Воспитание души, или уроки духовности (Человековедение)

Разделы: Социальная педагогика


Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись наших детей и их родителей, первых воспитателей, закладывающих в них эти нормы поведения.

Нам представляется весьма интересным сравнить сегодняшние установки родителей, отражающие цели и содержание нравственного воспитания детей, с данными исследований предыдущих лет. Например, исследование 1985 г, четко выявило, что в нравственном идеале своего ребенка родители на первое место выдвигали такие качества, как доброта, скромность, вежливость, отзывчивость, самостоятельность. Около 70% родителей считали их основными нравственными свойствами личности. Что же показали исследования в новом тысячелетии? Шкала моральных ценностей, определяющих развитие личности сына и дочери, просматривается в следующих установках родителей: указывают на необходимость воспитывать доброту у девочек 9% родителей, у мальчиков- 6%, скромность у девочек- 1,5%, а у мальчиков- 0,5%, вежливость у девочек - 1 упоминание, у мальчиков- 0, самостоятельность у девочек-1%, у мальчиков- 3%.

Сегодня на первое место выступает совсем другое: "гибкость", "рассудительность", "верность", "целеустремленность", "умение добиваться своего" и др.

В ответах было отражено желание воспитать в детях "напористость", "деловитость", "независимость", "мужество", "выносливость", "твердость характера" и т.д. в ровной мере относящиеся и к мальчикам, и к девочкам.

Нами был проведен тест "Размышляем о жизненном опыте", составленный доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой, с целью выявления нравственной воспитанности у учащихся. В тестировании участвовали учащиеся с 5 по 11 классы. Им предлагалась 31 ситуация, с которой они часто встречаются в своей жизни и дать правильный на их взгляд ответ. И что же показало наше исследование. Учащиеся 5-7 классов показали более высокую нравственную ориентацию, количество выборов с положительной ориентацией составляет более 15.

У учащихся 8 класса нравственная ориентация ниже нормы 12,2 (норма 13). А у учащихся с 9 по 11 классы показатель от 9,1 до 10,5, который свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, эгоистичной позиции.

Например был такой вопрос.

Ваши знакомые переезжают в новый дом. Они старые. Что делаете?

Варианты ответов:

а) предложу свою помощь

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь

в) если попросят, я конечно, помогу

Из 16 опрошенных учащихся 5 класса предложат помощь 9 , а остальные это сделают, когда они сами об этом попросят.

  • 6 класс - предложат свою помощь только 6 из 16 , 10 из них помогут, если об этом их попросят.
  • Из 8-классников никто свою помощь не предложит, 4 считают, что они не должны вмешиваться в чужую жизнь.
  • 9"б" класс - это в основном девичий коллектив (14/4), только 3 человека помогут по своей воле.
  • 9"а"класс - только 1 человек пойдет на помощь, остальные только тогда, когда их попросят.
  • Из 10-классников помогут 3 человека из 20.
  • Из 11-классников - помогут только 4.

Есть еще такой вопрос.

Вы дежурный. Убираете посуду. Вы находите деньги. Что делаете?

А) они мои, раз я их нашел

Б) завтра спрошу, кто потерял

В) может быть, возьму себе

класс колич. учащ А Б В
5 16 1 13 2
6 16 - 11 5
7 17 1 10 6
8 11 - 5 6
9 б 14 1 5 7
9 а 10 - - 10
10 20 6 9 5
11 15 2 5 8

Из всего этого вытекает множество вопросов. Как воспитать детей сегодня? Какую цель преследовать? Что отобрать в качестве воспитательных средств? Какую позицию должен занять взрослый?

В отечественной педагогике уже найдено много средств решения данных проблем. Одно из них - обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку - главная задача и основной смысл воспитательной работы школы. В качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся нужно ввести урок или курс "Человековедения".

Предлагаемый Маленковой Л.И курс "Человековедение" для учащихся 9-11 классов базируется на ряде основных идей, обязательных для реализации учителем, ведущий курс:

  • учебный предмет " Человековедения" органически связан с общей программой и логикой воспитания учащихся;
  • является важным подспорьем учителя-воспитателя, классного руководителя выступая в качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся. В этом сверхзадача курса.

С большим интересом изучила программы курса по "Человековедению" Мурашова В.И., Маленковой Л.И., программу самосовершенствования Г.К. Селевко, национальные программы "Ураацхай саха о5ото", "Кыыс Куо", "Уруц Уолан", национальной культуры коренных народов Якутии, "Эркээйи" А.П. Оконешниковой, курса "Этика и психология семейной жизни", "ОБЖ". Появилась идея составления программы курса ""Человековедение" для учащихся 5-11 классов якутской школы" с учетом национальных и возрастных особенностей. В 2004 году программа была рассмотрена и утверждена, как авторская, на улусном экспертном Совете. В целях эффективного введения учащихся в данный курс, предлагается тематика всеобуча и для родителей. Основным принципом такого обучения является то, что родители сами, учась, могут учить своего ребенка. Только правильное совместное воспитание учителя и родителя могут привести к положительным результатам.

Изучение курса ""Человековедение" для учащихся 5-11 классов якутской школы" выражено в двух аспектах:

  • изучение человека как такового - на основе наук о человеке;
  • раскрытие перед учащимися возможностей самовоспитания, стимулирование и вооружение учащихся приемами работы по самоусовершенствованию.

Курс рассчитан на 7 лет, 224 часа (по 1 часу еженедельно) и имеет две основные взаимосвязанные разделы:

  • "Я - человек" Этико-психологические основы личности. Психология самовоспитания.
  • "Я - другие люди". Этико- психологичские основы общения.

Также имеет дополнительные разделы: "Культура поведения" (5 кл.), "Человек и его здоровье" (5, 8,9 классы), "Духовно-нравственная культура человека" (7 кл.,), "Философское осмысление жизни" (10, 11 кл.), "Этико-психологичекие основы семейной жизни" (10, 11 кл.), "Меры предосторожности в опасных жизненных ситуациях" ( 10, 11 кл.).

Программа всеобуча родителей состоит из 4-6 занятий в год с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей их детей и проблем, текущей их жизни.

В заключении хочу отметить, что мы должны воспитать ЧЕЛОВЕКА, ответственного за то, какую личность он создает в себе и являет другим в пространстве социальных коммуникаций. Это приводит к значительному внутреннему напряжению и растерянности будущего члена общества. И задача учителя, педагога помочь сделать ему правильный выбор. Которая находит свое подтверждение в словах великого педагога В.А.Сухомлинского "Быть воспитателем - значить быть человековедом, значит видеть как ребенок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность".