Интегрировнное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к музыкальной деятельности.
  • Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к искусству музыкальному, как классическому, так и народному.

Цель:

  • Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
  • Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Предварительная работа:

Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для аппликаций короны и богатырские пояса, а так же для изготовления орешков - пластилин. Заучивание детьми небольших обрывков и отдельных фрагментов: "Белка", "Тридцать три богатыря" и "Царевна-лебедь".

Обучение детей на музыкальных инструментах, танцевальным движениям, а так же хоровое и индивидуальное исполнение.

Ход мероприятия

Дети входят в зал и садятся на стульчики. Раздается стук в дверь. Появляется почтальон, здоровается с детьми и отдает им конверт.

Муз. руководитель: Какой большой конверт! Давайте посмотрим, что там (пытается открыть конверт). Не могу достать письмо. Если вы отгадайте загадку, конверт откроется. Итак, внимание!

1. Звучит мелодия русской народной песни, входят воспитатель и две девочки в русских костюмах, садятся на скамейку у центральной стены, занимаются рукоделием.

Муз. руководитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

1-ая девица (воспитатель): Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит одна девица.

1-ая девица:

То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.

2-ая девица: Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит ее сестрица, -

2-ая девица:

То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!

3-ая девица: Кабы я была царица,

Муз. руководитель: Третья молвила сестрица

3-ая девица:

Я б для батюшки царя
Родила богатыря!

Муз. руководитель:

Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.

Вы узнали какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают). Правильно, это "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина.

Композитору Римскому - Корсакову она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы послушаем ее (Достает из конверта иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. Ставит иллюстрации на подставки так, чтобы они были хорошо видны детям (Звучит фрагмент "Белка").

Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок "Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? (Дети выбирают картинку). Правильно, композитор своей музыкой "нарисовал" образ белочки.

(Звучит отрывок "Белка". На фоне музыки ребенок читает):

Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут.

Муз. руководитель:

Вот чудо, так чудо хоть бы одним глазком посмотреть.

Воспитатель:

Давайте для белочки слепим угощение, может быть, она появится?

Проводится лепка "Орешки". Воспитатель собирает готовые орешки на блюдо. В это время из своего домика выходит белка.

Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все красивые!

Воспитатель: Да, белочка, ребята постарались, приготовили тебе угощение.

Белка: Я вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они играть на музыкальных инструментах?

Воспитатель: Конечно, белочка, да ты сама послушай (Исполняют мелодию "Во саду ли в огороде").

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве-государстве бывают празднества? А как вы веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?

Воспитатель: А вот какие!

Исполняют русский танец (по усмотрению музыкального руководителя).

Белочка, тебе понравилась наша пляска?

Исполняется песня "Балалаечка" (муз. и слова Т. Морозовой)

Белка: Мне очень понравилась ваша пляска, такая веселая, задорная. Молодцы красны девицы и добры молодцы, но а мне пора в свой домик (Уходит).

(Дети садятся на свои места).

Муз. руководитель: А мы продолжаем слушать фрагменты. (Звучит фрагмент "Царевна Лебедь". Дети выбирают картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно. На фоне музыки ребенок читает:

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

(Заходит Царевна Лебедь).

Царевна Лебедь: Здравствуйте, ребята!

Рада побывать у вас в гостях, посмотреть, как вы живете, как веселитесь, какие наряды носите? А вы знаете, наши красны девицы и добры молодцы украшения делали своими руками. Девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их?

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем с вами украсить кокошники - это будут делать девочки, а мальчики будут украшать богатырские пояса.

(Дети выполняют аппликацию "Короны, богатырские пояса". Девочки наклеивают узор из цветной бумаги на заготовки в виде шапочек - корон, мальчики украшают пояса из бумаги. По окончании работы надевают на себя сделанные украшения.

Царевна Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские народные распевали.

Воспитатель: Мы тоже знаем песни русские, и сейчас мы тебе исполним.

Песня "Земелюшка- чернозем" (русская народная песня).

Муз. руководитель: А сейчас, внимание, вернемся к нашим картинкам и музыке. Царевна Лебедь послушает ее вместе с нами.

(Дети слушают музыкальный фрагмент "Тридцать три богатыря", выбирают картинку. На повторное слушание музыки ребенок читает наизусть отрывок из сказки:

В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво
Можно молвить справедливо.

(Царевна Лебедь открывает картину, на которой изображены богатыри).

Царевна Лебедь: Молодцы, ребята узнали все музыкальные загадки. Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.

(звучит фрагмент "Море" Царевна Лебедь кружась уходит из зала).

Муз. руководитель: Вам понравилась эта музыкальная сказка? А мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней.