (-74); Е (-1/3); З (-19,71); И (2,1); К (-17,53); Л (13); Ы (1/6); М (2,8); Н (-1/12); Т (-2/3); У (-11,31); Ш (-0,71); Ц (-2,09); Я (-2,77).

В результате этой групповой работы на доске открывается следующее высказывание:

МАТЕМАТИКА – КУЗНИЦА МЫШЛЕНИЯ. (Китайская мудрость.)

4. Подводится итог урока, выставляются оценки.