Интегрированное занятие по развитию речи и риторики общения. Тема: "Страна вежливости"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • развитие диалогической речи,
  • расширение объема словаря;
  • слухового внимания, координации слова с движением;
  • активизация словаря (благодарю, пожалуйста, спасибо, будьте добры…)
  • обучение умению делать выводы, обосновывать с суждения;
  • воспитание у детей вежливого отношения к окружающим;
  • формирование навыков взаимодействия.

Средства обучения: «сказочная дверь», бабочки, куклы-герои из сказок, фонограмма «Колыбельная» П.И.Чайковский, мягкие модули-кресла, красная шапочка и корзинка, маска волка, зеркальца, «волшебный» клубок.

Ход занятия

1. Речевая разминка:

В: Ребята, на прошлом занятии мы с вами увидели дорожку, а куда она ведет, мы так и не узнали. Вы хотели бы это узнать? Давайте пойдем и посмотрим, куда она нас приведет. Посмотрите, здесь какая-то дверь (дверь «пытаюсь открыть»)…она не открывается…

Нужно произнести такие слова:

Дикционное упражнение.

(формирование правильного дыхания и артикуляции, во время произнесения звуков)

Тук-тук-тук – раздается громкий стук
Ри-ри-ри – дверь скорее отвори!

В: Ребята, почему нам никто не открывает, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали?

(варианты ответов)

- Конечно, нужно было вежливо обратиться ….

Попробуем иначе произнести волшебные слова:

Ры-ры-ры – будьте к нам вы так добры,

Ти-ти-ти – разрешите нам пройти (повторить еще раз).

- Получилось - дверь открылась.

В: Как вы думаете, что же нам помогло пройти в такое сказочное место? (вежливое обращение, вежливость)

2. Вспоминаем.

В: Мы с вами попали в страну вежливости, где все общаются вежливо, правильно и учтиво. Догадайтесь, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (о вежливости, о вежливых словах…) и о том, почему человек должен быть вежливым.

Упражнение на дыхание «Летающие бабочки»

( Развитие речевого дыхания, речевого слуха, речевого внимания; дифференциация цветов)

В: Ребята, вы только посмотрите, как здесь красиво! Какие яркие бабочки украшают ваш путь! Возьмите каждый себе одну бабочку (на ниточке). А чтобы они взлетели, мы сделаем вот что: Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы будете тихо дуть каждый на свою бабочку, как только услышите про нее слова:

В сказку вежливых героев прилетели бабочки:
Желтая – красавица,
Голубая – скромница,
Модница – зеленая,
Оранжевая - славная,
Красная – забавная,
Синяя – смелая,
Розовая – хрупкая,
Беленькая – чуткая.

Дети направляют небольшую струю воздуха каждый на свою бабочку, чтобы она «летала».

Развитие навыков взаимодействия (снятие напряжения, тревожности; развитие интереса к себе и другим.)

В: Мы с вами попали в такое место, где не только красиво, но и очень интересно. В стране вежливости можно поздороваться очень необычно. А как, я вас научу сейчас. Предупреждаю, все нужно делать очень быстро. Сейчас выберите себе пару и пожмите друг другу руку…А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом:
- ладонь к ладони!
- нос к носу!
- спина к спине!

Молодцы! А теперь поменяйтесь партнерами и пожмите друг другу руку.

А я снова назову части тела, которыми можно поздороваться:
- Ухо к уху!
- Локоть к локтю!
- Пятка к пятке!

Если вам понравилось такое необычное приветствие – мы можем здороваться так и в другие дни, по вашему желанию!

Ну, вот мы с вами и поздоровались. Посмотрите, на вас любуются сказочные герои, они пришли из разных сказок в страну вежливости, поздоровались, как вы сейчас, и все перепутались. Поможем им найти свою пару?

(Красная шапочка – волк, Малыш – Карлсон, Винни-Пух – Пятачок, Оловянный солдатик – танцовщица )

В: Молодцы, ребята, большое спасибо вам за помощь.

Пальчиковая игра «Здравствуй»

(Развивитие мелкой моторики рук)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

Работа с тетрадями.

В: А теперь, пожалуйста, пройдите за столы, вас там ждут портреты других героев. Обведите портрет того сказочного персонажа, с которым вы бы хотели дружить.

На рисунках: Буратино, Золушка, Айболит, Волк, Дюймовочка, Емеля, Карлсон.

(Цвет карандаша дети выбирают самостоятельно)

В: Кого выбрали себе в друзья? Почему? (Айболит – лечит животных, добрый; Золушка – трудолюбива…)

Вы правы, с добрыми и вежливыми всегда приятно общаться и дружить хочется.

А солнце – доброе?.. Конечно. Один солнечный лучик хочет с вами поиграть.

Физминутка. («Солнечный лучик»). Звучит спокойная мелодия.

Дети выходят на ковер, садятся и закрывают глаза.

- Солнышко выглянуло из-за туч и солнечный лучик:

- коснулся глаз – откройте глаза;
- коснулся лба – пошевелите бровями;
- коснулся носа – наморщите нос;
- коснулся губ – улыбнитесь;
- коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи;
- коснулся рук – потрясите руками;
- коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.

В: Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.

А теперь располагайтесь по удобнее.

Дети садятся на мягкие модули.

Разыгрывание диалогов в парах, используя вежливые слова в обращении.

В: Ребята, а вам не жалко тех сказочных героев, с которыми вы не захотели дружить?

Какими они должны стать, чтобы с ними приятно было бы дружить и общаться.

Д: Им надо стать добрыми и вежливыми.

В: Вот, например ты, (Сема), если бы был на месте волка, как бы общался с Красной шапочкой, как вел себя, чтобы сказка закончилась для всех хорошо?

Давайте представим.

Разыгрывание диалогов в парах. (Красная Шапочка и волк – Сема Т. и Полина М.; Доктор Айболит и Бармалей - Саша Н. и Сережа П.)

В: Теперь можно дружить с этими героями? Почему?

Д: Они стали добрыми, вежливыми…

3. Рефлексия.

В: Сказка закончилась по-другому, но всем очень хорошо. Почему?

Д: потому что волк был вежлив и хорошо поступил…

В: Нам пора возвращаться, а дорогу назад нам поможет найти волшебный клубок. Присядем перед дорожкой (на ковер - в круг) Пусть каждый из вас возьмет этот клубочек почувствует его тепло, тепло рук своих друзей. И навсегда запомните, как приятно для всех быть …каким? (вежливым, внимательными, добродушными…) Давайте напомним друг другу вежливые слова:

Д: спасибо, благодарю, будьте добры, извините, простите, всего доброго…

(Дети называют слова и передают друг другу клубочек.)

В: А на память сказочные герои вам подарили вежливые зеркальца. (Достаю из шкатулки маленькие зеркальца для каждого ребенка) Будьте вежливы не только с другими, но и с самим собой. Улыбайтесь, глядя в зеркало, и желайте себе всего самого доброго. Я благодарю Вас за ваши знания, внимание и вежливость. Доброго пути, клубочек приведет вас в другую страну, а в какую – узнаете завтра.

Вне занятия: стихотворение «О вежливости» Н.А.Мигунова.