Мастер-класс по теме "Решение нестандартных задач на установление соответствия с помощью логических таблиц"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • учить решать логические задачи на установление соответствия между элементами множеств с помощью таблицы;
  • развивать логическое мышление, приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), творческие способности;
  • воспитывать культуру общения и сотрудничества при активных формах работы.

Эпиграф:

 «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Ян Амос Коменский

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прочитайте высказывание известного педагога, ставшее эпиграфом нашего занятия.
Я желаю вам сегодня в этом смысле стать капельку счастливее.
Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: (чтение с доски открытых слов «Решение нестандартных задач на установление соответствия ...»)
При работе вы будете пользоваться карточками с напечатанными задачами и карандашом (или ручкой).

II. Актуализация знаний

Лист №1

1. В трёх мешках находятся мука, крупа, сахар. На первом написано «крупа», на втором – «мука», а на третьем – «крупа или сахар». Известно, что содержимое ни одного из мешков не соответствует надписи на нём.
Что где находится?

I      мешок
II     мешок
III    мешок

Прочитайте вслух первую задачу. Подумайте, какая фраза здесь ключевая. Как будем  рассуждать? Кто продолжит рассуждения? Все согласны? Запишите ответ.

2. Аня, Женя и Нина спросили, какие отметки им поставили за контрольную работу по математике. Учитель ответил: «Плохих отметок нет. У вас троих они разные. У Ани не «3», у Нины не «3» и не «5» ».
Кто какую отметку получил?

Аня –
Женя –
Нина –

Прочитайте вторую задачу. Рассуждая аналогично, решите её самостоятельно. Ответ покажите цифрой.

3. Михайлов, Сергеев и Владимиров выступали в концерте. Один пел народные песни, другой – романсы, третий – оперные арии. Сначала на концерте слушали то ли Михайлова, то ли арии, далее слушали то ли арии, то ли Сергеева, затем слушали то ли Сергеева, то ли народные песни.
Что пел Михайлов?

Михайлов пел ...

Прочитайте следующую задачу. Рассуждения будут чуть сложнее, но я уверена, что вы справитесь. Решайте. Для проверки я задаю вопрос, а вы отвечайте мне хором да или нет.

III. Постановка проблемы; формулирование темы занятия

Лист №2

На семинар съехались учителя, которые преподавали разные предметы. Нам надо познакомиться с пятью из них. Известно, что их имена А, Б, В, Г, Д. Один из них учитель математики, другой – учитель географии, третий – учитель физики, четвёртый – учитель биологии, пятый – учитель истории. Они рассказали о себе следующее.

В и Г не пользуются в своей работе учебником математики.
Г и Б живут в одном доме с учителем физики.
А и Г подарили учителю истории красивую вазу.
Б и Г помогали учителю географии готовить открытый урок.
Б и Д по субботам встречаются у учителя истории, а учитель физики по воскресеньям приходит в гости к А.

Кто из них преподаёт какой предмет?

Прочитайте задачу. Попробуйте решить. Почему не получается? Сравните с предыдущими: чем она отличается от них?

В математике есть приём, который значительно ускоряет, почти автоматизирует решение задач данного вида – это логические таблицы (тема урока открывается полностью «Решение нестандартных задач на установление соответствия с помощью логических таблиц» ).

Прочитайте тему занятия в полном виде. Чему будем учиться? (Учащиеся формулируют цели).

IV. «Открытие» нового знания

Вот так выглядит таблица, которая поможет нам ответить на вопрос задачи.

                                                                                                                       
             
  

Сейчас я попрошу вас пересесть. Организуйте одну группу полукругом перед доской. Давайте представим себе ситуацию в жизни. 5 человек на время станут «инкогнито» (каждому из пяти выдаётся бейджик с буквами А, Б, В, Г, Д со спрятанным внутри названием предмета, соответствующим имени)

 Между элементами каких множеств нам нужно установить  соответствие? (имя и предмет).
Назовите имена (вписать), перечислите предметы (вписать).

имя           предмет математика история география биология     физика
А          
Б          
В          
Г          
Д          

Есть ли в условии ключевая фраза, которая поможет вам оттолкнуться? Может о ком-то из учителей известно больше, чем о других (о Г). Давайте читать, что известно о Г
и, делая выводы, заполнять таблицу с помощью знаков + и –

имя               предмет

математика

история

география

биология

физика

А      

 
Б      

 
В      

 
Г

+

Д      

 

Внимательно смотрите на таблицу и  друг на друга. Интересно, кого первого вы разгадаете, и  кто из вас окажется самым внимательным?
В результате активной беседы решается задача.
Итак, мы разгадали всех «инкогнито», то есть ответили на вопрос задачи. Проговорите, что мы выяснили.

имя               предмет

математика

история

география

биология

физика

А

+

Б

+

В

+

Г

+

Д

+

Каким способом мы так быстро решили задачу? Как составляли таблицу? (Проговорить ещё раз).

V. Первичное закрепление

Сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Разделитесь на равные группы и займите места.
Каждая группа получает задачу. Обговорить примерное время работы. Дружно поднятые руки в «цепочке» помогут мне увидеть, что вы работу закончили. Выберите спикера группы.

Лист № 3

Рядом  с нашей школой находится спортивный комплекс. Там работают четыре спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол и теннис. Ребята нашего класса тоже записались в секции этого спортивного комплекса. Там они познакомились с мальчиками из другой школы. Их звали Антон, Юра, Костя и Миша. Каждый из них посещал только одну из секций. Как-то по дороге на тренировку, ребята встретились и разговорились. Вот что они узнали о новых знакомых.

Антон и Костя не используют в игре ракетки.
Волейболист и футболист занимаются в один день с Михаилом
Футболист собирается на соревнования к Косте.
Юрий по утрам делает пробежку с футболистом.
Михаил живёт в одном доме с теннисистом.
Каким видом спорта занимается каждый из новых друзей ребят?

Проверка:
1) прочитайте задачу;
2) что узнали об…. Все согласны? И так далее обо всех 4 ребятах. Можно попросить ребят ещё раз рассказать о том, как они рассуждали и составляли таблицу.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Лист №4

В новом микрорайоне строился четырёхквартирный дом. Когда строительство было закончено, и жильцы въехали в дом, у подъезда был вывешен список жильцов. Таким образом мы узнали, что в этом доме живут Воронов, Павлов, Журавлёв и Синицын. Мы выяснили, что один из них врач, другой – журналист, третий – тренер спортивной школы, а четвёртый – строитель. Известно, что журналист написал статьи о Воронове и Синицыне. Тренер и журналист вместе с Павловым ходили в туристический поход. Воронов и Павлов были на приёме у врача.

У кого из жильцов какая профессия?

Сравните таблицу с образцом (образец заполненной таблицы вывешивается на доску), встаньте    те, у кого получилась такая ж логическая таблица и такой же ответ задачи.

VII. Подведение итога

– Чему мы учились на занятии?
– Где вам могут пригодиться эти знания?
 – Кто может сказать о себе, что понял, как решать задачи на установление соответствия с помощью логических таблиц, то есть получил новое умение и стал капельку счастливее, встаньте.
– Спасибо вам за работу.
– Занятие окончено. Желаю вам творческих успехов.