Литературный коллаж "Добро и зло"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Развитие познавательной активности творческих способностей.
  2. Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
  3. Воспитание активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, дружбы.

Оборудование и оформление: Классная доска поделена на две половины: левая половина олицетворяет зло (оформлена как “Пещера зла и коварства”), а правая половина – Добро (светит солнце, летают бабочки, растут цветы и т.д.). Для работы в малых группах приготовлены рисунки солнца, цветка, сердца и звездочек. Для инсценировки сказки “Храбрый петух" и диалога феи и черта готовятся театральные костюмы. ТСО для музыкального сопровождения.

На классной доске записан проблемный вопрос:

Добро или зло?

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Мне хотелось бы начать урок именно с пожелания всем здоровья, а значит – добра. Сегодня мы поговорим с вами о Добре и зле: что важнее и чего на земле больше.

В класс под музыку входит ученица в костюме Феи.

Фея:

О сколько вижу здесь я прекрасных добрых глаз. (Диалог составлен автором статьи Киричевской Е.Р.)
Я – Фея эльфов, приветствую всех вас.
Сюда я к вам летела
С планеты Доброты,
Чтоб встретились со мною
Она и он, и ты.
Сама негаснущая Радость
Мне спутницей в пути была,
А Утро подарило
Два легких, тоненьких крыла.
По небу голубому,
Со свежим Ветерком,
В лучах негаснущего Солнца
Летела к вам,
Чтоб распахнуть оконце
В мир, который с детства
Каждому из вас знаком.
В том мире, где нет места
Коварству, зависти и злу,
Где лишь царит любовь и доброта,
Где ценят дружбу дятла и крота,
Где волк качает в колыбели
Пушистых озорных зайчат,
Где льется свет,
Где всем всего хватает,
Где уважение – закон,
Живу я.
Из этой сказочной страны
Несу вам аромат цветов,
Заливистое пенье соловья,
Сверканье девственной росы
И свежесть утренней прохлады.
Надеюсь, вы мне рады? Спасибо.
Шепнул мне ласковый Ручей,
О том, что здесь смогу я обрести друзей.

Звучит музыка, входит ученик в костюме черта.

Черт:

Ха – ха! Я слышу все и не могу поверить.
Действительно ли так как говоришь?
Я сам хочу проверить.
Давно преследую тебя с тех пор,
Как ты покинула планету
С чудным названьем “Доброта”.
Ты говоришь о дружбе? Ерунда.
Ха-ха! Пришла найти себе друзей!
Среди кого? Среди людей?
Нелепости такой лишь от тебя
Услышать можно.

Фея:

Ты зря смеешься
Глупый черт.
Ведь для тебя неведомые
Дружеские узы не значат ничего,
Кроме дурной обузы.

Черт:

А что дают они тебе?
Скажи, открой всем правду,
Что ты сама не веришь в то,
Что говоришь!
Твои слова – пустые изреченья:
“Рассвет”, “закат” – тьфу!
Сплошные извращенья.

Фея:

Ты глуп и зол
С тобою говорить противно.
Уйди “нечистая”,
Чтоб не было и близко тебя видно.
И среди вас – чертей,
Я не найду, конечно же, себе друзей.

Черт:

Друзья! Зачем нужны друзья?
Чтобы в один из дней
Предать, обидеть, обмануть?
Свалить свою вину на друга?
Ведь это стало нормой у людей.
Пытаешься ты выбраться
Из замкнутого круга!
Не сыщешь ты друзей среди людей,
Ты лучше нас люби – “чертей”!

– Ребята, а как думаете вы: для чего нужны друзья?

– А у вас есть друзья?

– Почему вы смело называете их своими друзьями?

(Ответы детей)

Спасибо. Да, действительно настоящий друг может порадоваться твоим успехам, не струсить и встать на защиту, когда это потребуется.

Выступление театральной группы или инсценировка кукольного коллектива с русской народной сказкой “Храбрый петушок”.

Фея:

Теперь ты понял,
Что наказан, будет тот,
Кто зло и страх, и ненависть несет?

Черт:

Ты хвалишь свои сказки?
Так вот тебе одна:
Послушай и скажи сама
Чем отвечают на добро?
Ведь сказки – это только сказки!

Черт предлагает прочесть отрывок из казахской народной сказки “Добрый и Злой”.

Однажды Злой отправился пешком в далёкий путь. Он сильно устал и едва волочил ноги. По дороге нагнал его Добрый, ехавший верхом. Поговорили они и узнали, что направляются в одно место.

– Посади меня сзади! – попросил Злой. Я очень устал.

– Лошади тяжело будет везти двоих, ответил Добрый. – Лучше сделаем так. Я уступлю тебе место. Ты поезжай верхом вон до того дерева и там оставь коня, а сам иди дальше пешком. Я подойду, сяду на лошадь и снова тебя нагоню. Будем ехать на одном коне по очереди.

Злой сел на лошадь и уехал вперед. А Добрый пошел следом за ним пешком. Вот подходит он к дереву – нет лошади. Обманул его Злой и поехал куда ему было нужно. Делать нечего. Зашагал Добрый дальше.

Черт: Ну и что же вы на это можете ответить? Вот вам и друзья.

Фея:

Ты, пожалуйста, не путай.

– Ребята, о чем шла речь в сказке? Можно ли этих людей назвать друзьями?

– Что можно сказать о поведении этих людей?

– Вот видишь, поведение Злого вызывает осуждение людей. Это была казахская народная сказка, а ведь народные сказки, пословицы, поговорки выражают народную мудрость.

Черт: Вот здесь я с вами согласен. У меня есть как раз несколько пословиц.

(Достает из “Пещеры Зла”, которая оформлена на классной доске, конверт, в котором на листочках записаны искаженные пословицы и поговорки).

Поступи с человеком так, чтобы он стал завидовать тебе.
Не имей 100 друзей, а имей 100 рублей.
Рой другому яму, чтобы он не вырыл ее тебе.
Без друзей – пироги, для друзей – кулаки.
За добро добром не платят.

Ученики исправляют эти и называют другие пословицы и поговорки.

Черт: Ну и что, все равно ни одна сказка не обходиться без злых колдуний, ведьм, коварства и лжи. А ведь вы сами говорите, что это народная мудрость.

К сожалению, это бывает. Но много недостойных поступков совершается по глупости.

(Два ученика из класса, получивших задание заранее, рассказывают сказку Андрея Усачева “Небесное зеркало”).

Да, может, было так, а может, нет. Но до сих пор ясными вечерами выходят жители Земли и долго зачарованно смотрят в мерцающее звездное небо, словно надеясь в нем что-то увидеть.

Интересно, о чем могут рассказать звезды?

А давайте мы сейчас попытаемся представить себя маленькими звездочками.

(Под музыку зачитывается начало рассказа).

Жила-была маленькая звездочка. Она была очень маленькая и потому грустила, глядя на большие звезды, которые ярко светили, озаряя ночной путь тем, кто в этом нуждался. Она смотрела на них и восхищалась ими. Ей тоже хотелось быть нужной и полезной, но свет ее едва достигал вершины самой высокой горы. Но однажды…

Ребята делятся на группы и пишут продолжение рассказа на обратной стороне нарисованных звездочек.

После прослушивания творческих работ, ученики дарят свои звездочки фее.

Пусть они озаряют планету Доброты и согревают ее теплом, верой, надеждой и любовью. А люди пусть смотрят на них и становятся чище и добрее.

(Звучит фонограмма песни Е. Крылатова – Ю. Энтина “Прекрасное далеко”).

– Ребята, а каким вы хотите видеть свое будущее, свое “далеко”?

(Ответы детей).

– А что для этого нужно делать сегодня?

– Спасибо. И, если все, что вы сказали, будете выполнять, ваше “далеко” (а, может быть и не такое оно далекое) будет прекрасным. И пусть ваша жизнь из чистого истока станет прозрачным ручейком, морем счастья и океаном любви и света.

Я расскажу вам одну историю, и каждому из вас она наверняка покажется знакомой. (На плакате изображены 4 разных человека).

Жили-были 4 человека, которых звали: КАЖДЫЙ, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, НИКТО. Нужно было выполнить одну очень важную работу. И КАЖДЫЙ был уверен, что КТО-ТО ее сделает. КТО-НИБУДЬ мог бы ее выполнить, а НИКТО не стал ее делать. КТО-ТО очень расстроился, потому, что это была работа КАЖДОГО. КАЖДЫЙ думал, что ее мог бы сделать КТО-НИБУДЬ, а НИКТО не понял, что КАЖДЫЙ ее не сделает. Кончилось тем, что КАЖДЫЙ решил, что виноват КТО-ТО, в то время как НИКТО не сделал того, что бы мог сделать КАЖДЫЙ. (Использован материал программы Ассоциации Юных Лидеров (настольная книга Школьного Совета). Алматы 2000 г.)

– Как вы понимаете смысл этой философской сказки?

Фея: Но пока мы с вами разговаривали, черт успел навредить нам. Он разрезал на части мои рисунки, которые я хотела вам подарить.

– Ребята, давайте попробуем их собрать.

(На части разрезаны рисунки солнца, цветка, сердца).

Ученики, работая в группах, склеивают рисунки и обнаруживают на обратной стороне фразы:

Пусть всегда будет солнце.
Живи в согласии с природой, люби все, что тебя окружает.
Не помни зла, умей прощать обиды.

– Умеете ли вы прощать обиды, как это делает герой мультфильма кот Леопольд?

(Демонстрируется отрывок из мультфильма “Кот Леопольд”, который заканчивается фразой “Ребята, давайте жить дружно!”).

– Давайте и мы скажем друг другу:

– Ребята! Давайте жить дружно!

Проводится игра “Я хочу, я не хочу”. Например, учитель говорит:

– Я хочу, чтобы ребята в нашем классе дружили (протягивает правую руку в сторону вверх ладонью), я не хочу, чтобы люди оскорбляли друг друга (протягивает левую руку вверх ладонью влево).

Один из учеников подходит и кладет левую ладонь на протянутую правую руку учителя, а другой на левую руку, если они разделяют мнение учителя или ведущего и говорят свои желания. Игра продолжается, пока все ученики не выскажутся. Должен получиться замкнутый круг.

(Черт в это время тихо уходит).

Исполняется песня М. Минкова и Ю. Энтина “Дорогою добра”.

– Что же все-таки на Земле важнее: Добро или Зло?

(Ответы ребят).

Фея: Спасибо, ребята! Я нашла много хороших добрых друзей. Я возвращаюсь на свою планету, а на прощанье хочу сказать:

Хоть зло сильно – всему вредит,
Добро на свете победит!
Урок заканчивается.

21.05.2009