Урок "Окружающий мир" по теме "Составление плана наблюдения"

Разделы: Начальная школа


Тема:  Составление плана наблюдений.

Цели:

  • подвести детей к мысли о необходимости планировать наблюдение;
  • составить первый план наблюдения, провести наблюдение, используя составленный план;
  • практиковать детей в словесном описании ощущений, полученных с помощью разных органов чувств;
  • тренировать внимание, восприятие;
  • воспитывать интерес и любовь к животным.

Оборудование: большой лист бумаги с заготовкой плана наблюдения, как в учебнике-тетради (далее У-Т) с.31, схема «Происхождение собак», картинки с изображением собак разных пород, карточки с изображением органов чувств человека, схемы способов получения ответов на вопросы.

Пособия у детей: конструктор «Породы собак» с. 63-79, тетрадь с планом наблюдения (с. 55 – один план на двоих), куски мела и стаканчики с чистой водой (по числу парт).

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Учитель (далее У.): Расскажите, о чём рассказывают эти схемы? (На доске схемы способов получения ответов на вопросы.)

Рисунок 1

Дети (далее Д): Это способы получения ответов на вопросы: можно спросить у кого-нибудь, прочитать в книге, самому наблюдать.
У: На прошлых уроках мы поняли, что не все ещё достаточно хорошо умеют наблюдать, искать ответ в книгах и спрашивать. Нам нужно ещё поучиться этому. С какого способа мы решили начать?
Д: С наблюдения.
У: Что вы узнали об этом способе получения ответов?
Д: Наблюдая, человек использует на только глаза, но и уши, нос, язык, пальцы рук. Всё это органы чувств человека.
У: Но самым важным органом чувств человека являются, конечно, глаза, поэтому мы и оставили этот знак «глаз». Что ещё нужно добавить в схему наблюдения?
Д: Сам объект наблюдения, то, что мы будем наблюдать.
У: Объект наблюдения мы будем рисовать в квадрате чуть ниже и правее знака «глаз».

II. Тренировка в словесном описании ощущений, получаемых разными органами чувств.

Форма работы: в парах. На партах – стаканчик с чистой водой и кусок мела.

У: Опишите воду своему соседу. При этом вы, конечно, будете использовать разные органы чувств. Будем работать вместе. Например, если я возьму карточку с изображением носа, вы начинаете нюхать предмет, затем называете свойство.

Учитель поочерёдно поднимает карточки с изображением органов чувств, дети называют то свойство предмета, которое определяется с помощью этого органа.

Рисунок 2

У: Те из вас, кто слушал описание воды соседом, оцените ответ соседа.

Дети показывают жестом знаки «+» или «-».

У: Следующий объект наблюдения – мел. Теперь свойства предмета называет другой сосед. Работаем так же. Я показываю карточку с изображением органа чувств, а вы называете то свойство, тот признак, который определяем с помощью данного органа чувств.

Дети работают.

III. Постановка учебной задачи

У: Если бы я назвала вам все те признаки, свойства предмета, которые вы сейчас называли соседу, а предмет бы спрятала, вы бы смогли угадать о каком предмете идёт речь?
Д: Да.
У: На прошлом уроке каждый из вас загадал собаку из нашего конструктора и, не показывая соседу, назвал признаки этой породы. А сосед по этому описанию должен был угадать и склеить из найденных частей ту собаку, которую вы задумали. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Дети открывают учебники-тетради на странице 35. Учитель смотрит работы. Оказывается, что большинство детей не угадали собаку, задуманную соседом. У некоторых получилась порода, которой не существует.

У: Почему так получилось?
Д: Потому что не были названы все признаки задуманной собаки, что-то упустили.
У: Что бы помогло не забыть назвать все признаки?

Выслушиваются предложения детей.

У: Можно составить себе записку-подсказку о том, что нужно не забыть описать.

Учитель вешает на доску схему-план наблюдения. Дети находят этот же рисунок в учебнике (У-Т).

Рисунок 3

IV. Составление схемы наблюдения

У: Давайте составим такую подсказку для описания собаки. Что рисуем в прямоугольнике?
Д: Объект наблюдения, то, что будем наблюдать.

Учитель рисует схематичный рисунок собаки в прямоугольнике, дети повторяют на своих местах.

У: Что в квадрате?
Д: Части, которые будем наблюдать или части, из которых состоит собака. Это голова, шерсть, лапы, хвост.
У: Что будет в кружочках?
Д: Признаки наблюдаемых частей: признаки головы, шерсти, лап, хвоста.
У: Итак, начнём с первой ветки, то есть будем называть возможные признаки головы. Что можно сказать о голове собаки?
Д: Голова может быть круглой, овальной.
У: Какой это признак?
Д: Форма.
У: Посмотрите на изображения этих собак.

Учитель показывает рисунки с изображением лайки, колли, боксёра.

Рисунок 4

У: На какую геометрическую фигуру похожи головы этих собак?
Д: Треугольник, прямоугольник, круг.
У: Обозначим этот признак в первом кружочке.

Учитель на доске, а дети на листе рисуют круг, треугольник, прямоугольник.

У: Если посмотреть на собак сбоку, то какие формы можно увидеть?

Учитель показывает изображения терьера и сенбернара на схеме «Происхождение собак» [2]  

Рисунок 5

Д: Овал и круг.
У: Обозначим этот признак в следующем кружочке.
У: Что есть на голове?
Д: Уши.
У: Какие признаки есть у ушей?
Д: Форма и длина. Уши могут быть длинные и короткие, стоячие и висячие.

Учитель и дети рисуют в третьем кружочке виды ушей.

У: Переходим к следующему стволу. Какую часть тела собаки будем описывать?
Д: Шерсть.
У: Какие признаки шерсти можно выделить?

Дети рассматривают изображения различных пород собак и выделяют следующие свойства шерсти:

Д: Шерсть может быть длинной и короткой.
Д: Шерсть может быть пёстрой и однотонной.
Д: Шерсть может быть кудрявой и прямой.

Одновременно учитель обозначает данные свойства в кружочках, дети повторяют в тетрадях.

У: В кружочках следующего ствола нарисуем признаки хвостов. У большинства породистых собак хвост купируется, то есть, обрезается, для того, чтобы собака не повредила его во время охоты, игры.

Дети выделяют следующие признаки хвостов и схематично их выделяют вместе с учителем в кружках.

Д: Длина хвоста: короткий или длинный.
Д: Форма хвоста: крючком (например у лаек), висячий (например у овчарок), вытянутый горизонтально и чуть вверх (у бассет-хаунда)
Д: Пушистость: пушистый и гладкий.
У: Хвост собаки может многое рассказать о её настроении. Когда собаке хорошо, она виляет хвостом. Люди тоже иногда используют своё тело, чтобы рассказать окружающим о своём настроении. Например, когда детям весело, они прыгают и хлопают в ладоши.
Когда собака злится, она вытягивает хвост горизонтально, испуганная собака поджимает хвост.
У: Следующий ствол расскажет нам о признаках лап. Какие лапы у собак?
Д: Например, у бассет-хаунда и таксы лапы короткие, а у дога и борзой лапы длинные.
Д: У дога, боксёра, сенбернара лапы мощные, мускулистые, а у болонки и пуделя худенькие лапы.

Учитель обозначает эти свойства в кружочках.

У: Все части тела собаки описали. У нас осталось ещё два свободных кружочка. О чём ещё можно сказать, описывая собаку?

Выслушиваются ответы детей.

У: Посмотрите на эту схему. О чём она рассказывает?

Выслушиваются ответы детей. Учитель дополняет.

У: Схема рассказывает о том, что 13000 лет назад из волка и шакала получилось домашнее животное – собака. Постепенно были выведены различные собачьи породы. Многие из них были выведены с какой-то целью. Например, колли жили в Шотландии и помогали хозяевам пасти овец. Колли быстро бегают и хорошо понимают команды. У них отличный нюх, который позволяет найти потерявшуюся овцу.
Некоторые породы были выведены для охоты. Например, борзые, терьеры, сеттеры.
Некоторых собак используют как ездовых. Например, сибирскую лайку. Без неё трудно пришлось бы жителям Крайнего Севера. Эту собаку используют, когда нужно переехать жить в другое место или перевезти добычу. У сибирской лайки густой мех, она трудолюбивая и выносливая.
Есть собаки, которые работают с полицейскими, есть собаки – спасатели. Это сенбернары, которые помогают спасать людей, заблудившихся в горах. Или ньюфраунленд. Эта собака спасает утопающих. А есть просто декоративные собаки. Их содержат дома как друзей.
Получается, у каждой породы есть своя работа, своя задача, своё применение. Можем мы этот признак внести в нашу схему?
Д: Да.
У: Вот мы и составили план наблюдения. Если бы вы описывали задуманную собаку по этой схеме, по этому плану, смог бы ваш сосед угадать, какая порода была вами задумана?
Д: Да.

V. Рефлексия

У: Чему мы сегодня научились?
Д: Составлять план наблюдения.
У: Для чего он нужен?
Д: Для того, чтобы не забыть назвать все признаки наблюдаемого предмета.
У: А можно ли составить себе такую схему подсказку, наблюдая насекомых? Птиц?
Д: Да.

VI. Домашнее задание

У: Нарисуйте собаку, которую удалось наблюдать самому. При этом сверяйтесь с планом.

Литература:

  1. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя. М: Вита-Пресс, 2001 г.
  2. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва, А.В. Чудинова. Учебный справочник по естествознанию для 1-5 классов. М: Интор, 1997 г.
  3. Детская энциклопедия. М: Росмен, 1994 г.