Работа по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Особенно важный и ответственный период - дошкольный возраст, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В нашем дошкольном учреждении много лет используются передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, технологии экологического воспитания, здоровьесберегающие технологии приоритетным направлением работы коллектива является физическое воспитание. Сложились определенные традиции в проведении оздоровительной работы. Прежде всего, это тесное взаимодействие всего коллектива.

Схема. Приложение 1.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Достаточная оснащенность группы дает детям возможность развиваться, укреплять свой организм, снижать заболеваемость.

Физкультминутки, комплексы миогимнастики помогают снять напряжение у ребят. Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода. В совместной деятельности использую пальчиковую гимнастику, которая помогает создать условия эмоционального самовыражения. Кроме того, на пальцах и на ладошках есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии и поддержании хорошего тонуса.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Осознанное отношение ребенка к своему здоровью можно сформировать через:

  • создание условий для эмоционального развития и двигательной активности ребенка;
  • целенаправленной системы мер по взаимодействию с родителями и педагогами.

Я начинала свою работу, изучив непосредственно анамнез развития каждого ребенка.

Набрав, детей ясельной группы я поинтересовалась особенностями и привычками детей. Адаптационный период у всех детей проходил по -разному, но больше всего насторожил тот факт, что дети часто болеют. Я стала вести экран здоровья с полными антропометрическими данными детей, основным и сопутствующими диагнозами и рекомендациями врача, в котором постоянно отмечала количество пропусков по болезни. Это заставило меня совместно с родителями и медицинским работником собрать данные на каждого ребенка (паспорт здоровья). В нем были зафиксированы: наследственные и приобретенные заболевания, социально-бытовые условия, место проживания (территориальное расположение детского сада), транспортная доставка ребенка в детский сад.

Родителям было предложено получить консультации участковых врачей по поводу аллергических заболеваний и непереносимости лекарственных трав у своих детей. Собрав всю информацию, я вместе с медицинским работником нашего детского сада стала использовать закапывание носоглотки чесночным раствором, который очищает кровь, убивает болезнетворные микробы.

На начальных стадиях заболевания использую растительные препараты, которые оказываются основными средствами лечения из-за их более мягкого действия и малой токсичности, в разгар заболевания они важны для поддержания защитных сил организма. Рекомендуемые растения при заболеваниях органов дыхания: мать - и - мачеха, сосна обыкновенная, душица, чабрец, малина. Состав готовит медсестра (5 г травы заливает 200 мл кипятка и настаивает в течение 2 ч, процеживает, дает от 15 до30 мл 3-4 раза в день).

Фитотерапия (растения использую как успокаивающее средство – необязательно употреблять настой растения внутрь, достаточно вдыхать его аромат. Для этого изготавливаю успокаивающие подушечки, для них хорошо подходят растения, обладающие не только ароматом, но и фитонцидным действием: листья папоротника, лавра благородного, хвоя сосны, шишки хмеля, трава мяты, герани, душицы, лепестки розы).

Во время вспышки ОРВИ и гриппа использую аэрофитотерапию: пары пихтового масла, чеснок, можжевельник. Они помогают очистить воздух и убивают микробы.

Дополнительно к основной программе использовались специальные методы закаливания:

  • полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводилось ежедневно после завтрака в течение 2 недель поочередно;
  • спелеотерапия - пребывание в искусственной соляной пещере, при влажности свыше 80% и стабильной температуре +18 - +240 (курс - не менее 10 сеансов два раза в год, продолжительность сеанса - 15 - 20 мин). "Соляная пещера" воссоздает климат лучших горных и морских курортов. Во время сеансов происходит влажная ионизация воздуха, вдыхание которого обеспечивает улучшение кровообращения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, нормализацию клеточного дыхания, восстановление тонуса бронхов. В течение каждого сеанса используется функциональная музыка, что способствует психотерапевтическому расслабляющему воздействию на нервную систему ребенка, снятию нервного напряжения, стресса.

Для посещения детьми соляной пещеры наше дошкольное учреждение заключило договор с «Центром лечебной профилактики».

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьей строю на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.

Совместно с родителями организую вечера развлечений, праздники, семейные викторины, гостиные, дискуссии, эстафеты, круглые столы. Для планомерной работы по созданию единого образовательного пространства -детский сад - семья, повышения педагогической культуры родителей, изучения и обобщения лучшего опыта семейного воспитания, приобщения родителей к участию в жизни группы организовала клуб «Здоровая семья».

Методы и приемы, выбранные мною формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды. Что говорит о физическом и психическом здоровье детей.


Конспект коррекционно-игрового занятия по познавательному развитию «Овощи» для детей с ЗПР старшей группы 

Цель – закрепить знания детей об овощах и научить применять знания в предметно-практической деятельности.

Задачи – уточнить и закрепить знания детей об овощах, классифицировать овощи по цвету, определять на ощупь и на вкус, составлять целое изображение объекта из частей, развивать координацию движений, мелкую моторику, речь, воспитывать чувство удовлетворенности от выполненных заданий.

Ход занятия

Сегодня мы с вами поедем в путешествие в волшебный огород. А поедем мы на волшебном поезде. Построились вагончики, поехали.

Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чух-чух, чу-чу-чу.
Далеко я укачу.

Педагог: Посмотрите, как здесь красиво, как много разных овощей. Какие овощи вы знаете? Давайте поиграем с мячом в игру «Овощи, они какие?».

(Педагог бросает ребенку мяч и называет овощ, а ребенок ловит мяч, кидает его обратно и говорит прилагательное, например: огурец-колючий, зеленый).

Педагог: Что-то небо потемнело, набежали тучки наверно пойдет дождь. Давайте с ним поиграем.

Капля – раз, капля – два,
Капля медленно сперва.

(Дети медленно «ловят» капли дождя, сжимая по очереди ладони в кулачок).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Те же движения, только в быстром темпе).

Педагог: Дети, пойдемте к Дедушке-огороднику, он нас ждет.

(Дети идут по дорожке выложенной из ковриков-тренажёров).

Дедушка-огородник: Здравствуйте, ребята! Вы в гости ко мне пришли? Грядки мои хотите посмотреть? Смотрите, вот какие они разноцветные. (На доске появляются кружки: желтый, зеленый, оранжевый, красный).

Дети называют цвета.

Дедушка-огородник: Здесь у меня растут овощи, назовите их. Что это? (капуста).

Какого она цвета? (зеленого).

(Дети классифицируют все овощи по цвету и раскладывают на доске, проговаривая название и цвет овоща).

Дедушка-огородник: Ребята, я хочу приготовить винегрет, помогите мне взять нужные овощи. У меня есть волшебный мешочек с овощами. Вы, сможете, не заглядывая в мешочек, определить, что там лежит?

(Дети определяют на ощупь и описывают овощ).

Дедушка-огородник: Молодцы! Я вам еще одну задачку задам. С закрытыми глазами попробуйте овощ на вкус и назовите его.

(Дети на вкус определяют название овоща).

Педагог: Дети, смотрите, а дедушка все овощи уже нарезал. А вот те ли овощи он взял, мы сейчас с вами узнаем. Для этого нам придется сложить овощи из кусочков.

(Дети на ковре складывают выданные разрезные картинки и называют, какой овощ получился).

А теперь нам пора собираться, как нам было хорошо у Дедушки-огородника.

Что мы видели в его огороде?

Чем они полезны для детей и взрослых?

Давайте попрощаемся с Дедушкой-огородником и поедем к себе в группу.