Урок-суд. "Суд над Печориным". По главе "Бэла" из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разделы: Литература


Меня всегда волновала проблема: как пробудить интерес учеников к самому процессу учения, как заинтересовать их, как пробудить их мыслительную деятельность. Поэтому я несколько лет работала над темой по самообразованию: “Активные методы взаимодействия на уроке как средство повышения мотивации к обучению”. А вот арт – технология как раз и входит в эти активные методы.

Арт-технология построена на использовании технологий обучения человека различным видам искусства и направлена на достижение педагогических целей урока.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Она сочетает в себе различные методики, соединяя их со способами умственного образования. Дети учатся, занимаясь теми или иными видами искусства: театром, живописью, танцами, музыкой – вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами.

Технологический арт-урок предполагает выдвижение игровой, в смысле играемой, ситуации как основы познавательного процесса. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы выполнения своей роли в соответствии с определенными правилами игры.

Что дают такие уроки? Во-первых, арт-урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения. Во-вторых, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, предугадыванию, мысленному эксперименту. В-третьих, она предоставляет возможность детям удовлетворить жажду действий. Здесь само собой идет соединение телесного и духовного в учении школьника. В-четвертых, арт-педагогика научает рефлексии, специально этому не обучая.

Арт – технологии не могут часто использоваться, но периодически должны обязательно. Дети устают от чрезмерно теоретического содержания обучения, не считающегося ни с возрастом, ни с особенностями культуры, ни со здоровьем детей.

В моей практике есть различные уроки: урок – психодрама, урок – диалог культур, заочное путешествие, урок-конференция, урок – аукцион, урок – суд…. Хочу предложить вашему вниманию урок – суд. “Суд над Печориным. По главе “Бела” из произведения М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Чтобы повысить мотивацию к обучению, я старалась использовать в сценарии межпредметные связи (знания истории, права, обществознания). Ну конечно, повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности…

Урок-суд

Тема: Суд над Печориным. По главе “Бэла” из произведения М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

Цели:

  1. Получить первое представление о герое этого произведения, разобраться в его поступках.
  2. Использовать в сценарии межпредметные связи с историей, правом, обществознанием.
  3. Повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности.

Тип урока: урок новых знаний

Форма урока: урок – суд

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации художников к произведению “Герой нашего времени”, таблички на столах, детали костюмов для образов (эполеты, ленты…)

Ход урока

Учитель: Сегодня мы снова говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова. Продолжаем знакомство с его романом “Герой нашего времени”. Цель сегодняшнего урока: получить первое представление о герое этого произведения и попытаться разобраться в его поступках. Урок будет необычным. Для его проведения ребята получили индивидуальные самостоятельные задания. Каждый из учеников самостоятельно интерпретирует текст первой главы “Бэла”. Как это у нас получится, будем судить в конце урока.

Это будет модельный семинар в форме суда.

Знакомьтесь:

Секретарь –
Обвиняемый –
Прокурор –
Адвокат –
Свидетели –
Судья –

Секретарь: Встать! Суд идет! (Входит судья, все встают)

Судья: Прошу всех сесть…. Слушается дело господина Печорина Григория Александровича по обвинению его в гибели Бэлы и ее семьи.

Встаньте, обвиняемый. Вы поняли, в чем Вас обвиняют?

Обвиняемый: Да, ваша честь!

Судья: Слово предоставляется обвинителю-прокурору (представление, фамилия, имя, отчество уч-ся)

Прокурор: Господин Печорин! Вы обвиняетесь в том, что заставили, играя на чувствах Азамата, похитить черкешенку Бэлу, угнать коня Казбича Карагеза, что послужило основой и для гибели отца Азамата и Бэлы, так как Казбич подумал, что отец был в сговоре с сыном и убил отца. Покорив Бэлу, Вы затем разлюбили ее и разбили ее сердце. Ваши поступки послужили тому, что она была ранена и умерла. Вы вторглись в жизнь семьи Бэлы и в жизнь Казбича, разрушив ее. Вы заслуживаете наказания.

Судья: Спасибо! Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Ваша честь, прошу заслушать обстоятельства этого дела и разобраться в нем. Прошу допросить свидетеля штабс-капитана Максима Максимовича.

Судья: Будьте добры пригласите в зал заседания суда свидетеля Максима Максимовича. (Секретарь приглашает в зал заседания суда свидетеля М.М.) М. М., пройдите к кафедре и распишитесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Вы считаетесь в третьем линейном батальоне, штабс-капитаном? Что Вы скажите об обстоятельствах этого дела?

М. М.: Раз осенью в крепость за Тереком, где я стоял с ротой, с транспортом, с провиантом пришел молодой человек лет 25. Он был такой тоненький, беленький, мундир был такой новенький. Его звали Григорием Александровичем Печориным. Славный малый, только немножко странен. Вот, например, в дождик, в холод, целый день все на охоте иззябнут, устанут, а ему ничего, а в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет. Да, с большими странностями, и должно быть, богатый человек, сколько у него разных дорогих вещей. Наделал он мне хлопот, не будь, тем помянут.

Судья: О каких хлопотах Вы говорите? Расскажите подробнее.

Адвокат: (просит)

Ваша честь, об этом расскажет другой свидетель. Пригласите Азамата.

Судья: Будьте добры, пригласите в зал заседания суда свидетеля Азамата. (Секретарь приглашает в зал заседания суда свидетеля Азамата). Представьтесь. Кто Вы? Распишитесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Азамат: Я сын мирного князя. Мне 15 лет. Я каждый день ездил в крепость. Я проворный, шапку на скаку из ружья стреляю. Очень люблю деньги. Раз даже за червонец приволок Печорину из отцовского стада лучшего козла.

Адвокат: Расскажите по существу, как познакомился Печорин с твоей сестрой?

Азамат : Отец отдавал старшую дочь замуж и пригласил на свадьбу русских из крепости. Мы, чеченцы, отчаянные башки. Как напьемся бузы, так и пошла рубка. А на свадьбе у нас так танцуют: девки и молодые ребята становятся в две шеренги, одна против другой, хлопают в ладоши и поют. Вот так и познакомился этот господин с моей сестрой. Она подошла и пропела ему комплимент. Этот урус потом не сводил с нее глаз.

Судья: Вопросы к свидетелю есть? Прошу пройти в зал заседания.

Прокурор: Господин Печорин, расскажите, что Вы совершили.

Обвиняемый: Ничего особенного. Мне Максим Максимович рассказал о том, что Азамат уговаривал Казбича продать ему его замечательного скакуна Карагеза, а взамен для Казбича похитить свою сестру Бэлу. И с тех пор я, как только в крепости появлялся Азамат, всячески расхваливал этого скакуна, дразнил Азамата. А потом предложил ему помочь достать этого скакуна, если он за это привезет мне Бэлу.

Прокурор: Вы не считаете, что поступили подло по отношению и к Казбичу, и Азамату, и ко всей его семье?

Обвиняемый: Да это же в обычаях горцев – воровать коней и невест, платить калым за невесту.

Судья: Прошу сесть обвиняемый.

Прокурор: Я прошу вновь допросить свидетеля Азамата.

Судья: Свидетель Азамат расскажите, что произошло дальше.

Азамат: Я сдержал свое слово. Ночью мы встретились с этим урусом. Я похитил сестру, руки и ноги связал, закутал в чадру и передал ему. А на следующий день, когда Казбич пригнал десяток баранов на продажу, урус его отвлек, а я угнал его Карагеза. А за это Казбич ударом кинжала убил моего отца. Виноват урус.

Прокурор: Ваша честь, прошу вновь допросить свидетеля М. М.. Пусть расскажет, что происходило в крепости после похищения Бэлы.

Судья: М. М. пройдите к кафедре.

М. М.: Славная была девочка Бэла. Я к ней так привык, как к дочери, и она меня любила. Она, бывало, нам поет песни, иль пляшет лезгинку. А уж как плясала. Григорий Александрович наряжал ее как куколку, холил и лелеял, и она у нас похорошела. Мы долго ей не говорили про смерть отца, пока она не привыкла к своему положению. Месяца 4 все шло как нельзя лучше. Но вдруг Печорин стал задумываться и пропадать на охоте. А Бэла стала такая бледненькая и печальная.

Адвокат: Прошу заслушать показания обвиняемого Печорина.

Судья: Обвиняемый Печорин, что Вы можете сказать по этому поводу?

Обвиняемый: Когда после похищения , ко мне пришел штабс-капитан, я же сказал ему, что она мне нравиться, что если я отдам Бэлу отцу, он же продаст ее. А она моя , потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня. Я каждый день дарил ей что-нибудь. Ах, что не сделает женщина за цветную тряпочку. Я любил ее, называл ее моя пери, убеждал ее в том, что аллах для всех племен один и тот же, и если он позволяет мне любить тебя, отчего же он запретит тебе платить мне взаимностью. Единственное в чем я виноват, так это в том, что заключил пари с М. М., и тем самым поторопил события, сказав Бэле, что если она не полюбит меня, я уеду и наверно, недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки, что она свободна. Вот тогда она мне и ответила взаимностью.

Судья: Есть вопросы к обвиняемому? Прошу садиться.

Прокурор: Я прошу заслушать свидетеля штабс-капитана М. М.. Расскажите подробнее об окончании этого дела, ведь Вы были свидетелем тех событий.

Судья: М.М , что у Вас еще есть добавить по этому поводу?

М.М.: Месяца через 4-ре я заметил, что отношения Печорина к Бэле изменились. Он стал часто исчезать на охоте. Она плакала и жаловалась, что Печорин разлюбил ее. Я уговаривал ее, часто водил на вал, чтобы она развеялась. Мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке. Его обращение стало холодно, ласкал он ее редко. Она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Я вызвал на объяснение Печорина, но это не помогло. И однажды, когда мы с Печориным уехали на охоту на кабана, Бэла одна пошла на вал и ее похитил Казбич. Мы погнались за ним. Печорин выстрелил, и пуля перебила заднюю ногу лошади. Казбич соскочил и занес над Бэлой кинжал, медлить было нечего, я выстрелил, верно, пуля попала ему в плечо, когда дым рассеялся, то на земле лежала Бэла. Казбич ударил ее в спину и скрылся. Мы перевязали рану и увезли ее в крепость. Бэла долго мучилась, но умерла. Перед смертью она очень печалилась, что она не христианка, и что на том свете ее душа никогда не встретится с душою Григория Александровича. Мы не смыкали глаз, не отходили от ее постели. Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно.

Адвокат: А что Печорин? Ведь он переживал или нет?

М.М.: Печорин был долго нездоров, похудел, бедняжка, только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле, я видел, что это ему неприятно.

Адвокат: Вот видите, Ваша честь, Печорин любил Бэлу и страдал. А то, что случилось, это все случайные обстоятельства.

Судья: Еще есть свидетели этого обстоятельства? Тогда приступаем к прению сторон. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор: Я все сказал в начале заседания и заслушав все обстоятельства дела, считаю, что господин Печорин виновен и заслуживает наказания.

Судья: Слово для защиты я предоставляю адвокату.

Адвокат: Я хотел сказать, Ваша честь, что у него несчастный характер: воспитание ли его сделало таким, бог ли так его создал; не знаю; знаю только то, что если он причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первой его молодости, с той минуты, когда он вышел из опеки родных, он стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти ему опротивели. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала его воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…. Он стал читать, учиться, науки также надоели; он видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда ему стало скучно…. Вскоре его перевели на Кавказ: это самое счастливое время в его жизни. Он надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц он так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимания на комаров, – и ему стало скучнее прежнего.

– Слово для защиты я передаю господину Печорину. Он решил сам вам все объяснить, а вы, Ваша честь, господа присутствующие, решите, виноват он или нет.

Судья: Слово для защиты предоставляется подсудимому господину Печорину.

Обвиняемый: Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления, м. б. больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало, к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство; путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь, – только не в Европу, избави боже! – поеду в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!

Судья: Итак, суд удаляется для принятия решения! (Судья уходит)

Судья: Господин прокурор, господин адвокат, господа свидетели! Заслушав обстоятельства этого дела и показания подсудимого ,суд считает Печорина Григория Александровича виновным в гибели Бэлы и ее семьи, но не выносит никакого наказания, потому что: “Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.

Учитель: Ребята основная часть урока закончена, но мне бы хотелось услышать ваше мнение. Прав ли был судья, признав виновным Печорина, но не вынес никакого наказания? (Обращаясь к аудитории).

– Спасибо ребята, за урок, вы сегодня хорошо поработали. Думаю произведение вас заинтересовало, и вы с удовольствием его прочитаете.