Урок "Библейские растения Самарской области". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Целb:

  • Показать связь знаний о растениях библейских времен с научными сведениями современности, ощутить живое течение истории.
  • На примере растений, упомянутых в Библии и произрастающих в Самарской области, выявить особенности их выращивания в климатических условиях Самарской области.

Задачи:

Образовательные:

  • Предварительно изучив текст Библии, выявить растения, занимавшие в жизни человека особое место.
  • Исследовать современные сведения об этих растениях и особенностях их выращивания в Самарской области (данные научной литературы и Интернет-ресурсы).
  • Сравнить растения библейских времен и их современных потомков, отметить черты сходства и различия (на примере трех растений).

Воспитательные:

  • Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира растений
  • Прививать учащимся любовь к растительному миру.
  • Воспитывать у учащихся любовь к родному краю через духовно-нравственное просвещение.

Развитие личности:

  • Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации.
  • Для развития биологического языка включить в урок следующие термины: однозернянка, мягкие и твердые сорта пшеницы, кедровая сосна.

Оснащение: доска: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблицы с изображением пшеницы и ячменя.

Дидактический и раздаточный материал: колосья пшеницы и ячменя, хвоя кедровой сосны, кедровые орешки, ксерокопия карты Самарской области, цветные карандаши.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН

Форма урока: урок-путешествие

Используемые технологии: эвристическая беседа, проблемная беседа, доклад, ИКТ.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент (1–2 мин).

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке. Формулировка цели и задач урока.

2. Основная часть (30 мин)

Вступительное слово учителя.

– Библия, особенно если смотреть на нее как на собрание древних преданий и историй, содержит множество интересных сведений об ушедших временах. И не только о традициях и обычаях народов, обитавших тысячелетия тому назад в окрестностях Средиземного и Красного морей, но и о растительном мире.

В текстах Ветхого и Нового Заветов упоминается около 120 растений. Однако наши далекие предки выращивали лишь семь главных аграрных культур. Но это не помешало египтянам, грекам и римлянам построить могучие державы, создать шедевры искусства… Сколько же все-таки растений необходимо современному человеку? Ответ находим в Книге книг. Ведь Богу угодны все – от прекрасной пальмы до худого сорняка. Просто нужно по-божески обращаться с зеленым миром, и тогда его хватит на всех.

Уважение к растениям – в библейской традиции. Но, осознавая, что он создан по образу Божьему, человек перестает отождествлять себя с миром растений и животных. В Библии растения уже не выступают защитниками рода или воплощением духа предков. Авторы библейских текстов уделяют внимание растениям в зависимости от их практического или эстетического значения. Обычно пшеница, ячмень и маслина служат мерилами благосостояния. Деревья, травы и плоды становятся символами различных добродетелей, а жизнь культурного растения – даже примером для подражания. В эпоху пророков жизнь человека во многом зависела от урожая аграрных культур, и такие сравнения были ему близки. Скажем, этапы духовного воспитания повторяют, по аналогии, последовательность полевых работ – сев, уход за растениями, жатву.

Поэтому сегодня мы совершим с вами путешествие в мир библейских растений, которые растут в непосредственной близи от нас – в Самарской области.

Итак, 1-я остановка в нашем путешествии. Попробуйте угадать, о каком растении идет речь?

Вырос в поле дом, полон весь зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Дети отвечают – пшеница.

Учитель: Человечество возделывает пшеницу уже 6-8 тысяч лет назад на территории современного Ирака, Турции и Иордании. Десятки раз она упоминается в Библии. Среди богатств земли обетованной, первой называется пшеница.

Сообщение ученика (ученицы):

– Предуведомляя о приходе Христа, который отделит Добро от Зла, Иоанн Креститель сравнивает Добро и Справедливость с пшеничным зерном: “Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым”. Метафорическое выражение “отделить зерно от соломы (мякины)” доныне остается понятным и употребительным. Ведь в библейские времена, как и теперь, пшеница была важнейшим культурным растением Европы и Ближнего Востока. Десятки раз она упоминается в Библии. Среди богатств земли обетованной, первой называется пшеница.

От урожая хлебных культур зависело благополучие страны, где часто не хватает дождей. Поля в тогдашней Палестине не поливались. Поэтому Библия нередко повествует о голодных годах; наряду с этим Египет упоминается как страна, изобильная водою для орошения хлебов.

Учитель: Найдите в тексте Библии книгу Пророка Исаии, глава 28, строка 24,25. Прочтем: “Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет, когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним” (Исаия 28:24,25).

Сообщение ученика (ученицы):

– Выращивать пшеницу начали на Ближнем Востоке девять тысяч лет назад. Тогда она была не столь роскошной, как нынче. Тоненький, ломкий колос рассыпался на отдельные колоски; падая на землю, колосок вонзался в нее остью, будто маленьким копьем, и оставался там, пока не прорастало единственное зернышко. Так и назвали эту дикую пшеницу – однозернянка. Растет она в предгорьях Малой Азии, откуда попала в Крым, где считается редким растением.

Когда Иоанн Креститель обращался к первым христианам, пшеница уже была похожа на свою современную сестру и в ее колосе было несколько десятков полновесных зерен.

Так и остается загадкой, кто и когда подарил человечеству первое из библейских растений “большой семерки”.

Учитель: А теперь поговорим о выращивании пшеницы в Самарской области. Во второй половине 19 века российский рынок претерпел значительные изменения, и Самарское купечество сорентировалось на выращивание продовольственного зерна. Самарский край стал одним из центров России по выращиванию пшеницы. Эта пшеница шла на экспорт, быстро развивала хлебоперерабатывающую промышленность самарской губернии, вторичные от нее производства – пивоварение, кондитерскую промышленность и транспорт.

Большая часть пшеничного зерна размалывается на муку, которая идет на выпечку хлеба. Пшеничный хлеб отличается высокой питательностью, хорошей усвояемостью и отличным вкусом. Он не приедается и прост в приготовлении.

Вопрос классу: А что еще можно приготовить из пшеничной муки? (Ответы детей: кроме хлеба из пшеницы готовят крупы, макаронные и кондитерские изделия, крахмал, спирт).

Зерно пшеницы легко хранить, перевозить, перерабатывать. Отруби, получаемые при переработке зерна – ценный корм для животных.

В настоящее время в Самарской области ведется работа над повышением урожайности зерновых культур и их качества. Так, в северных районах губернии находятся экспериментальные поля для выращивания озимых, ожидаемый урожай которых составит порядка 30 и выше центнеров с гектара. В хозяйстве Красный ключ Исаклинского района выращивают 12 сортов пшеницы, например “Волжская К”, “Волжская 100”. В настоящее время испытания этих и других сортов продолжаются. В Самарской губернии, например в Безенчукском и Красноармейском районе, успешно выращиваются такие сорта озимой пшеницы как Малахит, Безенчукская 380, Светоч и Лютесценс 661, а также Поволжская 86 и Лютесценс 2860.

Учитель: А сейчас, ребята, найдите на контурной карте Самарской области районы с центрами г.Исаклы, Красноармейское и Безенчук и раскрасьте желтым карандашом.

Учитель: А теперь остановка 2. Познакомимся с другим из семи благословенных растений Земли. Ячмень, стоит в текстах Библии рядом с пшеницей, но всегда после нее. Понятно, ведь ячменное зерно ценилось меньше. Вспомним хотя бы упоминание Иоанна Богослова о трех ковшах ячменя, которые стоили одного ковша пшеницы.

Сообщение ученика (ученицы):

– Ячмень сеяли на бедных землях, по сухим холмам и на краю пустыни. Неприхотливый ячмень давал кое-какой урожай, и собирали его накануне большой жатвы. Довольствовались ячменным хлебом бедняки; чудо насыщения пятитысячной толпы пятью ячменными хлебами произошло весной, перед Пасхой, когда запасы зерна иссякали и многие бедные люди голодали. Старинная поговорка “Приймай ячне за вдячне” советует довольствоваться тем, что Бог дает.

С тех пор ячмень не потерял своего значения, оставаясь четвертой зерновой культурой Земли после пшеницы, кукурузы и риса. Его возделывают во всем мире на 90 миллионах гектаров. А благодаря тому, что ячмень не особенно боится холодов, его сеют в Финляндии у самого Полярного круга, а в Тибете и Непале – на заоблачной высоте в пол-Эвереста.

Недавно в северной Англии археологи нашли деревянные дощечки с неразборчивыми буквами. Когда надписи, выполненные 1900 лет назад классической латынью, прочитали, то оказалось, что это письма командира римских легионеров к префекту. В одном из посланий командир выражает свою озабоченность тем, что у легионеров закончилось пиво, и требует возобновить его запасы. Выходит, и в далекие времена от этого напитка зависело расположение духа воинов, охранявших границы Римской империи от воинственных кельтов.

Ячменное пиво было привычным напитком Руси уже в IX веке. А в начале XIX не было у нас даже захудалого местечка без пивного завода, со своей маркой напитка и даже маленькими технологическими секретами.

Учитель: Ученым Самарской области уже удалось вывести два новых сорта пивоваренного ячменя. Эти сорта будут доведены до соответствующей кондиции и, возможно, станут основными для производства пива. Хороший урожай ячменя (не менее 31 центнера с гектара) ожидают и аграрии ООО “Тафко”. Там высажено 14 сортов ячменя. Уже 3 года хозяйство экспериментальным путем определяет, какие сорта ячменя лучше всего растут на самарской земле. Пока преимущество на стороне “поволжского” сорта, который подходит для производства круп, кормов и даже пивоварения. Особенно успешно этот сорт выращивают в Безенчукском и Клявлинском районах. В ближайшее время хозяйства будут получать лицензию на семеноводческую деятельность. В условиях Самарской области также успешно выращивают цельное зерно ячменя сорта Волгарь.

Учитель: Ребята, возьмите красный карандаш и закрасьте на контурной карте Самарской области те районы, где выращивают ячмень.

Учитель: Третья остановка будет посвящена растению, которое не очень свойственно климатическим условиям Самарской области, но тем не менее успешно растет в нашей полосе. Для этого откройте Библию (Псалтирь 28:5). Прочитаем. О каком же растении идет речь?

Ответы детей: Кедр.

Учитель: Послушаем, что нам расскажут об этом растении.

Сообщение ученика (ученицы):

– Настоящие кедры представляют собой вечнозеленые и теплолюбивые растения. В Ливане произрастает кедр ливанский, а на территории России сибирским кедром называют кедровую сосну. Русское название "кедр" появилось после принятия христианства. Дело в том, что те иконы, которые первое время привозили из Византии, были написаны частично на пальмовых, а частично на кедровых досках. Когда в связи с развитием на Руси православия возникла необходимость массового изготовления икон, то использовать для этого ливанский кедр оказалось практически невозможно, так как рос он, по тем временам, в немыслимой дали. Тогда ему нашли замену в виде столь же долговечной, красивой и ароматной древесины сибирской сосны: у нее, в отличие от ливанского кедра, оказались съедобные плоды, а запасы ее были неограниченны. Так за сибирской разновидностью кедровой сосны в русском языке прочно закрепилось название “кедр”. Плотная, красивая, ароматная и долговечная древесина кедра считалась наиболее подходящим материалом для возведения дворцов и храмов. Египтяне еще в добиблейские времена использовали кедр и для отделки дворцов, и для изготовления саркофагов фараонов. Позднее массовую вырубку кедров, с последующей продажей бревен всем желающим, производили финикийцы. Это они поставляли царю Давиду кедровые бревна для строительства дворца.

Учитель: Откройте Библию (2 Царств 5:11). Прочитаем: "И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду".

Сообщение ученика (ученицы):

– Кедровые бревна поставляли в обмен на продукты питания и перевозили по Средиземному морю. Ливанский кедр шел не только на строительство. Библия свидетельствует, что лучшие мореходы и судостроители Древнего мира – финикийцы использовали стволы кедра, покрывавшего склоны гор их родины, для изготовления деталей кораблей.
В засушливом 1985 году, когда уровень воды в озере Кинерет упал до чрезвычайно низкого уровня, на обнажившемся дне, обнаружили отлично сохранившуюся лодку, которая была построена из кедра, кипариса и сосны без единого гвоздя. После длительного изучения археологи пришли к выводу, что эта рыбацкая лодка относится к тому периоду в истории, когда на берегах Галилейского моря мог проповедовать Иисус Христос.

Причина, по которой кедр часто упоминается в Библии, заключается вовсе не в том, что это прекрасный строительный материал. Благоухающее, красивое и долговечное дерево в библейской традиции является, с одной стороны, символом власти, величия, славы и богатства, а с другой – символом праведника, исполняющего Божью волю. Одновременно кедр олицетворяет то, что всегда сопровождает власть, – гордость, высокомерие и заносчивость, и в то же время служит напоминанием того, что Бог выше и могущественнее того, кто уподобляет себя кедру.

Учитель: Жители Самарской губернии неплохо осведомлены о севе проса да пшеницы, но гораздо меньше – о том, что в эти осенние дни у нас ложатся в землю и семена березы, лиственницы, сосны, рябины…Одним из таких питомников является питомник Чапаевского лесничества Самарского лесхоза. Это один из четырех питомников области, где начинаются работы по значительному увеличению посевных площадей. Этим призваны заниматься и питомники в Безенчукском, Большеглушицком, Похвистневском и Самарском лесхозах. И здесь уже идет работа по увеличению площадей, подготавливается почва. Силы чапаевцев были брошены на широкую посевную ленту соток в 8-10. Здесь легли в землю семена кедра – культуры, которая для Самарской области пока большая редкость. Чапаевское лесничество занимается кедром третий год. Так что пока культура находится в стадии эксперимента. Однако первые выводы налицо, специалисты обильно засыпают посевную ленту песком и опилками: кедру нужны легкие почвы.

Кедр ливанский – теплолюбивое растение. В России в естественном состоянии они не произрастают. У нас, в северных районах, они расти не будут – замерзнут. Но в Самарской области уже есть опыт их приживания в Шенталинском и Похвистневском районах.

Выращенные же в питомнике Чапаевского лесничества кедровые сеянцы, как и посадочный материал других культур, через пару лет отправятся по всей области. Но в первую очередь – наверняка в парки и скверы близлежащего Чапаевска.

Учитель: А сейчас возьмите зеленый карандаш и раскрасьте те области, в которых выращивают кедровую сосну.

3. Подведение итогов (6–8 мин)

Мотивация этапа: устранить обнаруженные пробелы в знаниях, с помощью вопросов для повторения закрепить изученный материал, сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока.

Вопросы для повторения и закрепления:

  1. Какие зерновые культуры являлись для человека главными в библейские времена? (Пшеница, ячмень.)
  2. Какое название получил кедр в России? (Кедровая сосна.)
  3. Для приготовления каких продуктов можно использовать пшеничную муку?
  4. Как использовали древесину кедра в библейские времена?
  5. В каких районах Самарской области произрастает пшеница, ячмень, кедровая сосна?

Заключительное слово учителя:

– В наши дни рассмотренные нами растения заметно отличаются от их древних предшественников: заметно увеличилась урожайность, количество семян в колосе, улучшилась устойчивость к заболеваниям и неблагоприятным погодным условиям, учеными было выведено множество новых сортов. Но, как и в библейские времена, значимость этих растений в жизни человека осталась прежней. Пшеница и ячмень – одни из главных хлебных злаков, кедровая сосна же, в связи со сложностью ее выращивания в Самарской области, используется для восстановления лесных массивов и озеленения городов.

Таким образом, библейские растения распространены не только на своей исторической родине, но и в Самарской области, а их значение для человека трудно переоценить.