Урок-игра "Табличное умножение и деление" (повторение)

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Обучающие: Вспомнить табличное умножение и деление, формировать навык арифметического счета, отрабатывать вычислительные навыки, закрепить умение решать задачи.
  • Развивающие: Развивать произвольное внимание, развивать логическое мышление, память, развивать познавательный интерес к предмету математика.
  • Воспитывающие: Воспитывать дисциплинированность, точность выполнения заданий, аккуратность.

Оборудование: карточки в виде билетов с примерами; плакат с изображением Солнечной системы; космический корабль с отдельными тремя ступенями; картинка с монитором, на котором изображены геометрические фигуры; парашюты с примерами.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Соберите свой багаж: учебник, пенал и тетрадь и выходите к доске. Вы готовы?

Учитель: Вам нужно сначала подойти ко мне и купить билет на наш космический корабль, однако расплачиваться вы будете не деньгами, а знаниями. Кроме того, на билете у вас будет выражение, отыскав значение которого вы узнаете номер места, на котором вам нужно будет сесть.

(Ученики получают билеты с примерами. Решая пример, например 18:6, ученик узнает, где его место).

Примеры:

1 * 1

 

 

2 * 1

 

 

3 * 1

 

 

2 * 2

20 : 4

 

 

3 * 3

 

 

14 : 2

 

 

16 : 2

3 * 3

 

 

20 : 2

 

 

6 + 5

 

 

2 * 6

7 + 5

 

 

7 * 2

 

 

9 + 6

 

 

4 * 4

9 + 8

 

 

9 * 2

 

 

10 * 2

 

 

12 + 9

30 – 8

 

 

15 + 8

 

 

6 * 4

 

 

5 * 5

Учитель: Ну вот, все на своих местах. Наша ракета не сможет взлететь, пока не отойдут все три ступени. Посмотрите, на первой ступени у нас такая задача:

Возле лужицы отряд
Длинноногих лягушат.
Очень стройная шеренга,
По пять ровно – каждый ряд.
По два, по три, по четыре –
Как ни ставил командир,
Неизменно оставался
Лишним кто-нибудь один.
А сейчас в одной пятерке
Все довольны, все в восторге!
Ну а сколько лягушат
Не в ряду, а в целом?
Свой расчет произведи
С правильным прицелом!

Учитель: Здесь есть еще подсказка: в лягушачьей шеренге меньше чем десять рядов. Так сколько всего лягушат?

Ученики: ответ: 25

Учитель: На второй ступеньке у нас следующее задание. Откройте тетради и решите уравнения.

х – 24 = 58

 

 

34 + х = 86

 

 

94 – х = 53

х = 58 + 24

 

 

х = 86 – 34

 

 

х = 94 – 53

х = 82

 

 

х = 52

 

 

х = 41

82 – 24 = 58

 

 

34 + 52 = 86

 

 

94 – 41 = 53

58 = 58

 

 

86 = 86

 

 

53 = 53

Учитель: Давайте проверим, какие ответы у вас получились.

Ученики: 82, 52, 41

Учитель: Осталась последняя ступень. Решите неравенства:

3 + 3 + 3 + 3 (<) 5 * 3

23 + 23 (<) 23 * 4

Учитель: Мы с вами благополучно преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос. Посмотрите, у нас на пути загадочная планета Венера. Тихо, слышите, с Венеры нам подают какие-то сигналы. Это инопланетяне просят нас помочь им решить проблему.

Учитель: Давайте поможем составить инопланетянам верные равенства.

6 6 6 6 = 1 ((6 + 6 – 6) : 6 = 1)

1 2 3 4 5 6 = 1 (1 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6 = 1)

6 6 6 6 = 3 ((6 + 6 + 6) : 6 = 3)

Учитель: И с этим заданием мы справились успешно. Летим дальше. Посмотрите, что выдают наши космические компьютеры (показывается плакат с монитором). В них какая-то неисправность. Чтобы починить технику, необходимо удалить лишнюю геометрическую фигуру.

Ученики: Это квадрат.

Учитель: А сейчас мы немного отдохнем и проведем космическую физкультминутку. Представьте, что мы находимся в условиях невесомости. Когда ты находишься в космическом корабле, то можешь делать зарядку, однако очень трудно в таком состоянии подпрыгнуть. Именно поэтому вы должны повторять все движения за мной, кроме прыжков на месте.

(Учитель показывает все движения, а дети повторяют за ним, кроме прыжков на месте).

Учитель: Ребята, мы снова с вами получили сообщение. Инопланетяне сообщили нам, что в системе их звезды есть три планеты – А, Б, В, что они живут на самой близкой планете к солнцу, но не на А. Еще мы успели узнать, что планета В находится дальше всех планет. Как располагаются планеты в этой солнечной системе и на какой планете живут инопланетяне?

Ученики: Инопланетяне живут на планете Б, затем следует планета А, потом В.

Учитель: Ребята, марсиане вызывают нас на космический арифметический футбол. Каждый правильный ответ приносит нам баллы.

23 + 40 = (63)

 

 

90 – 34 = (56)

75 – 42 = (33)

 

 

100 – 87 = (13)

46 + 48 = (94)

 

 

12 + 20 = (32)

53 – 36 = (17)

 

 

91 – 45 = (46)

19 + 13 = (32)

 

 

25 + 25 = (50)

Учитель: Ребята, мы выиграли этот матч.

Учитель: Ребята, у нас снова на корабле неполадки. На охлаждение двигателя у нас осталось всего 60 л воды, для всевозможных экспериментов на 13 л меньше. Питьевой воды осталось на 22 л меньше, чем воды, предназначенной для экспериментов. Хватит ли нам питьевой воды до конца полета, если у нас в экипаже 25 человек и каждому достаточно 1 л?

Учитель: О чем эта задача?

Ученики: О запасах воды на корабле.

Учитель: Сколько воды осталось для охлаждения двигателя?

Ученики: 60 л.

Учитель: Что мы знаем о воде, предназначенной для экспериментов?

Ученики: Ее на 13 л меньше, чем для двигателя.

Учитель: Сколько осталось питьевой воды?

Ученики: На 22 л меньше, чем для экспериментов.

Учитель: Что нам нужно узнать?

Ученики: Сколько питьевой воды осталось и хватит ли ее на 25 человек?

Учитель: Запишем условие:

Учитель: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Ученики: Нет.

Учитель: Как будем решать задачу?

  1. 60 – 13 = 47 (л) – для экспериментов
  2. 47 – 22 = 25 (л) – питьевая

Учитель: Хватит ли воды экипажу из 25 человек?

Ученики: Да.

Учитель: Ребята, наша путешествие подходит к концу. Осталось только правильно приземлиться на землю. Сейчас каждый получит парашют. Но вы должны приземлиться каждый на свою поляну. Посмотрите, на доске поляна с числами. По моему сигналу вы все выйдете к доске и прикрепите свой парашют на нужную поляну. Затем вам нужно вернуться на свое место.

Примеры записаны на парашютах, а ответы на полянах.

2 * 2 = 4

 

 

2 * 3 = 6

 

 

3 * 3 = 9

3 * 5 = 15

 

 

3 * 4 = 12

 

 

3 * 6 = 18

3 * 7 = 21

 

 

3 * 8 = 24

 

 

3 * 9 = 27

4 * 2 = 8

 

 

4 * 5 = 20

 

 

4 * 4 = 16

4 * 7 = 42

 

 

4 * 8 = 32

 

 

4 * 9 = 36

5 * 2 = 10

 

 

5 * 5 = 25

 

 

5 * 6 = 30

Учитель: Ну вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?

Учитель: Чем мы занимались на уроке?

Учитель: Какое задание вам понравилось больше всего?

Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали. Инопланетяне передали мне сообщение, в котором они благодарят вас за помощь и за интересное путешествие. А еще они вам поставили оценки.

Учитель: Инопланетяне улетели, но оставили вам задание, которое вы должны решить дома.

1. Задача: «Жили-были пять собак: Барбос, Винтик, Пальма, Рекс и Тобик. Винтик больше Рекса, но меньше Барбоса, Пальма больше Рекса, Винтика и Барбоса, но не самая большая. Назовите всех по росту».

2. Повторить таблицу умножения.