Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для учащихся 1-го класса

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальность проблемы

В связи с изменениями, внесенными в 2009 году в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, возникла необходимость введения в 1 классе интегрированного курса “Изобразительное искусство и художественный труд”.

Программа предназначена для 1х классов коррекционных школ 8 вида и интегрирует коррекционно- образовательные задачи 2х курсов (“Ручной труд” и ИЗО). Обучение ручному труду и изобразительной деятельности организуется на уроке в единстве. Дети с умственной недостаточностью обучаются решать изобразительные задачи разными способами, с использованием разных материалов и инструментов, что повышает эффективность формирования учебных навыков.

Пояснительная записка

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального, физического развития учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, специфики формирования у них навыков изобразительной деятельности, ручного труда, опыта обучения детей данной возрастной группы.

Курс рассчитан на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Учебно-тематический план к интегрированному курсу “Изобразительное искусство и художественный труд” для учащихся 1 класса представлен в приложении.

Цель интегрированного курса: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного познавательного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом.

Преимущество интегрированного курса обусловлено высокой эффективностью коррекционного воздействия, что достигается решением на одном уроке разных, но однонаправленных задач: формирование графических и трудовых навыков (обведение по шаблону, рисование по точкам, закрашивание в контуре; аппликация с дорисовыванием, вырезание и намазывание; обведение по шаблону, прошивание нитками и раскрашивание в контуре и т.п.), многозначность образов (палочки - линии – забор; линии- колбаски - ковер; треугольник: крыша - парус- лодочка; елочка- шляпка гриба и т.п.); обучение приемам работы разными инструментами: карандаш, шаблон, ножницы, иголка, кисточка, и с разными материалами: бумагой, пластилином, природным материалом, нитками.

Задачи интегрированного курса:

  • развитие познавательной деятельности путем целенаправленного обучения рассматриванию, восприятию формы, величины, цвета предметов; обучение выделению существенных признаков объектов, сходства и различий; формирование навыков классификации и обобщения;
  • развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки в процессе формирования навыков работы по заданному плану, ориентировки в этапах выполнения задания;
  • развитие мышления, психоречевых процессов, связной речи при восприятии инструкций и при ответах на вопросы типа “Что ты делаешь?”, “Из чего это сделано?”;
  • развитие мелкой моторики рук, зрительно - двигательной координации путем вариативных, многократно повторяющихся действий с использованием разных изобразительных материалов;
  • обучение доступным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, нитками, приемам работы карандашом, ножницами, иголкой, клеем;
  • воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе); формирование организационных навыков (подготовить или убрать рабочее место), навыков сознательного выполнения санитарно- гигиенических правил и правил безопасной работы;
  • формирование эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения, развитие воображения;
  • формирование положительной мотивации к учению, воспитание интереса к творчеству как средству самовыражения и социализации (удовольствие от красиво выполненной работы, желание сделать приятный подарок).

Содержание программы

Упражнения по сенсорному развитию:

  • различение предметов с помощью зрения и наощупь;
  • узнавание и показ круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, шара;
  • определение различий по величине, цвету предметов одинаковой формы;
  • различение формы (круг и овал, квадрат и прямоугольник);
  • различение цвета;
  • ориентирование на плоскости листа: находить и показывать середину, верхний - нижний правый- левый край, угол;
  • различение пространственного положения объектов (наверху, внизу, рядом, около);
  • узнавание объекта по его изображению (иллюстрации).

Графические навыки:

  • проведение линий без напряжения, произвольная регулировка нажима, прекращение движения в нужной точке, удержание направления движения; обводка по шаблону;
  • проведение от руки прямых линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных), соединение точек, рисование округлых линий (моточек, петельки);
  • раскрашивание внутри контура без пробелов, соблюдение направления штрихов при раскрашивании; чередование цветов (смена карандашей) при раскрашивании орнамента;
  • формирование графических представлений о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Работа с бумагой:

  • технические сведения: свойства бумаги (сгибается, рвется, намокает, мнется, режется); цвет бумаги (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый); понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации; сочетание цветов в орнаменте); инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш); санитарно- гигиенические правила и т/б.
  • приемы работы: складывание пополам (1- 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям; разрывание и разрезание по сгибу; обводка по шаблону; вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание; смазывание клеем и наклеивание; рациональное использование материала.

Работа с пластилином:

  • технические сведения: пластилин твердый и мягкий; цвет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Организация рабочего места, санитарно- гигиенические правила.
  • приемы работы: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке.

Работа с природным материалом:

  • технические сведения: свойства природных материалов (хрупкий, колючий); форма и величина, цвет. Санитарно- гигиенические правила.
  • приемы работы: наклеивание на бумагу клеем засушенных листьев, составление по образцу предметной картинки, соединение с пластилином (вкалывание).

Работа с нитками:

  • технические сведения: свойства и применение ниток (цвет, толщина, прочность); инструменты для работы нитками (ножницы, иглы, игольница, наперсток); правила хранения и безопасной работы.
  • приемы работы: наматывание, разрезание, завязывание узла, вдевание в иголку; закрепление в ткани повторением 2- 3 стежков; шитье по проколам “игла вверх- вниз” по намеченным линиям; работа с наперстком; правильная хватка инструментов.

С целью обеспечения последовательности и преемственности в формировании умений и навыков учащихся, в помощь учителю тематический план интегрированных уроков дополнен методическими рекомендациями, раскрывающими содержание работы на каждом уроке.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны уметь:

  • организовать свое рабочее место, правильно сидеть, правильно держать альбом, карандаш, ножницы, иголку; выполнять санитарно- гигиенические правила;
  • обводить карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от руки;
  • закрашивать цветным карандашом в контуре; вырезать и прошивать по контуру;
  • различать и называть цвета; чередовать цвета при выполнении орнамента;
  • узнавать, различать, показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал;
  • сравнивать по величине, цвету; различать большой - маленький, широкий - узкий, длинный - короткий;
  • ориентироваться на плоскости листа, показывать и называть верх, низ, правую, левую стороны листа, углы;
  • складывать бумагу, раскатывать пластилин, пользоваться клеем, ножницами, иголкой, наперстком; соблюдать правила безопасной работы;
  • выслушивать инструкцию, отвечать на вопросы (“Что ты делаешь?”, “Из чего делаешь?”, “Где?”).

Приложение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: “Просвещение”, 1973.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. //Под ред. В.В.Воронковой. - М.: “Школа- Пресс”, 1994.
  3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Трудовое обучение. Подготовительный класс //Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. //Под ред. В.В.Воронковой. - М.: “Просвещение”, 2006.
  4. Грошенков И.А. Изобразительное искусство. Подготовительный класс //Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. //Под ред. В.В.Воронковой. - М.: “Просвещение”, 2006.
  5. Грошенков И.А. Изобразительное искусство, 1 класс //Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. //Под ред. В.В.Воронковой. - М.: “Просвещение”, 2006.
  6. Павлова Н.Н. Трудовое обучение, 1 класс//Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы.// Под ред. В.В.Воронковой. - М.: “Просвещение”, 2006.
  7. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий “Развитие психомоторных и сенсорных процессов” для уч-ся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида” // Коррекционная педагогика. №3, 2005.