Урок по курсу "Введение в историю"

Разделы: Начальная школа


Урок № 1

Цели:

  • Познакомить с царствованием царицы Екатерины;
  • Сформировать понятие “Золотой век дворянства”;
  • Дать понятие генералиссимуса;
  • Развивать историческое мышление;
  • Воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины

Оборудование: слова, иллюстрирование, портреты, картины.

Ход урока

 Речевые секреты: Москва слезам не верит (авксом мазелс ен тирев).

Вводное повторение.

  • Как звали царя, который внес большие изменения в государство?
  • Какой город построили?
  • Сколькими профессиями владел царь?
  • Что решил строить царь в самом начале и почему?

Физкультминутка

Установи закономерность: Камчатка. Великая северная экспедиция. Витус Беринг.

Рассказы обучающихся:

I вариант – Путешествие в Сибирь
II вариант – Путешествие Витуса Беринга

Обобщение:

Какой царь стоял у истоков кораблестроения? Куда отправлялись экспедиции? Как называется экспедиция к берегам Камчатки?

Новый материал:

Вводное повторение(проблемный вопрос)

Если мужчина – царь, император, женщина – царица, а еще кто …..?

Кто стал первым царем?

Рассказ учителя: Императрица Екатерина II

Заочное путешествие: по иллюстрациям учебника

Словарная работа: Эрмитаж – здание, построенное Екатериной, как библиотека.

Эрмитаж – означает “уединенный уголок”.

“Золотой век дворянства” – привилегии для дворян, дворяне были освобождены от уплаты налогов государству и от обязанной службы.

Открыты учебные заведения

  • кадетский корпус;
  • институт благородных девиц;

Крепостное право – зависимость крестьян от помещика.

– Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева

Война с Турцией XVIII в. – Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков капрал – воинский чин, 1783 порт. Херс, генералиссимус – Суворов высший чин 1799 г. , адмирал флотоводца Ушаков 1799 г. крепость Корфу.

Самостоятельная работа: составьте сообщение

1 в. Екатерина Великая
2 в. Великие полководцы

Вопросы для обобщения:

  1. Какой путь служения избрали Ушаков и Суворов?
  2. Куда добился назначения Суворов?
  3. Что ввели Ушаков и Суворов?
  4. Какую книгу написал Суворов?

Запись пословиц в тетрадь:

Какие слова любил повторять Суворов?

  • “Тяжело в ученье – легко в бою”.
  • “Воюют не числом, а уменьем”.
  • “Время дороже всего, я действую не часами, а минутами”.

Обобщение: (вопросы на доске)

  • Как звали великую императрицу?
  • Что изменила Екатерина II?
  • Почему XVIII век, называют “Золотым веком дворян”?
  • Кому было присвоено звание генералиссимуса – адмирала?
  • Какие великие подвиги совершили полководцы?
  • Кто возглавлял первую крестьянскую войну?
  • С кем вела Россия войну?
  • Изменилась ли жизнь дворян, крестьян?
  • Что такое крепостное право?

Домашнее задание:

I в. – Преобразование царицы Екатерины.
II в. – Великие полководцы.

Итог урока: самооценка учебной деятельности (используя три цвета звезд).

Урок № 2

Тема: Открытия и изобретения. Иван Кулибин. Михаил Ломоносов

Цели:

  • Ознакомить с механиком-самоучкой И. Кулибиным, М.В. Ломоносовым;
  • Проверить знания о “Золотом веке дворянства”;
  • Развивать историческое мышление, наблюдательность, умение рассуждать;
  • Воспитывать желание знать историю Российского государства.

Ход урока

“Веер вопросов” по изученному материалу

Конкурс знатоков.

  1. Что такое верфь?
  2. Как звали необычного царя?
  3. Кому стоит памятник на Красной площади?
  4. Кто изобрел печатный станок?
  5. Кто стал первым царем на Руси?
  6. Назови имена первопроходцев Сибири?
  7. Кто руководил “Великой северной экспедицией”
  8. Как звали Великую императрицу, и какие преобразования она сделала в государстве?
  9. Назови великих полководцев

Остров дат (определи, что связано с данными датами)

  • 1733–1743
  • 1721
  • 1783
  • 1799

Игра по темам“Проверь себя” (название более важных событий по темам)

1 тема – Петр I
2 тема – Россия 17 век

(Расположить в столбик)

Физкультминутка

Новый материал.

Вводное повторение:

  • Кто правил Россией в 18 веке после Петра I?
  • Какие преобразования осуществляла императрица? Зачем?
  • Кто мог это делать? Зачем
  • Как понимаете механик – самоучитель; работа по учебнику самостоятельное чтение:
  • Как звали механика самоучку? Где родился?
  • Что изобрел? Где стал служить?
  • Что произошло с И. Кулибиным

Слова М.В. Ломоносова (доска)

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно
Чего еще не видел свет.

Рассказ учителя: мозаика – цветные стекла.

Обобщение: Как звали мастера самоучку? Как звали ученого, который открыл русский университет? Какие открытия сделал Ломоносов (перечисли)

Соотнеси понятия:

Иван Кулибин

М. Ломоносов

теория света

механические часы

 Обобщение по итогу урока:

– Какие открытия ученых помогли России и сейчас до сих пор применяются в практике жизни?

Таблица сравнения (самостоятельное оформление)

Что изобрели

И. Кулибин М. Ломоносов
Механические часы мозаика
Телескоп станки
микроскоп стихи переводил
электрическую машинку изучал теорию света
мост полярное сияние
  русский университет

 Домашнее задание: подготовить информацию о великих открытиях Ломоносова.