Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • познакомить учащихся с внешней политикой СССР в 1945-1953 гг.,
  • выявить её основные цели и направления,
  • сформировать у учащихся представления о принципах, методах и подходах внешней политики СССР,
  • способствовать развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческим документом, умений обобщать и систематизировать материал.

Оснащение:

  • Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России ХХ в. Учебник для 9 кл. М., 2006, п. 39.
  • Учебная карта "Мир после Второй Мировой войны".
  • Документы.
  • Приложение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

Постановка проблемы: почему наш урок мы начинаем с песни?

(звучит песня "Мы за мир")

Закончилась Великая отечественная война, Вторая Мировая война, люди мечтали о мире.

1. Познавательная мотивация - создание ситуации вызывающей у ребят желание узнать материал данного урока, привлечение учащихся к объяснению темы урока.

Задание: объясните, почему тема нашего урока "Мир, расколотый надвое"?

Что бы вы хотели сегодня узнать?

Проблемное задание: одни историки приписывают главную вину за развязывание "холодной войны" Западу, другие - СССР, третьи - обеим сторонам. Так кто же виноват?

Исследование - включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез.

Глоссарий урока:

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

ЭКСПАНСИЯ

ДОКТРИНА

КОНФРОНТАЦИЯ

ПРОТИВОБОРСТВО

СОПЕРНИЧЕСТВО

АПОГЕЙ

Работа в группах

Задача: определить роль в истории политических деятелей: У. Черчилля, Г. Трумэна; И. Сталина, В. Молотова.

1 этап. Работа с документами.

Первая группа Вторая группа Третья группа
Прочитать речь Черчиля в Фултоне 1946 год и оформить свои выводы в виде таблицы.

ответить на вопросы:

можно ли считать это выступление началом "холодной войны"?

какие характерные черты международных отношений отражены в его речи?

(см. приложение)

Познакомиться с интервью И. Сталина газете "Правда";

Прочитать по ролям; ответить на вопросы: какова позиция Сталина в ответ на выступление Черчилля?

(см. приложение)

Познакомиться с документами: Доктрина Трумэна, план Маршалла, назвать задачи поставленные Трумэном относительно СССР; и проанализировать отношение к ним СССР;

можно ли считать это началом "холодной войны"?

(см.приложение)

Выводы: учащиеся обсуждают в группах предложенные задания, учитель обобщает и вывешивает на доске схемы (см. приложение)

2 этап: "Холодная война в действии"

Задача: проанализировать действия США и СССР и их сторонников, и сделать выводы, так почему мир раскололся надвое?

Первая группа Вторая группа Третья группа
Прочитать п. 39 и заполнить хронологическую таблицу "Действия США и стран Запада";

Показать на карте страны, входившие в НАТО; сделать выводы об отношениях с СССР.

Прочитать п. 39 и заполнить хронологическую таблицу "Действия СССР и его союзников";

Показать на карте страны, входившие в ОВД, СЭВ; сделать выводы о отношениях с США.

Аналитики

Прослушать выступления групп, проанализировать и ответить на вопросы:

"Кто виноват в развязывании "холодной войны"

В чем опасность "холодной войны"?

3 этап: Рефлексия. Звучит песня Б. Окуджавы "Молитва".

Выразите свое отношение к изученной теме по вопросам единства мира и опасности "холодной войны" в виде плакатов.

Д\З п. 39, написать заметку в газету от имени корреспондента советской газеты и от имени корреспондента американской газеты о событиях в мире.