Открытый урок по окружающему миру "Какие части растений используют люди"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • учить распознавать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
  • расширить знания учащихся о культурных растениях нашего края;
  • выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.

Оборудование:

  • учебник,
  • хрестоматия,
  • дополнительная тетрадь по окружающему миру,
  • презентации докладов учащихся,
  • картинки растений,
  • новогодняя елочка.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

-Сегодня мы проводим 5-е заседание нашего клуба, на котором рассмотрим следующий вопрос.

(На доске вопрос: Какие части растений используют люди?)

Мотивация. Приближается Новый год. Мы постараемся за урок нарядить елочку необычными игрушками-оценками.

2. Проверка домашнего задания.

-Для чего люди выращивают культурные растения? Задания даны по вариантам.

1-й вариант.

Компьютерная презентация своего ответа.

1-й  ученик - лекарственные растения.

2-й ученик - овощные растения.

В нашей стране произрастает до 70 видов овощей. Некоторые овощи были завезены к нам с других континентов, главным образом из Америки. Но овощи не только полезная еда, а еще и нужные нам лекарства и витамины. О том , что овощи обладают лечебными свойствами известно из летописи. Так солдата Александра Македонского отправляли в поход с амулетом- головкой лука, шелухой которого очищали воду. Воины перед походом употребляли листья огуречной травы- для возбуждения храбрости. В Древнем Египте предупреждали и даже лечили рак соком красной свеклы. Капуста в Древней Греции служила символом трезвости. Великий медик Авиценна высоко ценил лечебные свойства тыквы. За тысячу лет до н.э. бобы возделывали в Палестине и считали самой полезной и здоровой пищей. Овощи необходимы организму каждый день во все времена года.

3-й ученик - декаративные растения.

Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на земле:
То- дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок-
Образчик неизменный.
Жак Делиль.

Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тысячелетиям до н. э., по археологическом данным , начиная с глубокой древности люди, использовали цветы для украшения храмов и дворцов. Найдены вазы для цветов, относящиеся еще к бронзовому веку.

Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в г. Уре до н.э., задолго до знаменитых вавилонских.

В описаниях древних танцев и обрядов упоминается роза. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили и маленький венок из полевых цветков.

В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определенных растений.

Уже тогда люди привозили из дальних краев не только драгоценные пряности и благовония, но и цветочные растения Так путешествовали роза, лилия, тюльпан, пион. Огромный поток новых декоративных растений хлынул к нам в Европу. Из Центральной Америки появились бархатцы, настурция, из Китая –астры. Цветочные растения получили самое широкое распространение, выращивали их повсюду:от дворцовых парадных парков до огромных садов горожан. В России уже с15 века были известны частные сады, принадлежащие знати. В Москве были знамениты сады в селе Кудрино, на Воронцовском поле, Бутовский, Крутицкий.

Декоративные растения – это растения, служащие для украшения. Они делятся на две группы:комнатные и садовые.

2-й вариант.

Доклады-сообщения.

1-й ученик - зерновые растения.

2-й ученик - бобовые и масличные растения.

Бобовые - одно из крупнейших семейств цветковых растений, насчитывающее около 18 тыс. видов. Распространены они почти по всей суше земного шара.

Бобовые- продукт уникальный. Они вкусны, питательны и чрезвычайно полезны. Среди бобовых много пищевых культур мирового значения. К их числу относятся соя, фасоль, чечевица, маш, нут, арахис, горох, конские бобы. Все эти полезные растения человек выращивает уже много веков. Пищевая ценность бобовых определяется очень высоким содержанием в их семенах белка, крахмала и жиров. Так, в семенах гороха 27% белка, у чечевицы-до 32%, а в семенах арахиса до 37% белка и до 60% масла.

Масличные растения это группа растений ботанических семейств, содержащих в семенах или плодах жирные масла. Различают масличные растения: подсолнечник, горчица, клещевина, лен-кудряш, кунжут, мак-масличный, маслина и др. и растения комплексного использования: прядильно- масличные (хлопчатник, лен-долгунец, конопля), зернобобовые масличные (соя, арахис) Масла масличных растений идут не только в пищу, но и для приготовления консервов, кондитерских изделий, маргарина. Прекрасное столовое масло дает маслина. Масличные масла используют в лакокрасочной, мыловаренной, текстильной, кожевенной, парфюмерной и медицинской промышленности. Масла конопли льна используют для приготовления олифы, лаков, красок. Растительные масла получают на масло-перерабатывающих предприятиях.

3-й ученик - плодовые растения.

Плодовые растения - это такие растения, плод у которых развивается из завязи и содержит одно или несколько семян.Изучением плодовых растений, приносящих съедобные плоды, занимаются такие отрасли, как плодоводство, ягодоводство, виноградарство и огородничество. Плоды являются высокоценными продуктами питания и сырьем для промышленности. Плодовые растения могут произрастать в лесах в диком виде и специально выращиваться в садах и огородах.

3-й вариант.

Дополнить схему из учебника “Культурные растения” своими примерами.

Страница 91.Загадать загадки о культурных растениях.

3. Закрепление изученного . Игра “Найди свой дом”.

На доске домики с названиями культурных растений. На столе картинки разных растений. Посели растение в свой домик. Например, огурец в домик овощных растений, пшеницу- зерновых и т. д.

Дополнительный материал.

Показ хлопка и льна. Картина “Музей льна”. Краткое сообщение ученика о данных растениях.

Вывод: Для чего же люди выращивают культурные растения?

4. Новая тема.

-Какой вопрос задал нам председатель нашего клуба Костя Погодин? Но чтобы ответить на него, мы познакомимся с его докладом.

Учебник, стр. 92-93.

-Понравился ли вам доклад Кости?

-О чем, по- вашему, он говорил?

-Какую часть используют люди у данных растений?

На доске картинки картофеля, помидора, свеклы, капусты, сливы, ржи и т. д.

-Чем отличается плод от корнеплода?

-Расположи остальные картинки к данным словам:

  • клубни-
  • плоды-
  • корнеплоды-
  • листья-
  • семена-

Дополнительный материал. Хрестоматия .

Рассказ о картофеле.

Почему у чеснока зубков много? Страница 54-55.

Загадки.

Не корень, а в земле
Не хлеб, а на столе
И к пище приправа,
И на болезни управа. (Чеснок)

Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а …….(лук).

Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках. (Горох)

Я полезней всех на свете,
Ешьте больше меня, дети,
Ты копай меня, Антошка,
А зовут меня…….(картошка)

Есть нота “фа”,
Есть нота “соль”,
А есть растение ……(фасоль).

5. Самостоятельная работа по вариантам.

1-й вариант .

Название культуры Что используем
Картофель

Огурец

Редис

Капуста

Лук

Свекла

Арбуз

Яблоня виноград

Бобы

Фасоль

Овес

Горох.

 

2-й вариант.

-Какие культурные растения человек использует

в пищу для корма животным для изготовления масла
     

Итог урока.

-Смогли мы ответить на вопрос Кости Погодина?

Сценка из сказки “Вершки и корешки”.

Домашнее задание.

Задание в дополнительной тетради, страница 36-38.Хрестоматия, стр.146.Составить презентацию доклада по компьютеру на тему: “Гречиха и горчица. Что это?”.

Мотивация.

-В течение урока многие из вас получили оценки за работу на уроке. Украсьте нашу елочку ими.