Урок по окружающему миру (1-й класс) "Человек и птицы" с использованием ИКТ. УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: продолжить знакомить с многообразием птиц; раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку; пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена.

Ход урока

I . ОНУ

II. Актуализация зун учащихся. Значение птиц для человека

Учитель: Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Сами гнёзда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кот же это? Это....

Дети: Птицы.

Задание 1. Вступительная беседа.

У: Мы продолжим знакомство с птицами, рассмотри значение их в жизни человека.

(Учитель читает стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”, учебник с. 18, №1.)

Беседа по вопросам.

У: О чём это стихотворение?

Д: О зимней подкормке для птиц.

У: Для чего это нужно делать?

Д: Люди должны помогать птицам выживать зимой.

У: Из чего можно сделать кормушки?

Учитель показывае готовые кормушки.

– Что насыпать в кормушку?

Д: Семечки, крошки хлеба, ягоды рябины.

Задание 2. “Замечательные птичьи дела”.

У: Отгадайте загадки. Чем полезны эти птицы растениям и человеку?

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.

Слайд снегирь

Д: Снегирь. Уничтожает вредителей, распространяет семена рябины.

У:

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его утренняя песня и полёт
Вошли в стихотворения.

Д: Жаворонок. Его песня украшение леса.

Слайд жаворонок

Звучит песня жаворонка.

У:

Днём спит, ночью летает,
Всех пугает.

Д: Сова (филин). Уничтожает грызунов.

Видео..

У:

Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не колечит, а лечит.

Д: Дятел. Лечит деревья.

Видео.

Физкультминутка

Синичка

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень –
Тира-тира-тира-тень.

III Закрепление изученного

Задание 1. Работа с учебником.

Учебник с.19 №2.

У: Рассмотрите рисунки. Чем полезны эти птицы растениям и человеку?

Д: Дятел лесной врач.

Скворец – поедает насекомых-вредителей.

Канарейка хорошо чувствует скопление газов, своим беспокойным поведением может спасти жизнь шахтёрам.

Задание 2. Рассказ о птице по вопросам.

Учебник с.19 №3.

Слайд дятел
Слайд курица

У: Чем полезны домашние птицы?

Д: Они кормят нас вкусными яйцами, дают пух и перья для подушек.

IV. Обобщение изученного

Задание 1. Творческая работа.

С какой птицей сравнивают иногда человека.

Презентация. См. Приложение 1

У: Есть птицы, которые чаще других попадаются человеку на глаза, и он издавна приметил особенности их характера. Это воробей, синица, сорока. И людей с таким характером стали сравнивать с птицами.

Болтлив, как
Мудрый, как
Сердитый, как
Задира, как
Смелый, как
индюк
сова
сокол
сорока
воробей

Задание 2. Значение птиц для природы и человека.

Стихи читают 2 ученика

На нашей планете живут чудесные создания,
Они летают и поют и Землю свято берегут.
Скажите, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле вдруг пропадут?

Ответы учеников

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут – пропадут.

У: Птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень. А какое значение в жизни природы имеют деревья?

Д: Вырабатывают кислород.

У: А что произойдёт с человечеством, если исчезнут деревья?

Д: Погибнет.

 V Экологическая минутка. Охрана птиц Ростовской области

Задание 1

У: Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. Наша страна серьёзно относится к проблеме охраны птиц. Создаются специальные заповедники, где запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих животных и птиц. Очень редких и исчезнувших животных и птиц занесли в “Красную книгу”. В Ростовской области сокращается численность Дрофы.

Дрофа – самая крупная птица в России. Масса тела до 8–12кг., а длина 95–102см. Размах крыльев до 2-х. метров. С наступлением холодов дрофы откочёвывают на юг России. У дроф отсутствует железа, выделяющая жировую смазку для перьев, поэтому в дождливую погоду они сильно намокают и могут терять способность к полёту. Особенно губительно для дрофы осенние гололедицы – тогда беспомощные великаны становятся легкой добычей хищников и браконьеров.

Особенно заметно стало уменьшаться дрофиное семейство из-за распашки земель, на которых они проживали. Отрицательное влияние на численность дроф оказывает использование ядохимикатов в борьбе с вредителями и сорняками.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы и пели птицы.

Задание 2

Заключительная игра. “Узнай птицу по описанию”.

Можно предложить одному ученику описать птицу, остальные показывают № рисунка с изображением птицы.

– Чёрный жилет, красный берет.

Нос как топор, хвост как упор. “дятел”.

– Птица с давних времён служит символом красоты, нежности и верности. Живёт на водоёмах, зимой улетает в тёплые края. “лебедь”

– Очень маленькая птичка, чуть больше шмеля. Любит цветочный сок-нектар. “колибри”.

– Прилетает к нам с тепло. Лепит домик под окном из травы и глины. Сама маленькая, спинка чёрная, грудка белая, хвостик вилочкой. “ласточка”.

VI. Подведение итогов урока