Внеклассная работа по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Предварительная подготовка:

С учащимися провести предварительную работу по объяснению правил игры, в дальнейшем «запуск», инструктаж с  игротехниками, а их должно быть 12 человек. Надписи этапов – 12 (Приложение 1), условные денежные знаки – два набора по 3000 рублей, два – по 12000 рублей и два по 100000 рублей (Приложение 2). Игротехникам выданы наборы денежных знаков по 1000 рублей мелкой единицей (например, по 100 рублей для сдачи и поощрений). В игре участвуют 6 семейных команд. Соответственно 6 «паспортов», где указана последовательность прохождения кругосветки (Приложение 3). Станции идут в такой последовательности, что на одной станции присутствует одна «семья». 9 цветных  конвертов с условными деньгами и вложенным паспортом: зелёный – низкий уровень дохода, 3000 квочей (количество – 3), жёлтый – средний уровень дохода, 12000 квочей (количество – 3); синий – высокий, 100000 квочей (количество – 3). Оповестить родителей пригласительными билетами.

Цель: развитие экономического мышления учащихся, с использованием межпредметных связей (математика, экономика, изобразительное искусство, литература).

Задачи:

  • Расширить знания  основ домашней экономики.
  • Формировать у детей навыка работы в группах, обучение принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.
  • Выявление лидеров.
  • Укрепление связи семьи и школы.

Основные этапы игры:

  1. Запуск игры в холле второго этажа
  2. Жеребьёвка  по выбору «уровня дохода»
  3. Игра
  4. Финиш, подведение итогов
  5. Награждение

Проектируемые результаты:

  • Показать оптимальные пути ежедневного  применения теоретических знаний математики в  современной жизни.
  • Участники должны получить опыт работы в группах, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
  • Должны быть лидеры, способные мобильно решать вопросы.
  • Участники познакомятся с основными составляющими семейного бизнеса

Используемая литература:

  1. ВДЦ «Океан» Грани – IV. Сборник сценариев в помощь организаторам отдыха детей и подростков, Владивосток, Дальнаука; 2003 г.
  2. В.Д.Симоненко, О.И.Шелепина. Семейная экономика 7-8 класс, Москва ВИТА Пресс; 2002 г.

«Запуск»

Заранее каждому классу даётся задание сформировать команды по 6 человек, не более. В одном классе могут быть сформированы 2 «семьи» и более. В зале или холле сначала объясняются правила игры, а затем предлагаются конверты с запечатанными «паспортами», поэтому никто на начало игры не знает, какой уровень дохода им попался. Ребята, здесь же принимают решение о фамилии для «семьи» и заносят в паспорт все необходимые сведения.
Через каждые 5 минут игротехником подаётся звонок, который служит сигналом для начала игры, а на протяжении всей – сигналом для перехода на другую станцию.
Предупредить участников о том, что игра не на скорость, а на качество.
Продолжительность – 60 минут

Условия игры:

  1. В игре принимают участие все желающие учащиеся с 8-го по 11-й класс.

  2. На станциях предлагаются задания, их выполнение оценивают игротехник (учителя, родители) (Приложение 4)

  3. Основная задача игротехника – не только заслушивать ответы участников, но и принимать участие в дискуссии, задавать вопросы, предлагать различные варианты ответов, давать советы. Только после того, как игротехник убедился, что игроки исчерпали свои знания, он записывает в маршрутном листе в графе «Остаток денег» сумму заработанных или потраченных денег

  4. Время пребывания «семьи» на станции 5 минут, время перехода на другую 2 -3 минуты

  5. Важно не допустить пребывания более одной семьи на станции

  6. После запуска игры на главной станции (холл первого этажа) организуется жеребьёвка, в ходе которой определяются «статусы» семей (это с низким уровнем дохода, со средним и высоким). Каждый «статус» должен быть дважды, чтобы был соревновательный момент

  7. Каждая семья должна пройти свой круг в соответствии с маршрутным листом, полученным при жеребьёвке

  8. Все семьи движутся от станции к станции по своему кругу самостоятельно

  9. В игре действует два круга, в каждом круге играют по 6 семей

  10. С низким уровнем дохода является семья, получившая по жеребьёвке паспорт розового цвета и 3000 квочей (условная денежная единица на время игры); со средним уровнем дохода – жёлтый цвет и 12000 квочей; с высоким уровнем – оранжевый и 100000 квочей.

  11. Условия игры максимально приближены к современным социально – экономическим условиям. Для того чтобы правильно рассчитать свой бюджет на месяц, прийти к разумной экономии, каждой «семье» необходимо проявить особую находчивость и предприимчивость при решении экономических вопросов.

  12. Разумной считается экономия в том случае, если «семья» успеет пройти все станции или основные жизнеобеспечивающие: «Питание», «Здоровье», «Образование», «Коммунальные услуги», «Труд»

  13. Игротехникам необходимо обращать особое внимание на соблюдение «семьями» в течение игры человеческого фактора: насколько они могут быть гуманными по отношению друг к другу в современных социально – экономических условиях

  14. В каждом кругу предполагаются задания – ловушки, которые направлены на выявление зрелости, прочности знаний у каждой «семьи»,  убеждённости членов в верности своих действий и т.д.

  15. В игре не обязательно участие всего класса, «семьи» могут быть сформированы по желанию в количестве 5 – 7 человек.

  16. Факт пассивности или активности участников игры фиксируется в маршрутном листе

Внимание игротехников!

Ответы для станции «Продовольственная корзина» – для всех «семей» один набор: хлеб, сахар, растительное масло, мясо, рыба, молоко, яйцо, картофель, овощи, фрукты.

Для станции «Банк» должны быть заготовки нескольких названий банков с их процентной ставкой. Бланки договоров. Заранее нужно игротехнику (перед началом игры) определить «мыльные». В нашей игре процентные ставки были подобраны так, что игрокам пришлось задуматься: все ли процентные ставки реальны? (Например, 12%, 9%, 16%, 25%, и естественно, что «мыльные» имели просто не реальные проценты). Если команда на начало игры вкладывала денежные единицы в банк, (могла составить договор не более с 3 банками), то в случае удачи сумма вложений удваивалась, «мыльный» – прогорал.

Для «Образования» – заплатите удвоенную сумму, если «семья» выбрала все три варианта ответа (например, «семье» с низким уровнем дохода не нужно платить деньги, в такой ситуации игротехник отдаёт 600 квочей в знак поощрения).

Для «Биржи» – платится согласно прейскуранту, не зависимо от творчества, качества и т.п. На следующий день после подведения итогов, проводится награждение и творческие работы, паспорта демонстрируются на общешкольной выставке «Тайны домашней экономики».

16.05.2009