Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся

Разделы: Иностранные языки


В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культуре", в том числе культуре межличностного общения субъектов, принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.

Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.

В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.

Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и ее проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своем селе, семье, о своей стране, своем крае; его истории, об интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях.

Практика показывает, что знания о своей стране и своей малой Родине используются в обучении иностранного языка фрагментально или несистематически. Мною замечена тенденция преобладания страноведческого материала изучаемого языка над тематикой о России, в таких УМК как: Г.Б. Клементьева "Счастливый английский", М. Кауфман "Happy English", З. Биболетова "Enjoy English", Кузовлев В.П. "English 5-11". Однако с обновлением образования и разработкой новых учебных программ, использование регионального компонента содержания уроков иностранного языка становится приорететным. Это меняет отношение к региональным знаниям и побуждает учителей иностранного языка к поискам возможных путей по интеграции учебного процесса.

Ознакомление с концепцией регионального компонента показало, что если целостный подход и педагогическая практика предполагают изучение природы, культуры, истории по линии - "Мир- Отечество - родной край", то ребенок осваивает мир в обратном порядке: для него опыт знакомства с природой, с хозяйственной деятельностью человека, с памятниками истории и культуры происходит именно там, где он живет. Так возникла проблема в обучении. Переход образовательной политики к потребностям отдельных регионов и их ценностям происходит из освоения ребенком различных сфер жизни, различных ролей, через сознание себя представителем своего села, района, края, страны, человеческой цивилизации в целом. В связи с этим возникает естественная необходимость введения регионального компонента в образование. Следует отметить, что переход к ЕГЭ по иностранному языку также делает востребованными знания по краеведению. Так, на экзамене учащийся должен уметь вести беседу о своем родном селе, его истории, его достопримечательностях, экологии и проблемах молодежи региона.

Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. К региональным особенностям Белгородской области относятся такие, как: наличие развитой промышленности, добыча и переработка мела, хорошо развитое сельское хозяйство. Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).

На протяжении учебного года я постоянно включаю в свои уроки отдельные фрагменты или посвящаю целые уроки теме краеведения. Основу таких занятий составляют знания учащихся о регионе, полученные учащимися в ходе изучения школьных предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также самостоятельной работы.

Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.

1. Земля и люди.

Природа. Климат. Население. Города. Районы. Известные люди.

2. История региона.

Основные этапы. Личности. Достопримечательности.

3. Экономика.

Промышленность. Флора и фауна.

4. Социальная сфера.

Экология. Спорт.

5. Культура.

Литература. Музеи. Театры. Школа. Вузы.

Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач учителей английского языка при работе над такими темами, как "Моя школа", "Наша страна", "Известные люди", "Традиции и обычаи", "Спорт", "Музыка", "Театр", "Кино", "Живопись", "Праздники" и др.

По новой программе эти темы выносятся на итоговый экзамен в 9-м и 11-м классах. Как правило, у школьников это вызывает затруднения из-за отсутствия краеведческого материала по отдельным регионам в существующих учебниках по иностранному языку. Например, в конце 11 класса учащиеся должны вести беседу на английском языке, которая может носить личностный характер и демонстрировать свою грамотность в области социокультурных знаний. Анализируя экзаменационный билеты 9 класса, можно сделать вывод, что тенденция к дальнейшему расширению социокультурных знаний учащихся закрепляется в экзаменационных вопросах типа: Чем привлекает туристов Россия? Какими достижениями своей страны гордишься ты? и др.

Возникает потребность в материале по природным и климатическим условиям, экономике, экологии, достопримечательностях Белгорода и области, музыкантах и художниках, прославивших нашу область. Целесообразно интегрировать краеведческий материал в основной курс обучения соответствующим темам. Так, после изучения темы "Географическое положение России" можно провести урок, посвященный географическому положению Белгородской области, ее реках, природных ресурсах и климату.

А при изучении темы "Protection of the Environment" обязательно провожу урок "Environmental Problems of Our Region", где использую фотографии, репродукции картин с изображением природы, материалы газет. Вместе с обучающимися составляем карту "Проблемы окружающей среды Белгорода", на которой обозначены SOS1 SOS2 и : указывают на экологические проблемы. На этом уроке обучающиеся ищут решение каждой из проблем, тем самым, выполняя работу над общим проектом "What Should We Do?". Я предпочитаю метод проектов, поскольку проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу.

Формами обучения могут быть уроки-экскурсии, ролевые игры, заочные путешествия по родным местам, урок - конференция, интегрированный урок. Часто бывает, что учащийся уверенно называет достопримечательности Лондона, Великобритании, а затрудняется назвать интересные места своего родного края, района, города Белгорода.

Опыт работы показал, что введение регионального компонента содержания уроков английского языка целесообразно в УМК Кузовлев В.П. и Биболетова З.Н. по следующей системе: приложение 1.

5 класс

Learning More About London

Faces of London

Where are you from?

6 класс

The British Way of Life

When in Rome, Do as Romans Do

7 класс

Holidays

Ecological Problems

8 класс

Lets Plan a Trip to England

Would you like to go to Britain

What Do You Read?

Russian Writers and Poets

9 класс

Continents and Countries

Britain in the World

10 -11 класс

The Queen and the Parliament

How Different the World Is

What helps you to enjoy yourselves?

Важной особенностью гуманистической педагогики является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу, мы различаем 3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: что соответствует трем основным возрастным группа школьников: младшему подростковому

(1-4 классы), среднему подростковому (5-8 классы) и старшему подростковому или раннеюношескому (9-11 классы).

Таким образом, использование регионального национального компонента в обучении иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ использования явлений русской культуры при обучении иностранному языку, современных творческих приемов развития личности школьников.

Исходя из всего выше сказанного, мною велась систематическая работа по апробированию, сбору информации, наблюдению, обобщению, использованию краеведческого материала на уроках английского языка. Таким образом, родилась идея о создании педагогической системы "Я - Белгородец", рассчитанной для учащихся всех возрастных ступеней обучения.

Сущность педагогической системы в том, что она дает широкие возможности для решения задач современного образования: социализации учащихся и развития у них социально значимых индивидуально-личностных качеств, выявления личностного смысла англоязычного образования и своих образовательных потребностей.

В данной системе представлен план рекомендуемых часов, материалы краеведческого содержания, упражнения для закрепления материала и использования его в итоговых проектах, которые учитель может сам интегрировать в изучаемый программный материал, подбирая наиболее подходящие для этого темы.

Изучение краеведческого материала осуществляется по этапам:

1 этап "Я и семья" (2-4класс)

Задача: развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции.

Содержание: начальные сведения о крае, городе, местах, связанных с личным опытом учащихся (компоненты содержания минимизированы). Основным требованием является коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения предмету в начальной школе.

2 этап "Я и мой родной город" (5-6 класс)

Задача: расширение эрудиции учащихся, их лингвистического и общего кругозора; формирование умений устной и письменной речи, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Содержание: сведения о символах Белгорода, истории и современности города, достопримечательностях, спортивной и культурной жизни города.

3 этап "Я и мой край" (7-8 класс)

Задача: поддержание интереса к учению, формирование познавательной активности, воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Содержание: сведения о географическом положении края, флоре и фауне, участие области в ВОВ, знаменитых людях Белгородской области

4 этап "Я и культура моего края" (9 класс)

Задача: сформировать у учащихся способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, в совершенствовании навыков разговорной речи на английском языке и углублении знаний по краеведению. На этом же этапе осуществляется предпрофильная подготовка учащихся.

Содержание: культурная жизнь области и города; музеи, основы профессии гида-экскурсовода. Ученики должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме.

5 этап "Я и общество" (10-11 классы)

Задача: совершенствовать умения учащихся пользоваться различными приемами обогащения словарного запаса, расширять активный и пассивный словарь и лингвистические знания, ориентировать на профильную подготовку.

Содержание: социальная жизнь края и города; труд и участие в общественной жизни города и области, образование, промышленность. На первый план выступает самостоятельное использование английского языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность, вводила в новые сферы их применения.

Заключение.

Краеведческий материал должен стать обязательной частью при изучении иностранного языка.

Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

Применение педагогической системы "Я - Белгородец" позволило повысить эффективность изучения английского языка и поддержать на высоком уровне мотивацию учения. Анкетирование показало, что показатель внутренней мотивации изучения предмета доминирует над внешней. Можно отметить следующие положительные результаты:

  • расширяется и обогащается коммуникативный опыт, кругозор учащихся;
  • развиваются умения в говорении, чтении, понимании и письме на английском языке;
  • расширяются знания учащихся в области культуры, истории, географии, этнографии и природы Белгородской области;
  • учащиеся включаются в разнообразные формы исследовательской деятельности, развивается их познавательная активность, творческий поиск. учащиеся осознают значимость культуры родного края и её вклада в мировую культуру;
  • у учащихся формируются патриотические и гражданские качества.

Библиографический список

  1. Зимняя И.А. Психология оптимизации обучения иностранным языкам в школе / Зимняя И.А.// Иностранные языки в школе.-2002.-№4.-с.42-46
  2. Никитина Л.Л. Развитие личностной активности учащихся средствами английского языка / Л.Л. Никитина //Иностранные языки в школе.-2005.-№7.-с.80-82
  3. Пассов Е.И. Программа-концепция: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур (5-11 классы)/ Е.И. Пассов .-СПБ.:Питер, 2004.-132 с.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.-2004.-№6
  5. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография.-М.:Еврошкола,2003
  6. Шаповалов В.А. Белгородоведение - Белгород, 2002 - с. 3-15
  7. Белгородская область: история и современность - М., Консалтинговая группа "Имидж-Контакт", 2007 - с. 2-3, с. 62-63
  8. Кузнецов Н.А., Новоспасский К.М. Белгород - Воронеж, 1978 - с.19-40
  9. Ярцев А.И. Славные имена и даты истории Белгородчины - Белгород, 2001 - с.47-50
  10. Богачева Е.А. "Сборник тезисов и упражнений по краеведению", Белгород 2004.
  11. Ромашова Н.И., Ефанова В.В. Учитель-учителю, выпуск 4, часть 2. Из опыта работы учителей иностранных языков Белгородской области. Белгород 2008.
  12. Ромашова Н.И., Ефанова В.В. Региональный компонент содержания уроков иностранного языка. Белгород 2007.
  13. Ромашева Н.И., Дегтярь И.Г. "My Native Land Belgorodia", Белгород 2004.