Разработка урока по делопроизводству "Оформление приказа по основной деятельности". 11-й класс

Разделы: Технология

Класс: 11


Цель: Создать условия для формирования ИКТ- компетенций через выполнения заданий по оформлению приказа по основной деятельности.

Задачи:

Образовательная: Создать условия для формирования компетентности «Определение информации», «Доступ», «Управление» и «Создание».

Развивающая:

  1. Формировать логическое мышление учащихся.
  2. Развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательная:

  1. Воспитать умение работать в группе.
  2. Развивать уважение друг к другу.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Пояснение к заданиям.
  3. Подведение итогов.

Ход урока

I. Задание на определение (идентификация) информации.

1. Прочитайте текст и выполните задание, приведенное после него.

Это было в среду 25 марта 2006 года. Маша пришла на работу к своей подруге Ире. Ира по окончании школы устроилась работать в фирму «Рога и копыта» секретарем. На улице стояла весенняя погода, город Саратов был освещен ярким солнечным светом.

Но Ирину погода не радовала. Ее начальник Петров Иван Александрович дал распоряжение: издать приказ об уборке территории. А Ирина, не изучавшая делопроизводство, не знала, как правильно оформить приказ. Ее первая помощница начальница отдела кадров Отрадная Ольга Афанасьевна была в командировке. Что делать?

Но умная Маша решила помочь подруги. Она сказала: «Не горюй, у тебя ведь есть выход в Интернет, а за углом есть городская библиотека. Давай искать выход из сложившейся ситуации».

Ирина обрадовалась, и подруги взялись за дело.

  • Выпишите из текста реквизиты приказа по основной деятельности.
  • Составьте недостающие данные приказа.
  • Оформите приказ по основной деятельности.

Комментарии к заданию

Учащийся должен читать текст с определенной целью. Цель чтения формируется через вопросы: Сколько реквизитов необходимо для составления пирказа? Какие реквизиты приведены в тексте? Какие реквизиты необходимо оформить самому?

Суть задания: учащийся должен выделить информацию, заданную в явном или неявном виде.

Существенной характеристикой когнитивного действия «определение информации» является умение формулировать вопрос-цель: «С какой целью я читаю эту информацию. Что мне в ней надо найти».

Возникает вопрос: что такое реквизит? Сколько и какие реквизиты у приказа?

II. Задание на умения, составляющих познавательную деятельность «доступ к информации».

Так как учащимся не было объяснено, что такое реквизит, им предложено найти решение самостоятельно. Для этого поясняется, как осуществлять поиск.

Учащимся предлагается поиск в «библиотеке», которая формируется из книг по информатике и делопроизводству. А также объясняется, как осуществлять поиск через Интернет. То есть необходимо выбрать инструмент поиска. В мире существует огромное количество серверов самого разного назначения. Без специальных средств ориентирование в этом гигантском объеме информации просто невозможно. Решают эту проблему поисковые серверы, которые хранят миллионы ссылок на разные темы и производят поиск нужных документов по запросу пользователя.

Поисковый инструмент – это специальное программное обеспечение, основная задача которого состоит в обеспечении наиболее оптимального поиска информации в Интернете.

Поиск можно осуществлять через следующие поисковые машины:

  1. Alta Vista (http://www.av.com)
  2. Yahoo! (http://www.yahoo.com)
  3. Rambler (http://www.rambler.ru)
  4. Яндекс (http://www.yandex.ru)
  5. Апорт (http://www.aport.ru)
  6. Google (http://www.google.com)
  7. Википедия (www.ru.wikipedia.org) и другие.

Учащиеся разбиваются на группы. Одна группа осуществляет поиск в библиотеке, другая – в Интернете.

После того как вторая группа определилась, с помощью какого инструмента будет вести поиск, необходимо подобрать термины, по которым будет осуществляться поиск.

(Запросы могут быть разными, но самый верный «Делопроизводство», не смотря на то, что этот запрос самый общий, но так как необходимо найти правильное оформление приказа, то этот запрос быстрее приведет к правильному ответу).

Лист-рекомендация

Выполните задание в следующем порядке:

  1. Прочитайте вопросы задания (1 столбец), и заполните 2-й и 3-й столбцы для всех строк таблицы.
  2. Проанализируйте полученные ссылки и выберите, если это возможно, один-два документа для поиска ответа на вопрос.
  3. Если ваш запрос оказался нерезультативным, то вернитесь к продумыванию стратегии поиска (Надо ли менять поисковый инструмент? Надо ли конкретизировать запрос? Надо ли изменить конструкцию запроса?).

вопрос

Ответ

Адрес страницы, на которой найден ответ

1

Что такое приказ?

 

 

2

Что такое реквизит?

 

 

3

Реквизиты приказа

 

 

4

Виды приказов

 

 

5

Оформление реквизитов приказа (прописать оформление каждого реквизита)

 

 

6

Отличия приказов по основной деятельности от приказов по личному составу

 

 


Задание можно усложнить, если дать заполнить следующую таблицу.

вопрос

Какой поисковый инструмент планируется использовать

Вид первоначального запроса

Ответ

Адрес страницы, на которой найден ответ

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

….

 

 

 

 

 

III. Задание на управление (классификацию). Из полученных результатов в предыдущей таблице, составьте схему «Виды приказов».

Теперь можно возвратиться к первому заданию и ответить на поставленные вопросы:

Реквизиты приказа

  1. Наименование организации – «Рога и копыта»
  2. Наименование вида документа – ПРИКАЗ
  3. Дата – 25.03.2006г.
  4. Место составление – г. Саратов
  5. № приказа
  6. Заголовок к тексту – Об уборке территории
  7. Текст документа
  8. Должность руководителя – руководитель фирмы
  9. ФИО руководителя – Петров Иван Александрович

IV. Задание на создание информации. Проанализируйте все выполненные раннее задания и на основании полученных результатов оформите приказ по основной деятельности. Обоснуйте свой результат.

Приложение.

Итог урока. Сравните оформление приказа двух групп. Каждая группа защищает и обосновывает свое оформление. Далее исправляются ошибки в оформлении. Выставляются оценки.