Изучение раздела "Гимнастика" с применением малогабаритных снарядов на уроках в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Работа на малогабаритных снарядах благоприятно влияет на эмоциональный фон урока, значительно снижает психологическую утомляемость учащихся начальных классов. Применение нестандартных гимнастических снарядов дает возможность использовать дифференцированный подход в обучении младших школьников (за счет изменения высоты снарядов, ее регулирования) с учетом здоровья учащихся и их физического развития. Повышается плотность урока в результате применения кругового метода обучения с использованием одновременно нескольких снарядов.

Наиболее целесообразно использую их при обучении сложным движениям из различных разделов школьной программы. К числу таких упражнений относится учебный материал по гимнастике. Эффективность овладения техникой упражнений на снарядах зависит не только от метода обучения, но и соответствия снарядов возрасту, размерам телосложения и двигательным возможностям школьников.

С раннего детства у детей возникает потребность в лазании, что доставляет им большое удовольствие. Нестандартный полихлорвиниловый канат, создает условия в короткие сроки научить младших школьников приемам лазания, дает возможность предотвратить травмирование поверхностей ног и рук (ожог) при выполнении спуска, если учащиеся забудут выполнить указание учителя: “спускаться, перебирая канат руками”. На рукоходе выполняются различные варианты передвижения на руках прямо, боком, перехватывая руками каждую перекладину, через одну, через две. Данные упражнения способствуют развитию координационных и силовых способностей.

Важным разделом содержания программного материала “Гимнастические упражнения” является опорный прыжок. Используя нестандартного гимнастического козла, начинаю обучение данному упражнению уже в первом классе, что позволяет освоить данный навык и развить координационные и скоростно-силовые способности в течение четырех лет, чтобы уверенно выполнять опорный прыжок в стандартных условиях, на стандартных снарядах в средних и старших классах. Сначала разучиваем все составляющие фазы опорного прыжка: разбег, отталкивание, полет, приземление на минимальной высоте снаряда (60 см), обратив внимание на постановку рук на снаряд, положение ног в полете, правильное приземление. В зависимости от возраста учащихся (класса), высота снаряда соответственно регулируется.

В программах по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ отсутствует преемственная связь в изучении гимнастического материала на снарядах в разделе “Гимнастические упражнения” в младших, средних и старших классах. В младших классах данный материал либо не изучается, либо изучается частично на стандартных гимнастических снарядах, которые не соответствуют морфофункциональным особенностям детей. Поэтому многие учащиеся, оканчивающие начальную школу, испытывают трудности при овладении двигательными действиями из данного раздела программы.

Использование нестандартного оборудования создает оптимальные условия для физического развития младших школьников, повышает интерес к предмету “Физическая культура”, укрепляет здоровье детей, повышает физическую подготовленность, облегчает работу учителя на уроке.

Приложение