Особенности прозвищного ононима на материале современной школы

Разделы: Внеклассная работа


При рождении каждый человек получает собственное имя, которое служит для выделения именуемого им объекта из ряда подобных и индивидуализирует его.

Получил малыш имя - и, кажется, носи на здоровье всю жизнь. Но меняется человек, меняются обстоятельства жизни, часто меняется и его имя. Что это за новое имя и откуда оно берется? Название ему - прозвище.

Прозвища - слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом круге общества.

Рассмотрим одно из таких обществ на примере современной средней школы. Прозвища подростков одиннадцати-шестнадцати лет сосуществуют параллельно с именами. Они могут быть выразительными, яркими, несущими дополнительную информацию о характере, внешности, поведении. Прозвище всегда свежо и эмоционально. Оно выражает отношение к своему носителю. Прозвища, дающие положительную оценку внешним и внутренним качествам человека, не считаются, как правило, оскорбительными, к ним относятся спокойно, отзываясь на них, как на имена личные. Такие прозвища, как Ярик (Ярослав), Филя (Филипп), Сэм (Семён), Ромыч (Роман), Серый (Сергей), Макс (Максим) не содержат в себе ничего отрицательного, они удобны в обращении.

Прозвища, дающие негативную характеристику, бывают причиной резко отрицательной реакции, что с ещё большей силой закрепляет это прозвище, например, Вонючка, Деревня, Мартышка, Козёл, Их помнят, даже если открыто не употребляют, а нейтральные, безобидные легче забываются. Прозвища меняются в «лучшую» или «худшую» сторону, один и тот же ученик может получить несколько прозвищ. Давая человеку новое «имя», окружающие стараются точнее выразить свои эмоции. При этом прежние прозвища могут сохраняться, а могут и забываться. Чаще сдают позиции те, которые приобретены в раннем детском возрасте и даны родителями, а не одноклассниками. Нередко уход их в прошлое связан с тем, что они перестают соответствовать внешности или чертам характера именуемого: Детка, Зайчик, Ласточка, Солнышко, Пупсик, Масюся, Лапуся.

В настоящее время в школе преобладают прозвища, мотивированные фамилией или именем носителя, свидетельствующие о том, что именно эти особенности человека наиболее доступны для восприятия и становятся чаще всего основой для образования прозвищ. Поэтому они имеют более широкую сферу употребления, нежели другие. Например, Арбузов - Арбуз, Морозов - Мороз, Пироженко - Пирожок,Редькина- Редька, Слепченко - Слепыш или Слепой, Бочарова - Бочарка, Захарова - Захарка, Кубекова- Кубечка, Исакова - Исачка, Добрынин - Добрышкин, Петров - Петрик, Григоренко - Грига, Карина - Каря. Следовательно, сейчас тот же самый живой языкотворческий процесс направлен в известной мере в противоположную сторону (от фамилии, имени к прозвищу).

Уничижительная форма имени с суффиксом –к-а по традиции сохранила до настоящего времени оттенок пренебрежения к человеку, умаления его достоинства перед тем, кто к нему обращается. Поэтому продолжают существовать имена-прозвища Ленка, Машка, Любка, Катька, Сашка, Ромка, Ванька, Димка и другие. Однако равноправное, вежливое, уважительное обращение друг к другу исключает эти формы и подобные им как несовместимые с культурной формой общения. И все же детей с такими именами, как Даша, Лёша, Серёжа безболезненно называют Дахой, Лёхой, Серёгой.

Конец ХХ века отмечен активизацией американизированных прозвищ, употребляемых в тусовках, так называемым «сленгом», отражающим грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к людям одного круга. Здесь прозвища употребляются преимущественно в условиях непринужденного общения: Терминатор, Байкер, Децл, Эмо, Репер, Металлист.

С каждым днем наши ученики все чаще сталкиваются с компьютером, пользуются Интернетом, посещают игровые залы и клубы, пополняя свою лексику специальными словами, и естественный результат общения компьютерные прозвища: Чип, Геймер, Программист, Хакер (одно из самых распространенных).

В последние годы в нашей школе наблюдается спад употребления прозвищ. Это объясняется тем, что ученическая масса стала «серее», менее эмоциональна, любознательна, доброжелательна. Одноклассники знают друг о друге не много, не имея желания сблизиться и рассмотреть личность, а те, кто изобретает прозвища и кто их употребляет, как правило, дети обозленные и воспринимающие действительность крайне резко, вынося негативность из семьи.

В прозвищах часто используются слова, актуальные для данного момента - изучение нового школьного материала. Так ученики получают прозвища Молекулы, Интеграла, Амебы, Ботаника, Печорина и другие. Сегодня подростки, мало соприкасаясь с природой, почти не используют прозвищ, связанных с ней, например, Гербарий, Одуванчик. Уменьшились прозвища с использованием названий животных, как то: Бугай, Волк, Таракан, Вобла.

Обязательными остаются в обиходе прозвища, характеризующие внешность: Рыжий, Бельчик, Длинный, Мелкий, Клоп, Очкарик, Шкаф, Слон, Толстый, Сосиска, Сарделька.

С усилением этнических конфликтов на Северном Кавказе прозвища, связанные с национальностями употребляются намного реже.

Не каждому однокласснику придумывают прозвище. Вот. например, мальчики-однофамильцы. Первый - отличник, из состоятельной семьи, слабый и замкнутый, второй - троечник, крепкий, красивый, веселый балагур. Кто из них имеет прозвище? Конечно, второй. Это прозвище от фамилии Москвитин- Москва, оно мотивировано не только фамилией, но и объясняет занимаемое место мальчика в коллективе- центральное. Еще один пример. Старшеклассник имеет прозвище Карлсон (по внешним признакам), а его младшего брата, ученика начальной школы, стали называть Малышом (я долго не могла понять, почему такой рослый парнишка - и Малыш). Школьники нашли эти имена в произведении шведской писательницы Астрид Линдгрен « Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше».

Многие дети негативно относятся к своим прозвищам, не желая их получать и носить, требуя называть себя по имени, тем самым устанавливая новые уровни общения между сверстниками. Однако, чем резче реагирует школьник на свое прозвище, тем дольше оно продержится.

Следует отметить, что и учителя в современной школе прозвища стали получать намного реже.

Исходя из анализа проведенной социометрической методики, проанализировав прозвища и их количество в конкретном, 6 А классе, (где классным руководителем является Завьялова А. В.), можно сделать выводы о социально-психологическом климате в нем: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отвергнутые.

В классе учатся 27 человек, из них:

  • лидеры – 4 человека
  • предпочитаемые – 19 человек
  • пренебрегаемые – 3 человека
  • отвергнутые – 1 человек

В коллективе личность, имеющая положительное прозвище или без него, свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. С отрицательным прозвищем человек подавлен, несвободен, боязлив, опаслив и поэтому в деятельности не достигает максимального успеха. По этим причинам возможна смена ученического коллектива.

Несмотря на то, что прозвищные имена имеют ограниченную сферу употребления, им гарантирована долгая жизнь в обиходно-бытовом общении современной школы как словам выразительным, ярким, незаменимым и имеющим общественную значимость.