Предпрофильный курс по выбору "Социальные сервисы Web2.0"

Разделы: Информатика


1. Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения, формирование интеллектуальной и исследовательской культуры.

Учитывая направления работы школы, которые были обусловлены Концепцией профильного обучения, элективный курс “Социальные сервисы Web 2.0” позволяет познакомить учащихся с принципами работы с сервисами Web 2.0, что способствует развитию ключевых компетентностей. Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в телекоммуникационных проектах, в исследовательской деятельности по выбранному профилю, с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Актуальность программы определяется развитием новых информационных технологий, в частности, социальных сервисов Web 2.0, которые в последнее время приобрели огромную популярность. Базовый курс информатики дает учащимся основы знаний по работе с Web 1.0. Вопросы, рассматриваемые в курсе по выбору “Социальные сервисы Web 2.0”, выходят за рамки обязательного содержания, предусмотренного школьной программой.

Стремительное развитие коммуникаций и появление Web 2.0 и социальных сервисов этой сети ведет к формированию многочисленных социальных сетей, которые можно рассматривать как площадку для взаимодействия людей в группе или в группах. Один из принципов социальных сетей – принцип ответственности каждого за сам контент и его описание (производится коллективная работа по улучшению контента).

Именно на уроках информатики происходит глобальная перестройка структуры коммуникативной деятельности человека. Поэтому проблема формирования коммуникативных умений переходит из традиционных для этой области предметов (гуманитарные науки, русский и иностранные языки) на уроки информатики, где учащиеся изучают новые инструменты общения, раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников.

Программа курса по выбору “Социальные сервисы Web 2.0” предназначена для подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на общеобразовательный профиль, желающих получить навыки работы в социальных сервисах Web 2.0. Предлагаемая программа курса рассчитана на 17 часов учебного времени.

Цель курса по выбору: познакомить учащихся с социальными сервисами Web 2.0.

Основные задачи курса:

– формировать основы практических умений организации работы с сервисами Web 2.0;

– способствовать развитию познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационно-коммуникационных технологий;

– формировать навыки самообразования по изучению новых социальных сервисов;

– вовлечь учащихся в проектную и научно-исследовательскую деятельность;

– реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе работы с социальными сервисами;

– развивать навыки работы в коллективе;

– расширить знания, полученные в базовом курсе информатики;

Предпрофильный курс одновременно с реализацией проектной и исследовательской деятельности учащихся позволяет формировать ключевые компетентности. В ходе работы с социальными сервисами реализуются эвристические, коммуникативные и технологические способности учащихся, что способствует разностороннему, гармоничному развитию личности.

2. Программа курса

Программа курса рассчитана на 17 часов.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

теории

практики

1 Общая характеристика социальных сервисов Web 2.0

2

1

1

Беседа, демонстрация презентации, практикум
2 Сервисы для хранения закладок на web-страницы

2

0,5

1,5

Лекция, демонстрация презентации, практикум
3 Социальные сервисы для хранения фотографий и видео

2

0,5

1,5

Лекция, демонстрация презентации, практикум
4 Социальные сервисы для совместной работы с различными типами документов

3

1

2

Беседа, демонстрация презентации, практикум
5 Социальные геосервисы

3

0,5

2,5

Беседа, демонстрация презентации, практикум
6 Коллективные гипертексты. ВикиВики.

4

2

2

Беседа, демонстрация презентации, практикум
7 Защита проектов

1

     
 

Итого

17

     

3. Содержание курса

Тема 1. Общая характеристика социальных сервисов Web 2.0

Возникновение Web2.0 и идеология социального Интернета. Обзор популярных проектов социальных сетей. Основы поведения в сети: сетевая безопасность, нетикет. Регистрация в электронной почте. Создание аккаунта Гугл.

Тема 2. Сервисы для хранения закладок на web-страницы

Обзор сообществ, поддерживающих “свободную” классификацию объектов: БобрДобр (http://www.bobrdobr.ru), Делишес (http://Del.icio.us), Румарк (http://rumarkz.ru), Цветные полоски(http://utx.ambience.ru), МоёМесто (http://moemesto.ru), Ньюс2.ру (http://news2.ru). Работа с сервисами закладок. “Народная классификация” (фолксономия). Тэги. Создание закладок по определенной тематике.

Тема 3. Социальные сервисы для хранения фотографий и видео

Обзор существующих фото и видеосервисов: Пикаса (http://picasaweb.google.com), Фликр (http://Flickr.com), Фламбер (http://flamber.ru), КаляМаля (http://kalyamalya.ru), Рутьюб (www.rutube.ru), Ютьюб(www.youtube.com) . Создание и хранение индивидуальных и групповых фотоальбомов. Работа с сервисами Пикаса и Ютьюб.

Тема 4. Социальные сервисы для совместной работы с различными типами документов

Обзор существующих сервисов для совместной работы с документами: Скрибд (http://scribd.com), СлайдШара (http://slideshare.net), Спрезент (www.spresent.com), Документы Гугл (http:// docs.google.com). Создание и совместное редактирование текстовых документов и презентаций на сервисе Документы Гугл (http:// docs.google.com).

Тема 5. Социальные геосервисы

Обзор существующих геосервисов: Карты Гугл (http:// maps.google. com), Викимапия (http://wikimapia.org), объемная модель Земли Гугл (http:// earth.google.com), Панарамио (http://www.panoramio.com). Редактирование карт. Вычисление расстояний, подбор кратчайшего пути, измерение площадей объектов.

Тема 6. Коллективные гипертексты. ВикиВики

Обзор существующих вики-сайтов: Летописи.ру (http://letopisi.ru), Википедиа (http://wikipedia.org), Викизнание (http:// wikiznanie.ru), КМ-вики (http:// wiki.km-school.ru). Работа в среде wiki-wiki: идеология совместной работы, создание и редактирование вики-страницы, просмотр последних правок. Регистрация в среде МедиаВики. Страница участника. Оформление текста: заголовки разных уровней. Добавление таблицы на страницу. Загрузка файлов в среду МедиаВики. Публикация изображений.

4. Результаты изучения курса

По окончании изучения данного предпрофильного курса, учащиеся должны:

Знать

  • Виды социальных сервисов Web 2.0;
  • Возможности инструментальных средств организации работы в Web 2.0;

Уметь

  • Осуществлять регистрацию на сайте http://google.com;
  • Создавать аккаунт Google;
  • Публиковать фотографии на сервисе Пикаса (http://Picasa.com);
  • Осуществлять загрузку и скачивание видео на сервисе Ютьюб (http://youtube.com);
  • Создавать закладки на сервисах для совместного хранения закладок (http://bobrdobr.ru);
  • Выполнять совместное редактирование документов, таблиц и презентаций;
  • Пользоваться географическими инструментами геосервисов (http://wikimapia.org, https://maps.google.ru, программа Google Earth);
  • Регистрироваться в среде МедиаВики (http://letopisi.ru);
  • Создавать и редактировать страницы в среде МедиаВики;
  • Осуществлять загрузку файлов в среду МедиаВики;
  • Создавать внутренние и внешние гиперссылки в среде МедиаВики;
  • Добавлять изображения на страницы в МедиаВики.

5. Методические указания к проведению занятий

Основная методическая установка курса – обучение школьников базовым приемам работы с социальными сервисами сети Интернет, получение ими навыков работы при выполнении заданий компьютерного практикума.

На каждом этапе формирования общих интеллектуальных умений используются определенные методы обучения:

  • коммуникативный, применяемый при усвоении готовых знаний с привлечением таких видов деятельности, как изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, восприятие его учащимися;
  • познавательный – при восприятии, осмыслении и запоминании учащимися нового материала с привлечением наблюдения, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов;
  • преобразовательный – при усвоении учащимися и творческом применении навыков и умений в процессе выполнения упражнений, проблемных заданий, практической деятельности и т.п.
  • систематизирующий – при обобщении и систематизации широкого круга знаний, умений и навыков по нескольким связанным между собой разделам программы, изучаемых ныне и изученных ранее, в том числе и из других курсов и предметов; обобщающая беседа по тем же материалам.
  • контрольный – при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий.

Один из методов обучения – метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Данный курс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.

Основной тип занятий — практическая работа. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Для реализации данного курса необходимо устойчивое соединение с сетью Интернет.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся, и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность в сочетании с проектными формами работы обеспечивает всестороннее развитие активности и самостоятельности в обучении всех учащихся. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

В ходе изучения курса оцениваются текущие практические работы по точности выполнения требований к заданию, а так же выполнение практических работ самостоятельно. Целью аттестации по данному предпрофильному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными или коллективными.

В процессе изучения современной информатики происходит формирование важных личностных качеств человека, который включает в себя общеучебные умения, умения работать с информацией, коммуникативные умения. Во время занятий на курсе учащийся осваивает навыки работы с различными программными средствами, а также вырабатывает коммуникативные умения общения с аудиторией. Во время выполнения заданий учащийся выполняет достаточно сложные умственные действия по преобразованию одного вида информации в другой, используя такие умственные действия, как анализ, синтез, обобщение, проявляет креативные способности – создает новые информационные продукты, которые обладают новизной как для разработчика проекта, так и для его окружения – учащихся класса. Подбор заданий компьютерного практикума направлен на развитие ИКТ-компетентности.

В качестве приложений к работе представлены материалы, с помощью которых можно провести занятия для эффективного создания реального творческого продукта, развития навыков работы в группе, развития способности к самообучению с использованием метода проектов.

Данный предпрофильный курс направлен на развитие устойчивого интереса к предмету “Информатика и ИКТ”, полученные знания помогут социализации личности, вовлекут в проектную и научно-иследовательскую деятельность.