Классный час для старшеклассников по личностному и профессиональному самоопределению "К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:
1. осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни;
2. понимание разницы между материальными и нематериальными целями;
3. осознание собственных целей и стремлений;
4. выявление учащимися своей профессиональной направленности;
5. помощь в выборе профессии.

Приглашенные гости:

  1. Администрация
  2. Родители учащихся
  3. Молодые работники предприятий:Громов И., Громова О., Ялов В., Бриго А.., Петрова О.,Таратынов В., Успанова С..
  4. Учащиеся 11 класса с классным руководителем
  5. Учителя школы
  6. Работники предприятий со стажем:Спицина Т.Г., Харламова Т.И., Кравченко М.А..

Оборудование:
1. Выставка книг о профессиях и об учебных заведениях
2. Пригласительные – буклеты
3. Высказывания о профессиях
4. Оформление темы классного часа
5. Фотовыставка
6. Буклет «Выучиться можно,
не выезжая за «границу»»
7. Справочник «Все профессии хороши,
выбирай на вкус»»
8. Советы от работников предприятий
9. Рекомендации от учителей

Предварительнаяподготовка

Классный руководитель:
- Я хочу предложить вам небольшое, но увлекательное задание. Оно будет немного похоже на сочинение. Вам, наверное, всем знакомо слово «биография». Его значение – жизнеописание. Автобиография – это описание соей жизни. Автобиографию обычно нужно писать при приеме на работу или поступление в институт. Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека. Попытайтесь написать «автобиографию будущего». Загляните вперед. Подумайте и помечтайте. Не ограничивайте свою фантазию, объем сочинения может быть любым.

 Попытайтесь ответить на такие вопросы: (записаны на доске)

  • 1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2040 года?
  • 2. Какими будут ваше образование, профессия?
  • 3. Есть ли семья, дети?
  • 4. Материальное положение?
  • 5. Что составляет основную гордость за прожитые годы?

 Перед подростком должен лежать чистый листок бумаги. Подписывать его не обязательно, но если подросток хочет, он может написать имя и фамилию.
Заранее провести диагностику (тест Дж. Голланда) по профориентации и в ходе классного часа обсудить, объявить результаты.

  • Тест Дж. Голланда.
  • Классный руководитель.

 - Этот тест профессиональных предпочтений американского психолога Дж.Голланда поможет вам лучше узнать особенности своей личности. Психолог Дж.Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа). Вы также сможете определить, какая профессия вам больше подходит. Конечно, подобные сведения являются ориентировочными. Но они, возможно, заставят вас подумать о своем характере и своих жизненных планах.
У каждого из вас есть бланк ответов. Здесь под каждым номером вы увидите пару профессий. Из этой пары вам нужно выбрать ту, которая вам больше нравится. Всего должны сделать 42 выбора.

Бланк ответов
  а   б
1.Инженер-техник Инженер-контролер
2.Вязальщик Санитарный врач
3.Повар Наборщик
4.ФотографПсихиатр
5.ЧертежникДизайнер
6.ФилософПсихиатр
7.Ученый-химик Бухгалтер
8.Редактор научного журнала Адвокат
9.Лингвист Переводчик
10.Педиатр Статистик
11.Организатор воспитательной работы Председатель профсоюза
12.Спортивный врач Фельетонист
13.Нотариус Снабженец
14.Перфоратор Карикатурист
15.Политический деятель. Писатель
6.Садовник Метеоролог
17.Водитель Медсестра
18.Инженер-электрик Секретарь-машинистка
19.Маляр Художник по металлу
20.Биолог Главный врач
21.Телеоператор Режиссер
22.Гидрогеолог Ревизор
23.Зоолог Зоотехник
24.Экономист Заведующий отделом
25.Инженер Счетовод
26.Учитель Командир дружинников
27.Воспитатель Художник по керамике
28.Экономист Заведующий отделом
29.Корректор Критик
30.Завхоз Директор
31.Радиоинженер Специалист по ядерной физике
32.Наладчик Механик
33.Агроном Председатель сельхозкооператива
34.Закройщик-модельер Декоратор
35.Археолог Эксперт
36.Работник музея Консультант
37.Ученый Актер
38.Логопед Стенограф
39.Врач Дипломат
40.Главный бухгалтер Директор
41.Поэт Психолог
42.Архивариус Скульптор

После выполнения учащимися этого теста учитель предлагает им подсчитать результаты в соответствии с ключом. Каждый выбранный вариант соответствует 1 баллу, остальные варианты зачеркиваются (не учитываются). Наибольшая сумма баллов указывает на ваш тип личности.

Ключ:

  1. реалистический тип: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
  2. интеллектуальный тип: 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
  3. социальный тип: 2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
  4. конвенциальный тип: 3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
  5. предприимчивый тип: 4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
  6. артистический тип: 5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 21б, 24б, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
  7. Далее учитель дает учащимся информацию по результатам теста.

Ход классного часа:

I. Обсуждение мини – сочинений «Автобиография будущего».
Классный руководитель рассказывает об обобщенных результатах мини – сочинений:

  1. Какие жизненные достижения наиболее ценятся подростками?
  2. Что больше ценят мальчики, что – девочки?
  3. Насколько мечтания учащихся духовны или бездуховны, эгоистичны или альтруистичны?

Подростки высказывают свое мнение, приводя аргументы в защиту тех или иных жизненных ценностей.
Учащиеся 9 класса:

  1. Образование, профессия, работа, семья, дети
  2. Образование, работа – мальчики; семья, дети - девочки

II. Выявление целей, к которым люди могут стремиться в жизни. (на листочках)
- Хорошее образование
- хорошая работа и карьера
- счастливая семья
- слава
- деньги, богатство
- дружба
- достижения в искусстве, музыке, спорте
- уважение и восхищение окружающих
- наука как познание нового
- хорошее здоровье
- уверенность в себе и самоуважение
- хорошая пища
- красивая одежда
- власть и положение
- хороший дом, квартира
- сохранение жизни и природы на Земле
- счастье близких людей
- благополучие государства

Задания:
1. Разбейтесь на пары и, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек не властен. Напротив каждого стремления поставьте соответствующую помету – «властен» или «не властен».
2. Читая каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные. Напротив каждого стремления в тетради поставьте соответствующую помету. Работайте парами.

 Примечание. Перед выполнением этого задания нужно объяснить детям значение слов «материальный» и «нематериальный».

 Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или ещё как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования.
Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее это существует.

  1. Выпишите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни больше всего. Работайте индивидуально в своей тетради.

Дети выполняют задание.

Классный руководитель:

  • В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, богатство, хорошая пища, красивая одежда, хороший дом, квартира.
  • Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными.
  • Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить – ненасытна лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест ровно столько, сколько нужно, - жадность и распущенность не должны руководить человеком.
  • По поводу того над какими стремлениями человек властен, а над какими нет, возникли разногласия. Кто-то считает достижение почти каждой из перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше полагается на обстоятельства, чем на себя.
  • На самом деле вопрос, что играет большую роль – воля человека или обстоятельства жизни, - является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом предопределяет успешность деятельности и жизни человека.
  • Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние обстоятельств на результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними. Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов.
  • Далее выясняется общее мнение класса по поводу того, какие же цели являются наиболее важными в жизни. Учащиеся смотрят на списки целей: написанный на листочке и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3). Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося ( пять выбранных целей). Учитель отмечает звездочками повторно упоминаемые пункты.
  • Далее учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения.

1. Каковы для тебя пять самых важных вещей в твоем списке?
2. Думаешь ли ты, что будешь по-настоящему счастлив, если этого добьёшься?
3. Совпадает ли мнение класса по поводу важности некоторых твоих устремлений?

После обсуждения делаются выводы.

  1. Поведение людей мотивируется стремлениями или поставленными целями.
  2. Одни цели важнее других в силу ценности получаемого в результате вознаграждения.
  3. Цели и вознаграждения простираются от конкретных и осязаемых до абстрактных и нематериальных.
  4. Для достижения какой-либо цели необходимо приложить усилия.
  5. Иногда из-за желания достичь различные цели возникают противоречия.

III. Интервью «Что было главным в жизни» (по проекту)

  1. Учитель предлагает учащимся провести интервью. Интервьюируемый, - человек очень пожилого возраста. Вся жизнь позади.
  2. Репортер хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека.

Вопросы интервью.

  1. Что было для вас самым важным в жизни?
  2. Какое личное качество больше всего помогло вам в трудных ситуациях?
  3. Что помогло и что препятствовало в вашей жизни созданию близких взаимоотношений с другими людьми?
  4. Что вы сделали для своей семьи?
  5. Как изменилась природа? Что стало лучше, а что – хуже?
  6. Пережили ли вы какие-либо экологические катастрофы?
  7. Думаете ли вы, что если люди не изменят своего отношения к природе, то человечество погибнет из-за того, что энергоресурсы будут исчерпаны, а сама загрязненная планета станет непригодной для жизни?
  8. Внесли вы какой-нибудь вклад в сохранение природы и жизни на Земле?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью ещё несколько вопросов.
Далее следует обсуждение.

Для создания атмосферы группового обсуждения можно задать следующие вопросы:
1. Каковы те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные по своей природе?
2. Есть ли какие-либо сходства в ответах и вопросах?
3. Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?

Вывод:
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что,
несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи и воспитание детей имеют существенное значение для людей разных культур и времен. Важной проблемой нашего времени является сохранение растительного и животного мира Земли, который находится на грани гибели. Существование ближайших поколений людей из-за экологических проблем находится под большим вопросом.

Просмотр проекта «Квалифицированные кадры – основа жизни села»
Под руководством Успановой Л.Ж.

Итог:

  • Памятные адреса гостям (фотография классного часа с их участием)

Приложение