Преобразующая сила музыки Фредерика Шопена

Разделы: Музыка


Цель: на музыкальных примерах оценить преобразующую силу музыки Ф. Шопена. Воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине.

План урока:

  1. «Полонез» Ф. Шопен
  2. «Вальс № 7»  Ф. Шопен
  3. С. Ранда «Мальчишки»

ХОД УРОКА

Вход в класс. (Приложение 1, слайд 1)

Музыкальное приветствие.

Музыкальная загадка.

(Звучит «Полонез» Ф. Шопена)
– Название?
– Автор? (Приложение 1, слайд 2)
– Что такое полонез? (Приложение 1, слайд 3)
– Весь наш сегодняшний урок мы будем путешествовать во времени в рамках темы: стоп!
– Вспомните тему нашей четверти? (Преобразующая сила музыки)
– Что означает слово «Преобразует»? (Изменяет) (Приложение 1, слайд 4)
–  Назовите примеры в музыке, которые имели влияние на людей? (П. Чайковский. Хирург С.С. Юдин перед операциями обращался к партитуре симфонии :№ 6 П. Чайковского. С. Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке» рассказала о летчике А. Мересьеве. М. Теодаракис. Греческий народ вдохновлял своей музыкой на борьбу и т.д.). (Приложение 1, слайды 5, 6, 7, 8)
– Посмотрим, как музыка Ф. Шопена могла влиять на людей. Тема урока: «Преобразующая сила музыки Ф. Шопена» (Приложение 1, слайд 9)
– Переносимся в 19 век.
(Звучит волшебная музыка – перенеслись во времени)
– Ваше домашнее задание было найти интересную информацию о жизни Ф. Шопена.

Проверка домашнего задания.

– В какой стране родился Ф. Шопен? (Приложение 1, слайд 10)

Блиц-опрос.

– О чем так сильно тосковал Ф. Шопен? (О Родине).
– Да, первую половину своей жизни он жил счастливо, потому, что жил на Родине, а вынужденный переезд навсегда поселил в душе желание вернуться, быть вместе с близкими ему людьми.  Время пребывания в 19 веке закончилось и мы срочно должны переместиться в 20 век.
(Звучит волшебная музыка)
– 40-е годы 20 века. Россия. Какие события происходили в это время в нашей стране? (Война) (Приложение 1, слайд 11)
(Кадры военных действий, фотографии). (Приложение 1, слайды 12, 13, 14, 15, 16)
– 4 года русские солдаты мужественно сражались против фашистов. Гнали до самого Берлина.
Представьте себе картину: Берлин. Начало мая. Идут последние бои. Русские солдаты после очередного боя решили в руинах одного дома передохнуть. По чистой случайности в одной из уцелевших комнат этого дома стоял рояль. Русские солдаты мирно расположились около рояля, один из солдат сел за инструмент и заиграл.
(Звучит «Вальс № 7» Ф. Шопен) (Приложение 1, слайд 17)
– Характер? (Обратиться к листу эмоций)
– Тип музыки: песенный, танцевальный, маршевый?
– Название танца? (Вальс)
– Для вас прозвучал вальс № 7 Фредерика Шопена. (Приложение 1, слайд 18)
– Чтобы ответить на следующий вопрос, нам надо прослушать еще раз это произведение. Главный вопрос урока: Зачем русский солдат исполнял именно вальс Ф. Шопена?
(Повторное слушание «Вальс № 7» Ф. Шопен)
– Зачем русский солдат исполнял именно вальс Ф. Шопена? (Тоска по Родине, мирное время)
– Действительно, война разлучила очень много людей. Каждый из солдат вспоминал то, мирное время, когда он был счастлив. Вальс стал напоминанием мирного времени. Также русские солдаты тосковали по Родине, ведь они находились в Берлине,  и им всем быстрее хотелось вернуться с Победой домой! Машина времени перемещает нас в 21 век. (Приложение 1, слайд 19)
(Волшебная музыка)
– Как здорово, что мы с вами живем в 21 веке. Но мы не забудем подвиги наших дедов и прадедов, которые постарались для нас, обеспечили мирное будущее. Об этом новая песня.
Послушайте и придумайте ей название.
(Звучит песня «Мальчишки» С. Ранда) (Приложение 1, слайд 20)
– Название?
– Характер?
– Написала эту песню одна талантливая женщина из Новосибирска Светлана Ранда. Песня называется «Мальчишки». (Приложение 1, слайд 21)

Вокально-хоровая работа над песней.

Итог урока

– Как музыка Ф. Шопена могла влиять на людей? (Помогла русским солдатам вспомнить мирное время, в котором они были счастливы. Бороться до Победы!)

Домашнее задание (Приложение 1, слайд 22)

Отгремела война
Уже давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасок и мин,
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер
Разминирует наши сердца.
(Виктор Кочетков)

– Подберите к этому стихотворению картину или фотографию. (Приложение 1, слайд 23)

Оценки детям. (Приложение 1, слайд 24)

Организованный выход по песню «Мальчишки».