Применение ИКТ на уроках развития речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима"

Разделы: Русский язык


В настоящее время компьютерные технологии внедряются во все сферы деятельности человека, охватывают любого рода специальности, профессии. Профессия учителя также должна предполагать внедрение компьютерных технологии на уроках по различным предметам. Сложно представить себе, как же применить компьютер на уроке русского языка и литературы, насколько оно целесообразно и эффективно, будет ли определённый результат и т.п. Несмотря на все предполагаемые трудности, стоит попробовать и ввести в качестве оборудования компьютер, который успешно заменяет и видеоаппаратуру, и магнитофон, и диапроектор, и проигрыватель. Работа с компьютером предполагает различные формы.
Компьютер может стать единственным источником, в котором можно обнаружить новейшие сведения, произведения, картины русских
художников и.т.п. Существует электронная сеть Интернет и диски. В зависимости от целей и задач учитель выбирает форму урока, продумывает этапы, компьютер начинает своё действие на этапе усвоения новых понятий, и перед учащимися наглядно высвечивается текст, либо отрывок, фрагмент, над которым следует поработать.
Дальнейшая работа над текстом будет традиционна: составить план, найти образы, определить значение незнакомых понятий.
При помощи компьютера учитель сможет быстро и эффективно провести этап актуализации пройденного материала. Для этого он разрабатывает несколько простых, требующих односложных ответов вопросов или заданий по теме. Таким образом, можно проверить степень усвоения материала, домашнее задание, степень подготовленности учащихся к уроку.
Компьютерную технологию я начала использовать на уроках развития речи. Для этого пользуюсь программами Microsoft Word и Point Power/
Эти программы очень эффективны. Компьютер подчёркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на поиски исправления, анализа своих ошибок. На уроках развитии речи нужна демонстрационная программа, которая позволит в наглядной форме довести до учащихся материал. Например: картины художников, В программах заложена последовательность работы, подборка материала, составление плана, использование цитат, сносок, написание вступления и заключения, составление основной части.
Я считаю, что уроки с применением компьютерных технологий нужно проводить всегда, если класс оборудован хотя бы одним компьютером.

Цели урока:
-обучение творческому подходу при описании уголка природы, умение отобрать нужную лексику;
-развитие творческого воображения, творческих способностей учащихся;
- воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе, любви к творчеству великого русского художника И.И.Шишкина.

Оборудование урока: картина И.И.Шишкина «Зима», фотоальбом
« Картины русского художника И.И.Шишкина»; компьютерная презентация в PowerPoint (приложение 1) , рисунки ребят « Чудеса зимы», аудиозапись музыки П.И.Чайковского
«Времена года», журнал « Сююмбике» за 2007 год №2

Межпредметная связь: русский язык и литература, татарский язык и литература.
Подготовительная работа:
-учащиеся заранее заучивают стихотворения русских
и татарских поэтов о зиме,
-подборка стихов о зиме, -
-видеосъёмка зимнего леса, парка.
-зима в моих стихах.
-рисунки о зиме.

Мороз и солнце! День чудесный.
А.С.Пушкин.

Ход урока

  1. На фоне музыки П.И.Чайковского « Времена года» учитель читает строки из стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою».

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован,-
Не мертвец и неживой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан , весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

-Какие ещё прозаические или поэтические произведения о зиме вам знакомы? Прочтите любимые строки. (Учащиеся называют авторов, читают произведения.
- О каких полотнах великих художников рассказывает нам энциклопедия «Кирилл и Мефодий» ( Слушаем подготовленное сообщение: Исаак Левитан написал такую картину «Занесённые снегом парк», Слайд №1 (приложение 1) В.Серов- «Зима в Абрамцево». Слайд №2 (приложение 1) Вот репродукции их картин. (идёт показ картин через компьютер).

 Сегодня и мы попытаемся выразить своё отношение к зиме.

  1. В качестве домашнего задания группа ребят получило задание - сделать видеосъёмку о зимнем лесе, парке. Просмотр видеосъёмки « В зимнем лесу, парке».

Заметает пурга
Белый путь.
Хочется в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать к лесу,
Ни пройти…
С. Есенин.

-Как вы думаете удалось ли нашей съёмочной группе «нарисовать зиму»?
( Ребята дают оценку режиссёрской и операторской работе).
-Какая зарисовка вам больше всего понравилась?
-Всегда ли зима такая, какой вы её увидели в видеофрагменте? Какая зима вам по душе?

-Кто-то говорит о зиме морозной, солнечной;
-Кто-то о снегопаде, седыми морозами.
-Кто-то о мелком снеге, о первой пороше.
-Кто-то о зиме с вьюгами, метелями, о зимней непогоде.
-Кто-то о голубых снегах, о зелёных льдах, о зимнем лесе.

-У каждого из вас своё представление о зиме. (Учитель обращает внимание учащихся на выставку рисунков, фотоальбом «Картины русского художника И.И.Шишкина», журнал «Сююмбике».
-Помогает ли музыка понять, ощутить, что зима- это красивое время года, с особой тишиной, воем ветров, что она вызывает радостное настроение.
Сегодня мы будем описывать зиму по картине известного русского художника И.И.Шишкина «Зима». Поэтому постарайтесь на уроке:
- Внимательно рассмотреть картину.
- Сравнить со своими наблюдениями за природой.
- Составить план описания.
-Вспомним, что характерно для такого типа речи, как описание. С каким другим типом речи можно соединить описание? (Ответы учащихся: при описании мы сосредоточиваем своё внимание на видимых предметах. Соединить описание можно с повествованием т.е рассказом..

3.Обратимся к словарной работе. Высвечивается слайд №3(приложение 1):
живопись - буяу белән рәсем ясау; живописец- рәссам, художник;
пейзаж - табигать күренеше»
Пейзажист- табигатьне сүрәтләүче рәссам, художник.

 Несколько картин о зиме написал И.И. Шишкин. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина. Он является нашим земляком. Художник родился в нашем Татарстане, в городе Елабуге. Мы гордимся им и его талантом. В этом году ему исполняется 177 лет со дня рождения. Сколько бы лет не прошло, его картины озаряют нашу жизнь.
Тёмные леса стеной подступают к самому городу. Мальчиком он целые дни бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями. Он много знал о них, понял, полюбил природу и не мыслил своей жизни без неё. Природа сделалась навсегда героем его картин. С особым мастерством передавал талантливый художник величие, красоту и мощь природы, её широкие просторы. Мы гордимся им и его талантом. В этом году ему исполняется 175 лет со дня рождения. Сколько бы лет не прошло, его картины озаряют нашу жизнь. Большая часть работ И.И.Шишкина посвящена жизни леса. Его картины « Сосновый бор», « Утро в сосновом лесу», « Лесные дали»,
« Корабельная роща»,
« Дождь в дубом лесу» и другие принесли ему всемирную славу.
Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
4. Открываю картины И.И.Шишкина « Зима в лесу» «Иней», «На севере диком».
Слайды №4,5. (приложение 1)
Какие краски использовал художник для написания этих картин?
1) Картина “Иней” - написана голубым (голубой более радостный цвет), желтым, розоватым цветом, чтобы показать красоту этого года.
2) Картина “На Севере диком” – написана холодными красками. Преобладает синий цвет.

5. Открываю картину И.И.Шишкина “Зима». Слайд № 6. (приложение 1)

  •  Внимательно рассмотрите репродукцию с картины И.И.Шишкина « Зима». Что на ней изображено?
  •  Что вы видите на переднем плане?
  •  Опишите лес, сосны, используя яркие определения, сравнения, метафоры. Каким изобразил художник лес справа, слева?
  • Как передано пространство в картине?
  • Какой день изобразил художник?
  • С помощью какого цвета передаёт художник ощущение морозного солнечного дня?
  • Какие цвета преобладают на картине?
  • Подберите эпитеты к словам день, небо, воздух, солнце, снег, лес
  • А в каком стихотворении А.С. Пушкина тоже говорится о замечательной погоде, о чудесном зимнем деньке?
  • Какие строки о зимнем дне вызывают радостное настроение?
  • Мороз и солнце! День чудесный.

Эти слова мы возьмем к нашему сочинению эпиграфом.

6.Послушайте, как изображает Петр Ильич Чайковский красоту зимней природы. (Слушают). Какое настроение, чувство вызвала у вас эта музыка? Итак, художник – красками, поэты – стихами, композитор – музыкой изображают красоту и величие родной русской природы.
7. А теперь , ребята, давайте составим мы с вами план к нашему сочинению

План.
I. Вступление
1.И.И.Шишкин –певец русского леса.
II. Основная часть
2.Описание зимнего леса.
1)Могучие сосны.
2) Лес справа и слева (снег, деревья, небо, воздух).
3)Изображение пространства в картине.
4)Цвета в картине для изображения зимы.
III. Заключение
Мысли и чувства, вызванное картиной.

-Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы?
-Вспомните свои наблюдения в зимнем лесу, настроение, чувства, сравните с увиденным сейчас.
– Что общее можно назвать?
Как прекрасна наша природа!
– Какова главная мысль этой картины и нашего сочинения?
Как прекрасна наша природа!
Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.
Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.
– Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины и ее надо охранять и беречь).

8. Работа над рабочим материалом упр. 518

ИТОГ УРОКА:
– А теперь подведем итог. Что нового вы взяли для себя на уроке? (картина И.И.Шишкина “Зима”). Теперь, если вы будете в музее, вы легко узнаете эту картину И.И. Шишкина