Конспект урока по математике "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


Учебник: под ред. Виленкина Н.Я. «Математика. 6 класс».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сложении, вычитании и сравнении дробей с разными знаменателями. Подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

  • Образовательная: Формирование навыка сокращения дробей и приведения их к наименьшему общему знаменателю. Использование данных навыков при сравнении, сложении и вычитание дробей с разными знаменателями.
  • Развивающая: Развивать логическое мышление учащихся, интерес к математике, навыки самостоятельной работы в группах, в парах, а так же навыки самопроверки и взаимопроверки выполненного.
  • Воспитательная: Воспитывать математическую культуру, уважение мнения товарищей, умение слушать, организованность, ответственность
  • Здоровьесберегающая: Контроль осанки, профилактика утомления глаз, профилактика общего утомления.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: игровая.

Оборудование:

  • карточки с заданием для разминки;
  • карточки с заданием для работы групп (игра «Лото», разноуровневые задачи);
  • индивидуальные карточки;
  • неравенства для устной работы;
  • цветовые карточки;
  • конспекты;
  • учебник;
  • тетради;
  • карточки само и взаимиооценки;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийная призентация.

Ход урока

Содержание этапа  Примечание
I. Организационный момент (5 мин.)
Повторение изученного ранее:
– активизация ранее полученных знаний;
– разминка.
5 минут
Инсценирование фрагмента из сказки:

П: Одну простую сказку
А может и не сказку
А может не простую
Хотим вам рассказать…

У1: В славном царстве государстве
Жил был царь
Данилой звать.
И была у него нянька
Что Настасьей величать.

Царь как царь – во всем хорош.
Только не дружил он с ЗОЖ.
Долго спал и сладко кушал,
Мало двигался, лишь иногда
Выходил он прогуляться
Возле царского крыльца
Часто с нянькою бранился
И со спортом не дружил,
Ел заморское печенье
И лишь только колу пил.

Все бы ладно, но однажды
Царь серьезно занемог
И позвал к себе он няньку
Чтоб поведать по недуг.

У2.Ой, Настасья, что со мной?
Я как будто сам не свой.
Я дышать мне тяжело.
И в глазах почти темно
И побаливает живот.

У3. На тебя давно гляжу
Да вот только все молчу.
Но молчать больше не буду
И, как есть, все счас скажу:
«Ты не правильно живешь.
Спишь да ешь, да колу пьешь,
Так гляди (тьфу, тьфу) помрешь.
Я слыхала где-то есть чудо-град –
Красоты глаз не отвесть.
И живут в нем удальцы –
Все красивы и крепки.
Ведь здоровый образ жизни
Всем дворцом ведут они.

У2. Цыц ты нянька
Не буянь.
Расшумелась ишь ты глянь.
Лучше ты пошли гонцов
Разыскать тех молодцов.

У1. И помчалися гонцы
От царя во все концы…

День проходит и другой.
Царь сидит уж сам не свой…
Наконец на третий день
Появились,
И к царю
Все явились ко двору

Класс встает
 

Царь был явно удивлен
И их выправкой сражен.
И взмолил:
«О вы молодцы!
Мы к вам с просьбою пришли
Просветите вы нас с нянькой
Как здоровье сохранить.»

П. Ребята поможем разобраться нашим гостям в чем заключается здоровый образ жизни!

У. Поможем

П. Хорошо, здравствуйте садитесь. А помогут нам в этом разобраться ваши знания по теме сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями.
На доске число, классная работа, задания для индивидуальной работы (приложение 1, п. 1.1.), таблица для подведения итогов работы в группах.
– цель урока
– задачи урока
– форма работы групповая (в каждой группе назначается консультант который будет оказывать помощь членам группам, подводить итоги и в конце урока заполнит таблицу взаимооценки).
– проверить готовность к уроку (учебник, конспект, тетрадь)
Приложение 2
Слайд 1, 2
П: Ребята,сегодня мы с вами проиграем выходной день с точки зрения ЗОЖ.
С чего начинается день?
У. С зарядки.
 
П. Мы тоже проведём разминку. Повторение правила сокращения дробей. У доски 3 ученика решаю три типа задач на сокращение. Затем работа в парах. Приложение 2
Слайд 3
Сократить дроби, сложить полученные результаты и полученные суммы снова сложить. (У всех получается 10) (У каждой пары карточка, аналогичная той, которая на слайде, на столе) Проверка: на интерактивной доске один из учеников записывает ответы.
II. Проверка домашнего задания. (2 мин.)
П. После разминки можно принять лёгкий завтрак, отдохнуть. Мы тоже немного отдохнём и проверим домашнее задание (меняются тетрадями) Приложение 2
Слайд 4
П. Чему лучше всего посвятить часть выходного дня?
У. Спорту, ...
П. Мы отправимся с вами на природу.Что нужно взять с собой?
Приложение 2
Слайд 5
III. Основная часть Закрепление навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. (10 мин.)
Работа устно. 2 мин. 
Повторение правил сравнения обык. дробей.
Решение задач.10 мин.
Подведение итогов. 2 мин.
 
Игра «Лото». Решается пример или уравнение на обратной стороне карточки и закрывается на поле квадрат с полученным ответом. Задания дифференцированные, и более простые отмечены точкой, о чём сообщается ученикам. Но предварительно повторить правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. К доске вызывается ученик для решения более сложного уравнения.
Итог: Какие карточки остались?
У. Чипсы, сигареты, пепси.
П. Как вы думаете, почему?
(Беседа о факторах, от которых зависит ЗОЖ)
Приложение 1, п.1.2.
Приложение 2
Слайд 6, 7
Количество правильно закрытых полей соответствует количеству баллов, так же дополнительные баллы за правильный ответ на карточках: пепси, сигареты, чипсы).
П. после прогулки можно отдохнуть.
Показывается карточка с решённым неравенством: если оно верное, то одна рука вверх, а если не верное – две.
После этого минутная зарядка для глаз.
Приложение 1, п.1.3.
П. После отдыха можно заняться серьёзным делом. Приложение 2
Слайд 8
Мы переходим к решению задач
Посмотрите на экран. 1задача - самая простая, 2 и 4 – посложнее, 3 – самая сложная. Нужно решить как можно больше задач. Можно начать с любой задачи.
Приложение 2
Слайды 9-12
(У каждой группы на столе набор задач, которые даны в презентации – по 4-6 экземпляров каждого вида)
При проверке ответов обратить внимание на то, что 1/4 взята не случайно и поработать с диаграммой.
Во всех задачах получается ¼ (Приложение 2, слайд 13), подсчитывается количество верно выполненных задач в каждой группе. 
П. По окончании выходного дня, можно подвести итоги. И мы с вами тоже подведём итоги работы на уроке. Оценим работу групп:
20 б. – 17 б. – «5»
16 б. – 13 б. – «4»
12 б. – 9 б. – «3»
Итоговая оценка будет выставлена с учётом само и взаимооценки.
 
IV. Заключительная часть. (5 мин.)
– систематизация знаний, полученных на уроке;
– мотивация на домашнее задание;
– рефлексия 
 
Домашнее задание Приложение 2
Слайд 14
Итог урока: Какие задачи были поставлены в начале урока? Все справились с поставленными задачами? Оцените свою работу на листах взаимо и самопроверки.
И в заключении – сейчас на доске вы увидите 1 пример на сложение, 1 – на вычитание, 1 – на сравнение. В течение 1 минуты вы их решаете, затем я говорю ответ , если он верный, то поднимаете красную карточку, а если нет – зелёную.
А теперь послушаем, что скажут нам наши гости.

У2. Да, вы раскрыли мне глаза. 
Так как я жил,  
Так жить нельзя. 
Только время зря терял, 
Всё здоровье растерял.
Приложение 1, п.1.4.
Оценивание работы на уроке:
– за работу в группах (с учётом взаимо и самопроверки);
– за индивидуальную работу у доски;- консультанты.
Приложение 2
Слайд 15

Приложение 1, Приложение 2.