День библиографии в школьной библиотеке

Разделы: Организация школьной библиотеки


Операционное описание технологического процесса подготовки и проведения Дня библиографии в школьной библиотеке:

  1. Подготовительный этап.
  2. Составление плана проведения Дня библиографии.
  3. Подборка и создание наглядного материала.
  4. Проведение Дня библиографии.
  5. Подведение итогов.
  6. Создание отчета о проведении Дня библиографии.

1. Подготовительный этап.

  • Выбор темы (если тематический).
  • Определение читательской аудитории: возраст, класс.
  • Просмотр справочно-библиографического аппарата библиотеки.
  • Изучение информационных и библиографических изданий.
  • Отбор литературы.
  • Составление рабочего списка отобранных документальных источников.
  • Изучение отобранных источников.
  • Определение даты проведения.
  • Создание текста объявления о проведении Дня библиографии.
  • Рекламирование Дня библиографии: информация по школьному радио, плакат (приложение).

2. Составление плана проведения Дня библиографии.

  • Определение основной и сопутствующей цели.
  • Определение задач.
  • Установление путей достижения цели.
  • Определение объема знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе проведения Дня библиографии.
  • Определение хода мероприятий, времени и места проведения.
  • Определение формы и содержания мероприятий.
  • Разработка текста мероприятий.
  • Определение функций библиотекаря и педагога.
  • Согласование плана с заместителем директора по УВР, классными руководителями задействованных классов, учителем-предметником с которым работаете в интеграции (как правило, это учитель русского языка и литературы).

3. Подборка и создание наглядного материала.

  • Организация книжной выставки.
  • Определение темы выставки.
  • Разработка плана выставки (определение разделов, рубрик.).
  • Формулировка заголовков каждого раздела.
  • Подбор литературы с использованием справочно-библиографического аппарата библиотеки.
  • Просмотр и отбор изданий.
  • Систематизация литературы.
  • Аннотирование и аналитическое описание изданий.
  • Подбор цитаты, иллюстраций.
  • Размещение изданий на столах, стеллажах, полках.
  • Оформление наглядного библиографического материала – плакатов, альбомов, папок, указателей, библиографических списков.
  • Подготовка демонстрационных разделов каталогов и картотек.

4. Проведение Дня библиографии.

5. Подведение итогов.

  • Анализ проведения.
  •  Достижение поставленной цели.
  • Профессиональная компетентность библиотекаря, владение материалом.
  • Уровень организации и изучения нового материала.
  • Достигнута ли цель использования демонстрационного материала (каталога, картотеки, книжной выставки, плакатов, альбомов, дисков и т.д.).
  • Оценка проведенного мероприятия.
  • Степень внимания и интереса аудитории.
  • Дисциплина и активность учащихся.
  • Глубина знаний, степень их усвоения.
  • Количество выполненных практических заданий.
  • Эмоциональная атмосфера в аудитории.

6. Создание отчета о проведении Дня библиографии.

  • Охват читателей-учащихся школы мероприятием.
  • Количество посещений и книговыдача в этот день.
  • Что удалось, что нет.
  • Результат.
  • Созданный продукт.
  • Выводы.

Методическая разработка Дня библиографии на тему «Мир библиографии открывает тайны»

Тип: универсальный.

Читательская аудитория: 5–6-й класс.

Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.

Задачи:

  • более подробно познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом библиотеки и научить пользоваться им,
  • познакомить читателей с новинками изданий справочного характера, научить пользоваться ими,
  • вызвать интерес у учащихся к чтению книг через малые формы библиографии.

Мероприятия

Тема

Форма проведения

Класс

Место прове-дения

Время

Ответствен-ный

1.

Новинки справочных изданий.

Выставка.

3–11-й

ШБ

В теч. дня

Библиотекарь ШБ.

2.

Тайны библиографии.

Урок-обзор.

5–6-й

ШБ

По расписанию.

Библиотекарь ШБ.

3.

Индивидуальные беседы о возможностях библиографии, как о лучшем помощнике при выборе книг.

3–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

План урока-обзора «Тайны библиографии».

Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.

Задачи:

  • Дать понятие о библиографии.
  • Познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом школьной библиотеки.
  • Представить новинки справочной литературы – отраслевые энциклопедии серии «Что есть что», научить пользоваться ими.
  • Вызвать интерес к чтению книг.

Ход урока

1. Опрос учащихся с целью определения существующих знаний по теме занятия.

2. Изложение теоретической части нового материала:

  • дать понятие о библиографии, используя выставку «Тайны библиографии»,
  • рассказать о СБА библиотеки, используя демонстрационный материал (каталоги, картотеки, указатели, папки, рекомендательные списки),
  • подробно познакомить с энциклопедиями, и научить пользоваться ими,
  • представить новые справочные издания (например: отраслевую энциклопедическую серию «Что есть что», Словарь В.И.Даля для детей).

3. Используя игру, выполнить практические задания на закрепление нового материала.

4. Вывод.

5. Домашнее задание.

Текст библиотечно-библиографического урока-обзора на тему «Тайны библиографии».

Библиотекарь:

Дорогие ребята, я рада очередной встрече в стенах нашей библиотеки.

Цель нашего урока познакомиться с понятием «библиография», постичь её тайны и убедиться в том, то библиография является надежным помощником при выборе книг, поэтому тема нашего библиотечного урока так и называется «Тайны библиографии».

– Кто знает, что означает слово «библиография»?

– Где можно найти ответ на заданный вопрос?

Учащиеся: В толковом словаре русского языка.

Библиотекарь: Показать словарь русского языка В.И.Ожегова.

– Как находим нужное слово в словаре?

Ответ учащихся: В порядке алфавита.

Библиотекарь: Что же нам толкует словарь?

Библиография – это научное описание книг и составление их перечней, указателей.

А проще и понятней для вас можно сказать так, библиография – это рекомендательные списки литературы, указатели, памятки, каталоги, картотеки, справочные издания, то есть существует справочный аппарат библиотеки, который служит для читателей помощником при выборе книг. Давайте сейчас с каждым из них познакомимся подробней.

  • Рекомендательный список литературы по «Валеологии».
  • Библиографический указатель «Иркутские писатели – детям».
  • Рекомендательно-информационные листы к книгам: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.
  • Библиографическая памятка «Как писать реферат».
  • Картотеки: «Край в котором ты живешь», «Прочти эти книги», «Мир Байкала», «Учебные заведения города Ангарска», Систематическая Картотека Статей (CКC).

Каталоги: Алфавитный каталог (АК), Систематический каталог (СК).

Справочные издания:

  • Справочники.
  • Словари.
  • Энциклопедии.

Подробно остановимся на суперсерии тематических энциклопедий «Что есть что».

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с понятием «библиография» и постарались постичь её тайны.

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке, я предлагаю вам сорвать по лепесточку с «аленького цветочка» (а такой сказочный цветок у нас в библиотеке растет), прочитать вопрос, написанный на лепестке и ответить. Тот, кто внимательно слушал, конечно, правильно сможет ответить и получить приз.

Желающих по одному вызываем и предлагается сорвать лепесток с вопросом.

  1. Что такое библиография?
  2. Что относится к справочному аппарату библиотеки?
  3. Что такое каталог?
  4. Что такое картотека?
  5. Какие книги относятся к справочным изданиям?
  6. Как называется энциклопедическая суперсерия?
  7. В каком из томов серии энциклопедии «Что есть что» вы сможете найти материал о Российском флаге?

Все лепестки сорваны, на вопросы ответили.

Кто не поучаствовал в этой игре, у вас есть возможность это сделать и получить приз во время перемен.

Вывод: итак, ребята, сегодня вы познакомились с понятием «библиография», постигли её тайны и я надеюсь, смогли убедиться в том, что библиография является надёжным помощником при выборе книг.

Домашнее задание: посмотреть дома книги, выбрать из них справочную литературу: справочники, словари, энциклопедии, поставить их на отдельную полочку и обращаться к ним чаще при выполнении уроков, заданных на дом.

Ребята, желаю вам быть образованными и грамотными читателями.

Урок окончен, до новой встречи у книжных полок.

Методическая разработка Дня библиографии на тему «Валеология – наука о здоровье».

Тип: тематический.

Читательская аудитория: 1–11-й класс; педагоги.

Цель и задачи: способствовать пропаганде литературы о здоровом образе жизни, привитию навыков гигиены, углублению знаний по предмету «Валеология».

Мероприятия

Тема

Форма проведения

Класс

Место проведения

Время

Ответственный.

1.

Расти здоровым

Книжная выставка – просмотр.

5–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

2.

Валеология – наука о здоровье.

Обзор-беседа.

5

ШБ

По расписанию уроков.

Библиотекарь ШБ.

3.

Как стать Неболейкой

Урок – игра-путешествие.

3–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

4.

«Береги платье снову, а здоровье смолоду».

Рекомендательный список литературы.

9–11-й

ШБ

 

 

5.

Не хочу болеть.

Рекомендательный список литературы.

1–4-й

ШБ

 

 

6.

Валеология.

Картотека статей.

Учителя

ШБ

 

 

Методическая разработка Дня библиографии на тему: «О том, что дорого и свято…». (В рамках проведения планового тематического общешкольного дня «Урок мужества»).

Тип: тематический.

Читательская аудитория: 1–11-й класс; педагоги.

Цель: способствовать пропаганде литературы о Великой отечественной войне, привитию учащимся чувства патриотизма к Родине, углублению знаний по предмету «История Отечества».

Задачи:

  • Более полно раскрыть раздел фонда школьной библиотеки 63.3 История России.
  • Заинтересовать читателей отраслевыми энциклопедическими изданиями, научить ими пользоваться.
  • Показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
  • Познакомить со справочным аппаратом библиотеки.
  • Привлечь к чтению книг о героях и подвигах Великой Отечественной.

Мероприятия

Тема

Форма проведения

Класс

Место проведения

Время

Ответственный

1.

«Войны священные страницы навеки в памяти людской».

Книжная выставка – знакомство.

5–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

2.

«Этот праздник со слезами на глазах».

Выставка рисунков учащихся.

5

ШБ

По расписанию уроков.

Библиотекарь ШБ.

3.

«Герои – земляки».

Плакат.

3–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

4.

«Сороковые-роковые».

Тематическая папка с подборкой материалов разработок мероприятий о В.О. войне.

Уч-ся, кл. рук., уч-ля исто-рии

ШБ

В теч. дня

Библиотекарь ШБ.

5.

«Образ войны и победы».

Рекомендательный список художественной литературы о В.О. войне.

9–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

6.

«День Победы».

Рекомендательная картотека статей.

Учителя

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

7.

«Из племени непокорённых».

Обзор-беседа о пионерах-героях.

4-й

ШБ

По расписанию уроков

Библиотекарь ШБ, учителя нач. школы.

В приложении к статье приведён пример плаката-рекламы проведения Дня библиографии.

Надеюсь, что описанный опыт работы поможет моим коллегам – школьным библиотекарям в проведении Дня библиографии.

Желаю успехов в творческой деятельности!

10.05.2009