Фольклор. "Пословицы"

Разделы: Литература


Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли,
а не только одной памятью.
Л. Толстой

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели.

  1. Заинтересовать учащихся.
  2. Расширить представления о предмете речи.
  3. Соотнести литературный материал и жизненный опыт.
  4. Научить работать с дополнительным материалом.

Задачи.

  • Обосновывать свой выбор.
  • Аргументировать своё мнение.

Оборудование: наглядность (таблицы, пословицы).

Приёмы: поисковая деятельность, проблемная ситуация.

ХОД УРОКА

Учитель: времена годы, возрастные периоды в жизни человека, жанры фольклора тесно связаны между собой.

  • Весна – рождение – колыбельные песни.
  • Лето – детство – сказки.
  • Осень – взросление – песни, плачи.
  • Зима – старость – загадки, пословицы, поговорки.

Поговорим о пословицах. Мудрость – это образующаяся с годами способность поступать правильно. Мудрость – это разное отношение к жизни? Почему?

Задание: продолжать пословицы:

  1. Отвяжись, худая жизнь… (привяжись хорошая).
  2. Была бы охота… ( заладится любая работа).
  3. Маленькое дело… (лучше большого безделья).
  4. Плох тот солдат… (который не мечтает стать генералом).
  5. Лучше с умным потерять… (чем с дураком найти).
  6. Из одних слов… (шубу не сошьешь).

Работа по карточкам (подобрать синонимичные пословицы)

I группа пословиц

  • Век прожить – не поле перейти.
  • Весна да лето – пройдет и это.
  • Нет худа без добра.
  • От своей судьбы не уйдёшь.

II группа пословиц

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • На веку – не на боку.
  • От скуки бери дело в руки.

III группа пословиц

  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Дело мастера боится, а иной мастер – дела.
  • Из одной печи, да не одни калачи.
  • Дураков работа любит.

IV группа пословиц

  • Где много слов, там мало правды.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Многословие – не без пустословия.
  • Слово – серебро, молчание – золото.

V группа пословиц

  • Глупым словам – глухое ухо.
  • С умным браниться – ума набраться, с дураком мириться – свой растерять.
  • В умной беседе быть – ума прикупить, а глупо – и свой растерять.

VI группа пословиц

  • Выше себя не прыгнешь.
  • Берись за то, чему ты годен.
  • Взлетел орлом – прилетел голубем.

Учитель: У каждого человека свое жизненное кредо. Его можно сформулировать по-разному. Пословица является удобной формой выражения жизненной философии.

Задача: Выразить свою жизненную позицию, используя для этого пословицы.

  1. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
  2. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
  3. Язык мой – враг мой.
  4. Снеси яйцо, а потом кудахтай.
  5. Под лежачий камень и вода не течет.
  6. Зачем беспокоиться – над нами потолок еще не валится.
  7. Бестолкового учить – только себя трудить.
  8. Веселье – от всех бед спасенье.
  9. Дружба дружбой, а служба службой.
  10. Мало хотеть, надо уметь.
  11. Язык до Киева доведет.
  12. Чем больше терпенья, тем умнее человек.
  13. Что ни делается, все к лучшему.
  14. Один в поле не воин.
  15. Правду говорить – не всякому угодить.
  16. Глаза боятся, а руки делают.
  17. Выспишься – помолодеешь.
  18. Не боги горшки обжигают.
  19. Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Учитель: У разных народов есть пословицы.

Задача: К каждой пословице подобрать русский аналог.

  1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь.
  2. Перо сильнее меча.
  3. Молчаливость лучше многословия.
  4. Друга узнаешь в опасности.
  5. Не суди о человеке по внешности.
  6. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал.
  7. Что на уме, то и на лице.
  8. Если есть дым, есть и огонь.
  9. Из иголки делают палку.
  10. Много людей, много и мнений.
  11. Торопливым людям не хватает мудрости.
  12. И живи до старости, и учись до старости.
  13. Потихоньку далеко пойдешь, а с пляской скоро устанешь.

Учитель: Мы видим, что разные народы мыслят одинаково. Очевидно: мудрость одна.

Задача: Что позволяет пословице сохраниться без изменений?

Вывод: Краткость, ритмичность, определенная жизненная ситуация в каждой ее части.

Работа в малых группах.

Задача: В каждой группе пословиц найти общее. Какое значение эти пословицы имеют для вас?

1 группа:

Первую дочь бери по отцу и матери, а вторую по сестре.

Родители берегли дочь до венца, муж должен беречь ее до конца.

Воля и добра мужа портит.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

Богатство родителей – порча детям.

Птица в гнезде – до осени, а дели в дому – до возраста.

Без догляда и дерево не поднимется.

2 группа:

На красивого мужа глядеть хорошо, а с умным жить легко.

Платье не делает монахом.

Не все то золото, что блестит.

Криво зеркало, да яблоки сладки.

Дело не в названии, а в содержании.

3 группа:

Проживешь жизнь долгую, если ярость удержишь.

Пить до дна – не видать добра.

Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

Всякая болезнь идет к сердцу.

Дай боли волю, она в дугу согнет.

Тот здоровья не ценит, кто болен не бывал.

Учитель: Проблема: Для чего нужно изучать пословицы?

Вывод: Для того чтобы понять жизнь, принять ее и стать мудрее.