Занимательность как стимул формирования познавательного интереса младших школьников в процессе обучения

Разделы: Начальная школа


“Сделать серьёзное занятие для
ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения”.

К. Д. Ушинский.

Проблему, над которой я работаю можно сформулировать так: “занимательность как стимул формирования познавательного интереса младших школьников в процессе обучения”.

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявление интереса греховным началом в человеке.

В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном в обучении, об учёте интересов детей. В борьбе со схоластикой и аскетизмом средневековья, великий чешский педагог Я. А. Каменский на титульном листе “Великой дидактики” указал, что обучение должно быть “сокращённым, приятным и основательным”, что организация и способы обучения должны доставлять детям “больше досуга, радостей и прочного успеха”.

Другое освещение интерес получил в теории естественного свободного воспитания. Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который ведёт верно, и далеко, писал Ж-Ж. Руссо в книге “Эмиль, или О воспитании”.

Полтора века спустя идеи свободного воспитания нашли своё выражение в педагогической системе Л. Н. Толстого, восставшего против современной ему школы. Интерес в педагогических взглядах Л. Н. Толстого является центром всей педагогической работы. Он высоко ценил доступность, занимательность в обучении.

В русской педагогике интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. С наиболее верхних позиций интерес в обучении раскрыт революционными демократами и разделяющими их позицию А. Д. Писаревым и К. Д. Ушинским. Считая учение серьёзной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, революционные демократы признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности.

Вопрос о необходимости развивать в обучении интерес детей к знаниям о предметах и процессах действительности, о жизни народа, социальных явлениях настоятельно поднимался в педагогических воззрениях Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. “Опираться на интересы учеников и развивать их – прямое назначение учителя”.

В трудах революционных демократов можно найти советы о том, как интересно строить обучение.

К позиции революционных демократов о педагогической теории интереса близок Ушинский К. Д. “В школьной скуке, - писал он, - скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: лени, шалости, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отвращающая светлый поток детской жизни, исчезнет сама – собой”.

Я считаю, что подобно В. Г. Белинскому и Н. А. Добролюбову, К. Д. Ушинский рассматривал учение как серьёзный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением силы воли. Учителю следует делать учение привлекательным, и не лишая его, однако характера серьёзного труда, требующего напряжения и усилия. “…В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное – постоянная разумная деятельность”.

Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д. И. Писарева, который отвергал искусственную занимательность обучения и утверждал необходимость развития подлинного интереса на основе активной мысли. Он советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять “преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития”.

Учение требует преодоления трудностей. В напряжении усилий, в борьбе с препятствиями ученик обретает силу, ловкость отточенность мысли. Для Д. И. Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности, т. к. приохочивать гораздо труднее, чем приневоливать. Но эти трудности окупаются высоким результатам учения, всё то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае.

П. Ф Каптерев трактовал интерес как стремление к определённой деятельности, связанной с предметом. В состоянии интереса ребёнок активен и более или менее деятелен. В подготовительный период развития интереса до поступления в школу ребёнок всё пробует, всем занимается, обнаруживая любопытство, а уже в школе на базе предшествующего опыта организуются разнообразные интересы детей.

Сущность интереса Н. К. Крупская трактовала как пробуждение у детей под влиянием сильного впечатления эмоционально окрашенного желания, увлечения, воодушевления, захватывающего внимание, побуждающего активность, направленную на овладение предметом или явлением. Н. К. Крупская дала психолого – возрастную характеристику развития интереса. Непременным условием развития интереса учащихся Н. К. Крупская считала увлечённостью самого учителя предметом, его умение давать толчок мысли учеников, зарождать у них вопросы и побуждать учащихся к совместному обсуждению. Учитель должен владеть методами, направленными на овладение знаниями, умениями наблюдать, изучать и осмысливать окружающую действительность, чтобы планомерно, организованно, целесообразно воздействовать на неё.

Проблеме формирования интереса учащихся С. Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание. Он требовал от учителей пристального изучения всего, что содействует интересу или тормозит его в опыте ребёнка. Сравнение ребёнком своего опыта с жизненным опытом окружающих людей стимулирует у него появление новых потребностей. Именно это и рождает интерес к активной деятельности, который “двигает и ободряет маленького человека”. Так ребёнок познаёт себя и среду, в которой он живёт. В этом процессе рождаются детские мысли, суждения, привычки, действия, интересы.

Много внимания воспитанию интереса у учащихся уделял А. С Макаренко. По мнению педагога, жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом.

Прогрессивные деятели прошлого показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приёмами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в школьные годы – учения. В обучении необходимо сочетать интерес и усилия.

В настоящее время проблема интереса шире исследуется в контексте с разнообразной деятельностью учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

1. Использование на уроках математики интересных фактов познавательного содержания.

Важным условием формирования познавательного интереса школьников является использование в процессе преподавания математики необычных фактов познавательного содержания.

Навыки различных вычислений необходимы детям не только на уроках математики, но и на других предметах, что способствует пониманию целостности мира. Особенно чётко просматривается связь между математикой и естествознанием. Сама специфика этих дисциплин помогает представить мир как единое целое - применение математических вычислений на уроках естествознания и использование природных явлений в качестве сюжета для задач.

Подобные задачи очень важны для расширения детского кругозора. Введённый в урок дополнительный материал не предназначен для обязательного запоминания его всеми учениками. Для одних он будет просто текстом задачи, а для других – ещё источником новых знаний. Такие задачи очень нравятся детям, а запоминание новой информации зависит от интереса конкретного ученика

Для учащихся высокого уровня сформированности познавательного интереса решение задачи приобретает смысл познания и закрепления математических навыков. Интересный сюжет задачи стимулирует школьника, имеющего низкий уровень, применять математические навыки для получения результата.

Каждый урок продумывается заранее, тщательно готовится каждый этап урока. При подготовке к уроку математики я часто обращаюсь к дополнительным источникам – художественной литературе, энциклопедиям и различным справочникам, интернету. Отобранный материал использую при составлении задач. При составлении задач обязательно учитываю особенности конкретного ученического коллектива и соответственно подбираю сюжет задач.

Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач школьник соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и в старших, особенно при изучении математики, химии, физики.

Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлечённого мышления состоит в том, что школьники научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им качестве исходных, чтобы они смогли ограничиваться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Развитию логического мышления могут способствовать задачи повышенной трудности.

Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач. Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью и для них решение логической задачи – это поиск тайны, дополнительный стимул к пробуждению и формированию интереса.

2. Использование исторического материала в процессе обучения.

Введение элементов истории в доступной для учащихся форме положительно сказывается на развитии познавательного интереса, на развитии интереса к изучаемому предмету, к чтению дополнительной литературы. Нами установлено, что включение элементов истории в урок способствует укреплению познавательных интересов к изучаемому предмету, углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.

3. Роль дидактической игры на уроках математики.

Для младших школьников учение – это новое и непривычное дело. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что очень мешает свободному освоению знаний. Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, возникающие в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Игровые ситуации помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки и пробуждать интерес к учению. Подбирая какую – либо дидактическую игру для урока нужно продумать следующие вопросы: 1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения? 2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры? 3. Посильна ли она для учащихся данного ученического коллектива? 4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре? 5. Подведение итогов игры.

Игра и учёба это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.

“Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы”.

/ Н. К. Крупская /.

В качестве таковых выступают дидактические игры. Это свободная форма учебной деятельности. К. Д. Ушинский подчёркивал “что обучение должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим”.

Дидактические игры – это разнообразность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средство обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в школьном детстве ещё не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л. Г. Выгодским, который писал, что “в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде”. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно.
  3. Имеются возрастные особенности детей. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Запорожец А. В. Оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: “Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка”.

Однако дидактическая игра – это ещё и игровая форма обучения, которая достаточно активно применяется в обучении младших школьников. Выделяют виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предложения, игры – загадки, игры – беседы. Игра должна сочетаться с серьёзным, напряжённым трудом, не отвлекать от обучения, а наоборот, способствовать интенсификации умственной работы.

Структура дидактической игры.

  1. Дидактическая задача.
  2. Игровая задача.
  3. Игровое действие.
  4. Правила игры.
  5. Результат (подведение итогов).

Игра может быть на любом этапе урока. На уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия. Не закрепление, игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

В. А. Сухомлинский писал: Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.