Внеклассное мероприятие во 2-м классе в рамках проведения "Дня науки и творчества"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение кругозора, систематизация знаний.

Задачи:

  • Раскрыть взаимосвязь между названиями растений и их особенностями.
  • Расширить знания учащихся о растениях, которые им встречаются.
  • Развивать устную природоведческую речь, любознательность.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации, энциклопедия, картинка с изображением муравьишки, таблички со словами: травы и цветы, деревья, грибы, ягоды, растения.

Приложение

Ход мероприятия

На доске эпиграф:

Мир природы таинственно прекрасен. Радость неведомого захлёстывает тебя.
Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаённый стук.
Не спеши обрывать цветы: береги своё удивление!

Н. Сладков

Учитель: Ребята, сегодня мы будем путешествовать. Прочитайте, куда же мы отправимся.

(Дети читают на доске тему путешествия.)

– А с кем мы сегодня будем путешествовать, попробуйте отгадать:

У нас клетки и амбары,
Мы лесные санитары.
Ты наш дом не разрушай,
Ты нас лучше охраняй.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравей.)

– Итак, в путь! Догадайтесь, о каких растениях идет речь.

Бежит тропинка через луг.
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы.

– Мы поговорим о травах и о цветах.

(Перевернуть табличку.)

1-й этап: – травы, цветы

  • Этот цветок первым расцветает весной. Своё название получил оттого, что у него с одной стороны лист мягкий, как мама, а с другой – жёсткий, как мачеха. (Мать-и-мачеха)

– Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар поможет вылечить кашель)

  • В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мед. (Медуница)

– Чем полезен мед? (От простудных заболеваний).

  • Эй, звоночки, синий цвет –
    С языком, а звону нет. (Колокольчик)

– А вы знаете, что этот цветок служит гостиницей для мошек и букашек. Спрячется солнышко за тучи – наклонит он свою головку и становится похож на крошечный шалашик, в котором могут и насекомые заночевать, выглянет солнышко – он опять головку поднимет, выпустит мошек на волю и зазвенит.

  • Листья гладкие да круглые, словно яйца. Среди них хвост торчит. Он никогда не прячется от человека, и любит расти у него на виду – вдоль дорог, на лугах, возле домов. (Подорожник)

– От чего может помочь подорожник? (Если натер ногу, при ссадинах, ожогах и укусе насекомых)

– Что надо сделать сначала, прежде чем приложить лист? (Вымыть его)

  • Листочки этого растения красивые, воздушные, резные. Говорят, что цветки его наделены волшебной силой и помогают искать клады. У этого растения молодые листья завернуты как улитки. (Папоротник)

– Цветет ли папоротник? (Он не цветут, на обратной стороне листа созревают семена, которые разлетаются)

  • Вертится Антошка на одной ножке,
    Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнечник)

– А почему это растение так назвали? (Растет прямо под солнцем)

– Куда обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу, наверх)

  • Манная каша варится из манной крупы. Из чего получают манную крупу? (Из зерен пшеницы).

– Из пшеницы пекут белый хлеб, а черный? (Из ржи)

Какую траву узнает даже слепой? (Крапиву)

– Почему крапива жжется? (В волосках, на листьях крапивы, есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается, стенки волосков царапают кожу, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение)

– Про какие растения мы с вами сейчас говорили? (О травах и цветах)

– Отправляемся дальше.

Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый…
Твое молчание немое
И твой таинственный язык.
Как что-то близкое, родное…

– Да, ребята, речь пойдет о деревьях. (Перевернуть табличку)

2-й этап – деревья

  • Никто не пугает, а вся дрожит? Из этого растения делают спички. (Осина)

– Почему лист у дерева дрожит? (Это дрожат ее листочки, т.к. черешки у них в верхней части сильно сплющены)

  • Это растение называют чемпионом Сибири по росту, ещё называют “легкими города”. (Тополь)

– Почему у тополя молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза).

  • Это самое морозоустойчивое растение.
    Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница).

– Как называются листочки у лиственницы? (Хвоя) Что происходит с ними с наступлением осени? (Сбрасывает)

  • Какое дерево цветет в наших краях самое последнее – в июле? (Липа)

– Что делают из цветов (заваривают чай – хорошо помогает при простуде); из нектара, который собирают пчелы, делают мед, который очень полезен; орехи мелкие (в пищу), а из коры делают лапти.

  • Её листва желтеет самой первой, а семена разбрасывает зимой. Ёще её называют доброй няней ели, т. к. под ветвями не гибнет молодняк елей. (Береза)

– Почему даже в самый жаркий летний день кора березы остается прохладной? (Свет отражается от белого ствола)

  • Из этого растения делают музыкальные инструменты. Ранней весной частично сбрасывает свою хвою. Без неё не обходится Новый год (Ель).

– Почему в еловых лесах страшнее, чем в сосновых? Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)

  • Это дерево одно из самых полезных наших растений – её запах убивает все бактерии вокруг. Оно цветёт в мае. Ещё по ней предсказывают погоду, говорят: зацвела – жди холодов. (Черёмуха)

– Итак, про что мы говорили на этом этапе? (О деревьях)

– О чем мы поговорим на следующем этапе узнаете, отгадав загадку:

Невысок и коренаст,
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с прилипшими иголками. (Грибы.)

3-й этап – грибы

– Верно. На том этапе мы поговорим о грибах. (Перевернуть табличку)

– Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки.
Под березами растут,
Как же их зовут? (Подберезовики)

– Почему их так назвали? (Растут под березами)

Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)

– Почему их так назвали? (Рыжие, как лиса)

Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,-
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу. (Опята)

– Почему их так назвали? (Растут на пеньках)

Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик.
На нем сер сарафанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)

– Почему его так назвали? (Растет под осинкой)

Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок… (масленок)

– Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом)

Люблю я в разных шляпках быть:
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).

– Почему их так назвали? (Любят сырые места, сухости не переносят)

А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор)

– Почему их так назвали? (Настоем этого гриба морили мух, т. к. ядовитый гриб)

– Какие еще ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложные опята)

– Если это ядовитые грибы, и мы их не используем в пищу, то можно уничтожать их? (Нет, их едят животные)

– Какие животные едят грибы? (Лоси)

– Чем еще питается лось? (Ветками, травой).

– А как нужно собирать грибы? (Срезать ножом, не вырывать с грибницей. Тот гриб, который не пригоден – оставить, не трогать)

Вывод: Ничего в природе не растет зря. То, что не использует человек, использует кто-нибудь другой.

– Отправляемся на следующий этап и здесь мы поговорим о… (перевернуть табличку – ягодах)

4этап – ягоды

  • Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
  • Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику)
  • В какой ягоде больше всего витамина С? (Черная смородина, шиповник)
  • Название этой ягоды связано с названием птицы. Какую ягоду нельзя есть? (Вороний глаз)

– О чем мы говорили во время нашего путешествия, как можно назвать одним словом. (О растениях) (Перевернуть табличку)

Я по полю широкому молча пройдусь
И лесам, и кустам, и цветам поклонюсь!
Я букет соберу, и замру в восхищенье –
Как прекрасно, как чудно ты, Божье творенье!

Литература:

  1. Занимательное природоведение. Новокузнецк, 1994.
  2. Моя первая энциклопедия (растения). Издательский Дом “Литера”, 2005.
  3. Энциклопедия для детей (биология). М.: “Аванта +”, 1997.