Развитие творческих способностей учащихся на уроках художественного труда

Разделы: Начальная школа


В современной психологии и педагогике под творчеством детей понимается деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего раньше он не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка ребенка.

Творческие способности можно развивать на всех уроках в начальной школе. Я остановлюсь на уроках художественного труда. Сделать какую-то вещь своими руками еще не означает “сотворить” ее. Иногда детям даются “творческие задания” типа: “Сделай что-нибудь свое”, “Придумай другое оформление”, “Сделай дополнительные детали к изделию” и т.п. Такие задания будут развивать творческие способности только в том случае, если ученику понятен смысл работы и проводимых в ней дополнений. Это могут быть задания, связанные с усовершенствованием функциональной роли изделия в целом или отдельных его деталей, направленные на усиление внешней выразительности, а также задачи, требующие поиска более рационального приема работы, экономии времени, материалов и т.п. Они должны быть конкретны и целенаправленны и ни в коем случае не требовать от детей пустого и беспредметного “фантазирования”.

Рассмотрим это на отдельных примерах. В первом классе при работе учащихся с бумагой изготавливаем простейшую подставку для кисти (рис.1). Наряду с образцом изделия, учитель показывает учащимся и его развертку (рис. 2). Обычно дети выполняют разметку по шаблону, отрабатывая при этом приемы аккуратной разметки, сгибания, разрезания по намеченным линиям. Урок проходит значительно интереснее и изделие выполняется более осознанно, если включить в работу задачи, требующие осмысления конструкции.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Например, после сопоставления основного образца с его разверткой учитель показывает детям другой образец (рис. 3) и предлагает определить, какой должна быть его развертка. Ученики могут легко догадаться, что она будет точно такая же, только клапаны повернуты внутрь и склеены. Если возникнут затруднения, можно предложить учащимся выбрать из нескольких разверток нужную (рис. 4). Оба варианта подставок желательно оценить в сравнении их достоинств и недостатков. Какая из них лучше? Почему? Вторая более устойчива, не деформируется, зато первая может быть развернута и храниться, например, в папке. Такие оценки приучают детей размышлять над целесообразностью конструкции, что совершенно необходимо для выработки культуры технического мышления.

После этого учитель может показать детям развертку иного вида (рис. 5). Что это за конструкция? Получится ли из нее подставка для кисти? Какого вида она будет? Чтобы облегчить учащимся поиски решения (ведь это и первые опыты такого рода, к тому же и речевые затруднения могут дать себя почувствовать), можно опять показать им несколько подставок и предложить выбрать ту, которую они считают соответствующей данной развертке. Очевидно, это будет вариант “б” (рис. 6). Правильность решения желательно тут же продемонстрировать, развернув выбранную подставку или, наоборот, сложив заданную развертку. На уроке ученики могут выполнять как одинаковую для всего класса подставку, так и дифференцированные варианты – по собственному выбору или по заданию учителя. Способ разметки также может быть принят любой в зависимости от учебных задач: по шаблону, с помощью линейки, на глаз и пр. Вещественный результат урока от внесения в него подобных задач и заданий практически не меняется, но именно эти добавки позволяют учителю развивать мышление учащихся.

На последующих уроках учитель может использовать показанный прием разметки квадратного листа сгибанием для изготовления целого ряда изделий, к каждому из которых можно давать свои задачи. В этом случае учащиеся как бы решают последовательно систему задач, направленных на осмысление сходных конструкций. Например, корзиночка выполнена из квадрата, разделенного на 9 Частей (рис. 10). Начать анализ конструкции изделия можно с задачи. Учитель показывает предыдущую поделку- коробочку, просит сравнить ее с корзиночкой. Что между ними общего? А в чем различие? Какова же будет развертка корзиночки? Можно предложить детям сделать эскиз этой развертки, как они ее себе представляют, на листочках бумаги в клетку. Предварительно следует договориться, что контур развертки и надрезы выполнены толстыми линиями, а сгибы более тонкими. Можно дать детям и другой способ выполнения задания: выбрать из предложенных разверток (рис. 11) подходящую. Выполнить разметку такой развертки без измерительных инструментов, сгибанием, трудно, так как сторону квадрата надо делить на 3 части. Но можно воспользоваться способом разметки, усвоенным на предыдущем уроке.

Учитель произносит следующее: “Такую разметку выполнить непросто. Ведь здесь лист сгибается не пополам, как мы обычно делали и как делить его проще всего. Но все-таки есть один способ, довольно простой. Посмотрим, для какого изделия размечен этот квадратный лист. (Показать разметку для коробочки.) А это, как мы выяснили, развертка корзиночки. Нельзя ли использовать разметку этого листа коробочки для изготовления развертки корзиночки?”

Чтобы учащимся было легче сориентироваться, надо, чтобы развертка корзиночки была совместима по размерам с разметкой из предыдущего урока, как бы вырезана из нее, чтобы их можно было совместить и показать наглядно данный способ (рис. 12). То есть дети должны сообразить, что квадрат сначала делится сгибанием на 16 частей (как для коробки), а потом из него вырезается только квадрат из 9 таких частей. Если из большего квадрата вырезать меньший, то из оставшейся бумаги можно выполнить ручку.

На следующем уроке учащиеся будут выполнять коробочку с крышкой. Развертка ее выполнена на основе того же приема разметки, что и на предыдущем уроке. В связи с этим, можно поставить перед детьми следующую задачу. Учитель демонстрирует образец изделия и, обращаясь к выполненному на доске эскизу разметки (рис. 13), предлагает кому-либо из учеников нарисовать на этой сетке его развертку. Можно использовать и другой прием: каждому ученику дать сетку, начерченную на листке бумаги; на этих листах дети должны нарисовать развертку коробки с крышкой. Оформить этот момент можно в виде проверочной работы, в виде игры в конструктор, соревнования на самостоятельность, внимание, сообразительность и аккуратность и пр.

А можно сделать так. На доске нарисована, как на рис.13, сетка разметки и стрелка от нее, указывающая на развертку. Ученикам после рассматривания образца изделия предлагается самостоятельно выполнить разметку его развертки, опираясь на подсказку, данную на доске. К этому изделию могут быть даны свои творческие задачи и задания. Одно из заданий состоит в следующем. По внешнему виду несколько отличного, модифицированного изделия определить, чем оно по конструкции отличается от исходного. В нем несколько изменена конструкция крышки, чтобы она не открывалась сама собой (рис. 14). По желанию учащиеся могут выполнять именно такую коробочку.

Вторая творческая задача – продумать, как сделать к крышке замок, конструкция которого демонстрируется на образце (рис. 15). А как превратить этот замок в украшение? Некоторые варианты показаны на риc. 16, но детям лучше их не демонстрировать или демонстрировать не сразу, чтобы их поиски не оказались в плену предложенных вариантов.

Самостоятельное творческое задание – подумать о возможных вариантах украшения коробки. Подобные задания чаще всего даются учителями неверно: детям просто предлагается в оставшееся время украсить изделия по своему усмотрению. Но украшение в любой вещи выполняет очень ответственную роль: оно призвано сделать изделие лучше, выразительнее; кроме того, оно не может существовать само по себе, быть любым. Определенный предмет требует определенного украшения – в соответствии со своей формой, пропорциями, материалом, цветом, а главное – в соответствии с назначением. Иногда неукрашенный предмет лучше и выразительнее, чем украшенный. Все это необходимо рассмотреть на конкретных примерах, проанализировать закономерности художественного оформления изделия, и только с учетом этих закономерностей дети могут выполнять такие задания.

Отдельно следует проанализировать композицию украшения в изделии. Композиция строится, исходя из формы изделия, а форма данной коробки имеет свои особенности: все ее грани и крышка – это квадраты, следовательно, необходимо рассмотреть особенности композиции узора в квадрате. Может быть и такой подход, при котором все 4 стенки коробки украшаются как единая “полоса”,– тогда следует остановиться на композиции узора в этой форме. Целесообразно поставить и такое условие: украшение не должно быть слишком обильным, громоздким; это заставит детей искать простые и изящные решения.

Третья серия задач, которые можно дать в соответствии с этим изделием, аналогична тем, что выполнялись при изготовлении подставки для кисточек: ученикам предлагается представить, что может получиться из похожих разверток, но несколько отличающихся от той, с которой они только что имели дело. Это заставляет детей глубже осмыслить конструкцию изделия, понять общие принципы работы. На первый взгляд такие задания могут показаться трудными, однако, исходя из практики, можно утверждать, что дети не только справляются с ними, но решают такие задачи с большой охотой и увлечением. К тому же подобные задания даются как игры-головоломки, выполняются только по желанию и не влияют на отметку за выполнение изделия. Обычно дети пытаются решать их не только мысленно, во внутреннем плане, но и практически: проверяя себя, они тут же делают предложенную развертку, манипулируют с ней. Увлечение детей задачей часто бывает настолько сильно, что они продолжают решать ее после урока, дома, что заметно повышает их общий интерес к урокам трудового обучения.

Данную задачу можно усложнить еще тем, что включить в нее и неверный, ошибочный тип развертки, из которого вообще не может получиться коробочки, так как соединительные клапаны срезаны (рис. 17). Ребенок должен сообразить, что развертка сделана неверно. Правда, из нее можно выполнить коробку, но только с применением дополнительных деталей – соединяющих уголков (полосок бумаги). Это вариант (если дети не догадаются его предложить) учителю нужно показать самому, чтобы приучать школьников искать выход в любых ситуациях.

Рассмотрим еще один характерный тип урока работы с бумагой – аппликация из геометрических фигур. На этих уроках совершенствуется навык разметки по шаблону, приемы работы с ножницами и клеем, решается комплекс задач по сенсорному развитию учащихся: они углубляют свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по величине, цвету, пространственному расположению. К сожалению, в существующей практике подобные задания часто даются детям в упрощенной форме, что не способствует развитию детей. Обычно ученикам предлагается образец-аппликация, который нужно скопировать, пользуясь для разметки набором шаблонов, точно соответствующих по размерам и по количеству элементам образца. Такое задание служит исключительно отработке некоторых технологических умений – разметки и вырезания по шаблону. Однако известно, что дети обладают значительно большими интеллектуальными возможностями. Трудность состоит в том, что уровень практических умений обычно отстает, т. е. дети в состоянии понять больше и основательнее, чем воплотить практически. Но это нельзя считать основанием для упрощения практических заданий, наоборот, нужно давать первоклассникам достаточно сложные задания, обеспечивающие возможность дальнейшего развития интеллекта на базе их реальных практических умений.

Я разработала по данной теме ряд заданий, требующих от учащихся самостоятельного поиска способов работы, анализа конструкции изображения в целом и отдельных его частей. При этом стремилась, чтобы творческие задания органично включались в работу, заставляя каждого ребенка подходить к ней осмысленно. В наших заданиях техническая сторона может быть значительно упрощена, чтобы обеспечить детям соответствующий возрасту интеллектуальный уровень работы.

Урок проходит в виде игры с мозаикой из геометрических фигур. Каждый учащийся имеет карту-образец (или общая картинка висит на доске), а в остальном оснащенность детей разная, она зависит от индивидуальных возможностей. Например, наиболее слабые в практическом плане ученики получают контурный рисунок, изображающий то же, что и основной образец, и набор геометрических фигур из цветной бумаги. Из этого набора ученик должен выбрать такие фигуры, из которых может получиться изображение, соответствующее образцу, а затем наклеить их на контурный рисунок. В комплект входит больше геометрических фигур, чем нужно для работы, поэтому ребенок должен сопоставить их с образцом и отобрать только подходящие по цвету, форме и величине. При этом некоторые элементы изображения являются составными (рис. 18, 19). По этой же теме урок можно организовать и в других вариантах. Кратко рассмотрим их.

рис. 19 рис. 18
  1. Работа проводится, в основном, как описано выше, но контурный рисунок служит только для предварительной проверки взаиморасположения частей. Выложив изображение в соответствии с образцом на контурный рисунок ученик наклеивает фигуры. На другой, чистый лист плотной бумаги. Контурный рисунок можно и вообще не давать, если ученик может справиться без него.
  2. Более развитые дети могут получить набор фигур из цветной бумаги, разрезанных на более мелкие части, и из них будут выкладывать изображение. Следующие варианты требуют от учащихся значительно большего применения практических действий наряду с интеллектуальными.
  3. Вместо набора геометрических фигур из цветной бумаги ученик получает набор картонных шаблонов и цветную бумагу (шаблонов по форме и по величине может быть больше, чем надо). По шаблонам нужно обвести выбранные фигуры на бумаге нужного цвета, вырезать их и наклеить.
  4. Можно предложить ученику самостоятельно выполнить разметку некоторых заготовок из цветной бумаги сгибанием. В этом случае он получает цветную бумагу, подготовленную учителем таким образом, чтобы из нее удобно было разметить недостающие геометрические фигуры в соответствии с образцом. Например: ученику даются красный и желтый квадраты 80х80 см, из которых путем перегибания пополам удобно получить прямоугольники 40х80 (паровоз и вагончик).
  5. Наряду с основным образцом ученик получает варианты изображения на. отдельных карточках. Можно в соответствии с ними изменить форму, цвет отдельных элементов, добавить еще вагоны и т. д. При этом необходимо хорошо скомпоновать все элементы на имеющемся листе бумаги. В этом случае ученик может работать как с готовыми деталями из бумаги, так и заготавливать их самостоятельно – в зависимости от уровня общего развития, от сформированности практических навыков.
  6. Вместо большого образца ученик получает только уменьшенное изображение, которое дает представление о пропорциях, цвете и взаиморасположении элементов. Ориентируясь на него, ученик должен выложить из набора фигур (с помощью контурного рисунка или без него) изображение большей величины. В этом случае из комплекта геометрических фигур учителю следует исключить те, которые не подходят к контурному рисунку по величине, иначе ребенок будет введен в заблуждение.
  7. Для слабоуспевающих в качестве подсказки можно дать контурный рисунок, в котором показано, из каких геометрических фигур выполнен каждый элемент изображения (рис. 19).

Как мы видим, одна и та же практическая работа может быть на уроке организована по-разному. Однако при всем многообразии вариантов сохраняется ведущий принцип, положенный в основу данного задания: учащиеся самостоятельно анализируют образец, мысленно расчленяют его на части и только затем практически воплощают целостную конструкцию. Таким образом, при любом уровне практических умений ученик осуществляет не просто репродуктивную, подражательную деятельность, а работает более творчески, опираясь на собственную смекалку.