"Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира"

Разделы: История и обществознание


Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Греции, греческим театром.

Задачи:

Обучающая: Способствовать расширению кругозора учеников в области культуры и искусства.

Развивающая: Развивать аналитическое мышление, способности позволяющие проводить анализ явлений и событий.

Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса у учащихся.

Форма урока: традиционный с элементами игры и театрализации.

Оборудование урока:

1. Интерактивная доска.
2. Мультимедийная презентация по теме: «Греческий театр» (Приложение)
3. Видеоаппаратура.
4. Видеокассета с сюжетом из фильма “Чудеса света”, видеокассета с сюжетом ролевой игры “Ссора в театре”.
3. Учебник: А.А. Вигасин “История древнего мира”, 5 класс, М. “Просвещение” 2007 г.

План урока:

1. Возникновение греческого театра.
2. Устройство греческого театра.
3. Декламации. Виды театральных постановок.
4. Дидактический материал по теме “Греческий театр”

Ход урока

Эпиграф:

 «Откуда чудный шум, неистовые крики.
Кого, куда зовут и бубны и тимпан?
Что значат радостные лики
И песни поселян?
… Он приближается…
Вот он, вот сильный бог!
Вот Бахус мирный, вечно юный!»

А.С. Пушкин “Торжество Вакха”

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

I. Повторение

Повторение по теме «Олимпийские игры».

Учитель: Ребята на прошлом уроке мы изучили с вами тему «Олимпийские игры»

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Олимпийские игры проходили в 778 г.
2. Борцы на играх смазывали тело оливковым маслом
3. Олимпийские игры длились 5 дней
4. Готовились к играм 2 года
5. Игры проходили 5 раз в году
6. Всего было 5 состязаний
7. Атлет – это спортсмен
8. Игры проходили в Олимпии
9. Участниками были мужчины, и женщины
10. Самый популярный вид состязаний – метаний диска

Учащиеся отвечают на вопросы «да» или «нет» .

Задание 2. Какое имя является лишним в ряду: Полидам, Геродот, Милон, Феаген.

Задание 3. Расскажите о видах спортивных состязаний. Ответьте понятия: ипподром, атлет.

II. Изучение нового материала

1. Возникновение греческого театра. Устройство театра

Учитель: Ребята мы закончили повторение по теме «Олимпийские игры» и сегодня на уроке мы познакомимся с греческим театром.

 Необходимо знать, что современный театр своими корнями и традициями восходит к театру древней Греции. Назначением его было воспитание высоких гражданских чувств. Театр возник две половиной тысячи лет назад. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса. Греки – спутники Диониса облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам – сатирам. Разыгрывались сценки из мифов, а позже стали появляться театральные здания для театральных представлений.

Театр в Греции был наиболее массовым и любимым видом искусства.

Учитель: Ребята, а вы были когда-нибудь в современном театре?

Сколько раз в году в театре идут представления? А вот в греческом театре постановки были только несколько раз в году и сегодня на уроке мы тоже посмотрим древнегреческую театральную постановку. Но сначала мы изучим, как был устроен древнегреческий театр.

2. Устройство греческого театра

Задание классу. Ребята, сейчас вы посмотрите видеосюжет из фильма «Чудеса света. Греческий театр» и ответьте на следующие вопросы:

- В честь какого бога устраивались народные празднества, из которых возник греческий театр? (Ответ: в честь бога Диониса.)

- Сколько мест было в греческом театре? (Ответ: 17 тысяч)

Если нет видеосюжета, то для изучения материала о театре учащимся раздается текст.

Учитель: Перед вами на партах лежит текст о греческом театре. Вы должны его прочитать и ответить после на вопросы, которые вам предлагаются ниже на листе.

ТЕКСТ: Греческий театр

Древнегреческие города сильно уступали по числу жителей современным. Но театры Греции превосходили по размерам современные театры. Они рассчитаны были на тысячи зрителей. Места в театре не были пронумерованы, и поэтому их нередко занимали с ночи. Билеты были круглыми, из глины. Актёры выступали в масках, и их было на сцене только трое. Женщинам играть роли не разрешалось. Места в театре занимались заранее. Представления начинались на рассвете. Зрителям показывали несколько пьес, поэтому многие брали узелки с едой. Театральные спектакли шли при дневном освещении. Над головами зрителей не было крыши, а было небо. Возвести крышу над таким громадным сооружением греческие инженеры не умели, к тому же крыша помешала бы солнечному свету проникать внутрь театра (другого освещения не было). В театре не было микрофонов. Сам театр имел форму чаши, и звук, отражаясь от стен усиливался. Слышимость была прекрасная.

Сам греческий театр состоял из 3 частей:

- места для зрителей
- орхестра – круглая площадка, на которой выступали актёры.
- скене – примыкавшая к орхестре постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.

Театр – это место для зрелищ.

Представления сопровождались хором, который пел песни.

Вопросы к тексту:

1. Из каких частей состоял театр?
2. Как вы думаете, почему актеры выступали в масках?
3. Что такое театр?

Учитель: Итак, вы ответили на все вопросы и знаете, как был устроен древнегреческий театр. А теперь назовите отличия современного театра от древнегреческого:

Ответы могут быть:

- в древнегреческом театре представления шли редко, а в современном каждый день;
- в древнегреческом театре зрителям показывали несколько пьес подряд;
- в древнегреческом театре играли только три актера, а сейчас много;
- было дневное освещение;
- в постановках не разрешалось участвовать женщинам, а сейчас у нас много профессиональных актрис;
- в древности не существовало театральных биноклей, и актеры были в масках;
- места в театре не были нумерованы и их занимали с ночи.

Могут быть названы другие отличия.

Задание. Работа с материалом сценки «Ссора в театре» . Сценка может быть подготовлена самими учащимися из класса или старшеклассниками.

Учитель: А у нас, ребята, гости, два почтенных грека, которые недавно наслаждались театральным представлением. Он хотят задать вам вопрос.

Сценка “Ссора в театре”

Выходят два грека в греческих костюмах. Голова у одного из них забинтована… Видно, что он участвовал в драке.

1 грек: Ребята, вчера я и мой друг ходили в театр…

2 грек: Да, нам очень понравилось представление “Антигона”.

1 грек: Но перед представлением у нас произошла ссора.

2 грек: Посмотрите, как мы пострадали.

1 грек: Я еле-еле домой добрался.

2 грек: Как вы думаете, почему у нас произошла ссора, которая переросла потом в драку? (видеосюжет останавливается).

Ответ учеников: ссора произошла из-за места.

1 грек: Действительно, ссора произошла из-за места.

2 грек: Это ты виноват (обращается к товарищу) , я пришёл первый на представление…

1 грек: А я знатнее тебя, я – аристократ, я имею больше прав.

2 грек: Ну и что, у нас в стране демократия, я тоже имею права.

1 грек: Ну ладно, хватит, а то опять поссоримся…

После просмотра ученики делают вывод, что знатные греки занимали лучшие места.

3. Декламации. Виды постановок

Учитель: В греческом театре перед представлением часто выступали декламаторы, чтецы. Они соревновались друг с другом в чтении отрывков из знаменитых трагедий и комедий. Сегодня у нас тоже есть два декламатора, которые желают посоревноваться друг с другом.

Выходят декламаторы.

Учитель: Давайте послушаем их чтение и выберем лучшего.

1 декламатор: Отрывок из комедии Эсхила “персы”

Вся стонет Азия теперь,
Осиротевшая земля:
“Повёл их за собою Ксеркс,
Их гибели виною Ксеркс,
Всё это горе неразумный Ксеркс
Уготовил кораблям…
Азия больше не будет
Жить по персидской указке,
Больше не будут народы
Дань приносить самодержавцам,
В страхе не будут люди
Падать наземь.
Не стало царской власти сегодня.
Люди язык за зубами
Сразу держать перестанут:
Тот, кто свободен от ига,
Также и речи свободен.”

2 декламатор: Отрывок из песни хора “Антигона”

В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган…
Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо…
… Злой недуг побеждает
И грядущее предвидит
Многоумный человек.

Учитель: Ребята вы прослушали чтецов. Кто из них был лучше? Почему?

Ученики комментируют выступления. (Учитывается выразительность чтения, применение жестикуляции.)

Учитель: Действительно, в греческом театре награждали аплодисментами всех чтецов. У каждого зрителя был свой любимый декламатор, которому он отдавал предпочтение. Победителя награждали лавровыми венками. Давайте наградим выступивших.

Звучит греческая музыка, и под неё победителям надевают на головы лавровые венки.

Учитель: Итак, мы узнали, что в греческом театре помимо постановок были ещё и декламации. Нужно отметить, что граждане греческих государств своим восприятием были подготовлены к восприятию вершин театрального искусства, они были благодарными зрителями. Несчастья, которые проходили в трагедиях, заставляли греков рыдать. Во время представления трагедий греки переживали страх за судьбу героя. Театральное искусство делало людей человечнее. Оно воспитывало их.

Вывод могут сделать дети или учитель: Театральное искусство играло большую роль в Греции, оно воспитывало граждан.

Учитель: А сейчас мы посмотрим театральную постановку, которую подготовили наши актёры. Эта постановка – отрывок из произведения поэта Эсхила. Название произведения вы должны назвать сами.

Сценка

Гефест:

На камне этом горестном…
Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс,
Всегда суровы новые правители.
Родство и дружбу не могу не чтить, пойми.
О, как мне ненавистно ремесло моё!

Власть:

Так закрепи ж и эту руку, чтоб помнил впредь,
Что, как он не искусен, Зевс искуснее.

Гефест: Лишь Прометей и вправе побранить мой труд.

Власть:

Теперь шипом железным и безжалостным
Ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни.

Гефест: Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!

Власть:

Я вижу лишь возмездье справедливое.
И теперь кольцом железным охвати бока!

Гефест: Не нужно понуканий, всё я сделаю.

Прометей:

Тайком унёс я искру огнеродную.
Она для смертных стала и началом благ.
И вот в цепях без крова опозорённый
За это преступления я отбываю казнь…
Меры не знал я смертных любя… .

Ученики называют произведение “Прометей”.

Учитель: Ребята, что это? Трагедия или комедия? (Ученики не только должны назвать вид постановки, но привести аргументы.)

Как вы думаете, чем комедия отличается от трагедии? (Ответы: трагедия – это вид постановки, который повествует нам о трагических, печальных событиях, а комедия о радостных и веселых.)

Самыми популярными постановками в Греции были трагедия Софокла «Антигона» и комедия Аристофана «Птицы». (изучить подробнее эти произведения можно используя учебник).

Вывод: В греческом театре было два вида постановок: трагедия и комедия.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились сегодня с греческим театром. Театр в Греции называли “школой для взрослых”. Он играл значительную роль в жизни греков, воспитывал их, пробуждал самые разные чувства.

III. Закрепление изученного материала

В конце урока можно провести с ребятами беседу по вопросам:

- Почему театр назывался “школой для взрослых”?
- Кто такой Дионис?
- Чем отличался современный театр от древнегреческого?
- Какие виды постановок шли в греческом театре?
- Что такое трагедия и комедия?

Домашнее задание

Нарисуйте рисунки на тему: «Как я представляю греческий театр».

Составьте рассказ « Древнегреческий театр».

Параграф 39.

Литература для подготовки к уроку

  1. Н.В. Мирецкая « Уроки Античной культуры», Обнинск,1996 г.
  2. Г.И. Годер «Изучение истории Древнего мира», Просвещение, Москва, 1965 г.
  3. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по «Истории Древнего мира». 5 класс ВАКО, Москва, 2004 г.
  4. Пьер Микель «Во времена Древней Греции». ОЛМА-ПРЕСС, 1999 г.

13.05.2009