Реализация медико-педагогического блока здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ № 1320 ВАО г. Москвы

Разделы: Общепедагогические технологии


Содержание.

  1. Актуальность здоровьесберегающих технологий в современной школе.
  2. Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:
    • средства двигательной активности
    • оздоровительные силы природы
    • гигиенические факторы
    • методы здоровьесберегающих технологий
    • приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий
    • требования к педагогу
  3. Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий.
  4. Использование здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ №1320
    • направление работы / социальное, психологическое, физическое/
    • действия учителя по поддержанию психофизиологического, психического, физического и нравственного здоровья учащихся
  5. Заключительная часть.

1. Актуальность здоровьесберегающих технологии в современнои школе.

Нынешние ученики, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были школьники более старшего поколения. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной _нформатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в           тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Для решения поставленных задач используются различные средства.

2. Средства здоровьесберегающux образовательных технологий

Средства двигательной направленности:

  • элементы движений /ходьба, бег, прыжки/
  • физические упражнения /без предметов, с предметами/
  • танцевальные упражнения
  • Физкультминутки и подвижные перемены
  • эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
  • гимнастика / оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости/
  • лечебная физкультура
  • подвижные игры
  • массаж, самомассаж

Оздоровительные силы природы:

  • солнечные и воздушные ванны
  • водные процедуры
  • фитотерапия
  • ароматерапия
  • ингаляция
  • витаминотерапия /витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды /

Гигиенические факторы:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований
  • личная и общественная гигиена /чистота тела, чистота мест занятий, воздуха/
  • проветривание и влажная уборка помещений
  • соблюдение общего режима дня
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления

Методы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • фронтальный
  • групповой
  • практический метод
  • познавательная игра
  • ситуационный метод
  • игровой метод
  • соревновательный метод
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы
  • метод индивидуальных занятий

Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • защитно-профилактические /личная гигиена и гигиена обучения/
  • компенсаторно-нейтрализующие/физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации/
  • стимулирующие / элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии/
  • информационно-обучающие / письма, адресованные родителям, учащимся,педагогам/

Требования к педагогу:

  • профессионализм
  • личная заинтересованность
  • владение основными технологическими умениями:
    • пластические умения
    • логические умения
    • экспрессивные умения /образность и интонационная вырази­тельность/
    • дискуссионные умения / образ сотрудничества и образ собеседования /
    • перцептивные умения / умение видеть, слушать, слышать/

3. Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий.

В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях информатизации учебно- познавательного процесса?

Императивный /авторитарный/ стиль..

Условно такой подход можно назвать подходом «твёрдой руки». Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жёстким' стилем. Императивный стиль руководства говорит о твёрдой воле педагога, но не несёт ученику любви и спокойной уверенности в хорошем отношении своего учителя к нему самому. Подобный стиль общения взрослого с ребёнком в своём крайнем выражении является антипедагогическим и поэтому neдoпycтu.м в практике педагогики здоровьесбережения.

Либерально-попустительский стиль.

Этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невмешательский подход можно назвать подходом «руки прочь».

Демократический стиль.

Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребёнка. Именно в условиях демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.        

4. Использование здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ №1320

В последние годы наблюдается тенденция значительного снижения показателей здоровья детей, поступающих в 1 класс. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные педагогами нашей школы. (Рисунок 1)

1. Работа по использованию здоровьесбереrающих технолоrий в нашей школе учителями начальных классов ведется в различных направлениях:

Социальное направление

  • Просветительская работа: классные часы, беседы об охране здоровья, о санитарно-гигиенических требованиях; тематические родительские собрания: об адаптации ребенка к школе, о режиме дня, рекомендации по выполнению домашних заданий, психолого - физиологические изменения в развитии ребенка и т .д.
  • Интеграция курса ОБЖ в общеобразовательные дисциплины.
  • Организация работы кружков во второй половине дня: динамический час, ИЗО, шахматы.

Рисунок 2

Психологическое направление

  • Сопровождение учащихся 1 классов в адаптационный период.
  • Мониторинг интеллектуальных и личностных особенностей учащихся.
  • Обучение детей с проблемами речевого развития (логопедические группы).

Физическое направление

  • Организация учебного процесса с учетом СAНПина.
  • Составление расписания, соответствующего динамике роста ( спада) работоспособности в течение дня, недели.
  • Цикличность учебного процесса (пять учебных недель, шестая ­каникулы ) .
  • Дозировка продолжительности урока.
  • Подвижные, музыкальные перемены.
  • Утренняя гимнастика до первого урока.

Рисунок 3

  • Динамические часы.
  • Соблюдение питьевого режима.
  • Проведение спортивных соревнований, дней здоровья.

Рисунок 4

  • Использование массажных ковриков для ног.
  • Мягкие накидки для стульев.
  • Работа с "офтальмотренажерами" ("бегущий лучик", "летающая бабочка ", "фонарик" и т.д.).
  • Дозировка домашних заданий по классам.
  • Соблюдение графика контрольных работ (не более 2 в неделю ), выбор дня для оптимальной работоспособности (вторник, среда).
  • Релаксационные паузы для глаз, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, физминутки (от 2 и более за урок).
  • Использование методов, форм работы для "зрителей", "аудиалов", "деятелей".

2. Действия учителей по поддержанию психофизиологического, психического, физического и нравственного здоровья учащихся:

  • Поддержание состояния кабинета: освещение, тепловой режим, чистота.
  • Включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомление).
  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Доброжелательный тон, поощрения, вселение уверенности, веры в себя.
  • Организация учебно-предметной среды, соответствующей нормам сохранения здоровья.
  • Своевременная организация контроля за правильностью дыхания, осанки, поддержка здоровья органов слуха, зрения.
  • Смена позы ученика (кто устал - постойте).
  • Предоставление возможности полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств для детей ­зрителей, детей - аудиалов, детей - деятелей).
  • Работа с конструктором ЛЕГО.

Рисунок 5

  • Использование в работе комплекса пособий по развивающей среде "Спектра".
  • Обеспечение возможности своевременного посещения детьми туалета.
  • Доброжелательность, мелодичность голоса учителя, демократичный стиль общения.
  • Организация релаксационных пауз, проведение физминуток.

Рисунок 6

  • Чередование учебной нагрузки путем смены видов деятельности.
  • Предупредительные действия для предотвращения ситуации эмоционального пресыщения,, утомления и истощения учащихся.
  • Демонстрация уверенности в способностях всех учеников класса.
  • Развитие коммуникативного поведения.
  • Создание учителем ситуации успеха у учащихся в учебном процессе.
  • Использование учителем в работе различных способов, приемов и методов.
  • Использование в своей практике нестандартных форм проведения уроков (урок - игра, урок - путешествие, урок ­сказка, урок - исследование, урок - конференция и т .д.)
  • Формирование атмосферы дружбы, взаимного уважения, чувства коллективизма (обсуждение в группах: - Почему не выполнили задание, что оказалось слишком трудным? - В следующий раз все обязательно получится! - Возьмите друг друга за руки и пожмите ладошки!)
  • Проведение рефлексии в течение всего урока (способствует развитию мотивации в учении "для чего нам это нужно знать".
  • Оценка позитивного (негативного) воздействия урока на психологическое, психофизическое, физическое, нравственное здоровье учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Пожалуйста, поднимите руки, кому показалось, что урок длился дольше, чем обычно?
  2. А кому показалось, что урок прошел быстрее, чем обычно?
  3. У кого за время урока настроение снизилось?
  4. А у кого повысилось?
  5. Кто устал на уроке?
  6. Кому показалось, что прибавилось сил?

10 золотых правил «Здровьесбережения»

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу !
  6. Постоянно занимайтесь деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! ­
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

5. Заключuтельная часть.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века и как совокупность приёмов, форм И методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде физических упражнений, Физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр, которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Очень важно учить детей самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Самостоятельное и творческое использование ребёнком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Это все традиционные повседневные режимные моменты учебного дня школьника. Но из этих «зёрнышек» вырастают интереснейшие методики и технологии, эффективность которых доказана и апробирована педагогическим опытом наших замечательных педагогов.

Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего организма.

Список литературы

  1. В.И.Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии: «Школьник и компьютер». - м.: «Вако», 2007г.
  2. Журналы «Здоровье школьника» и «Начальная школа ».2006 - 2007г.
  3. Лекции КМН, доцента Бородкиной Галины Владимировны.
  4. Материалы М.О. из опыта работы учителей начальных классов ГОУ СОШ №1320