Урок русского языка по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие умения определять склонение имен существительных;
  • количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,
  • развитие умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;
  • развитие умения составлять схемы простых и сложных предложений;
  • работать над развитием речи учащихся,
  • формировать умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
  • развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Оборудование:

  • таблица для минутки чистописания;
  • карточки для словарной работы;
  • таблица с графическим рисунком;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • БунеевР Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. изд. 3-е, перераб. -М. : Баласс, 2007.
  • Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику Русский язык 4-ый класс. Баласс 2006г.

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

- Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах.

 -Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке? (С)

3. Словарная работа.

Знакомство с новым словарным словом

-Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

На доске изображены квадраты разных цветов:

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

(Свобода)

Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Что означает слово? Работа с толковым словарем.

Запишите однокоренные слова.

  • свободно
  • освободитель
  • освобождение
  • свободушка
  • высвобождать

-Выделите корень.

4. Повторение изученного о падежах. Игра "Узнай падеж".

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж)

а) кому? (Д. п. )

б) на, за, под, через, про, в (В. п. )

в) нет (Р. п)

г) "щедрый падеж" (Д. п. )

д) без предлога не употребляется (П. п. )

е) подлежащее (И. п. )

ж) "падеж-работяга"(Т. п)

з) кого? (В. п. ,Р. п. )

и) два предлога (Д. п. )

к) что? (И. п. , В. п. )

л) о, об (П. п. )

5. Самостоятельная работа в парах. (У каждого на столе лежит лист с заданием)

-Определите падеж и род имен существительных. Выделите грамматическую основу.

Зимняя ночь.

Наступила ночь в лесу. По стволу толстого дерева постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий иней. В темном небе рассыпались яркие, но далекие звезды. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц. Вот ухнул, захохотал и закричал филин.

Проверка - фронтальная

- Какое предложение лишнее? Почему?

Составьте схему этого предложения.

Актуализация знаний.

-Прочитайте название раздела.

- Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова. (склониться, поклон, склоненный)

-Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

О сестр... и дочер...

- Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)

Какие? (Предположения детей)

О сестр... и дочер...

- Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?

6. Тема урока.

- Используя схему, определите тему урока.

 

Вывод: У имен существительных женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.

(Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их.)

Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имен существительных, и делается вывод: в русском языке 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

 

- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на с. 123-124.

(Чтение вслух текста определения. Ответы на вопросы учебника после текста с. 124)

7. Динамическая музыкальная пауза.

8. Закрепление.

Проверка. Работа с сигнальными карточками.

- Найдите потерянные окончания.

Ученики показывают букву, которую они вставили.

Играть на площадк___

Шел по деревн_______

Около избушк_______

Писал в тетрадк________по математик_______

На краю деревн________

Помогал дяд______ Миш_________

9. Упр. 164(устно)

Проверка. Формирование устного высказывания.

10. Самостоятельная работа в группах.

Рефлексия.

-На сколько вы были внимательны на уроках, мы сейчас проверим.

Каждая группа получила лист с заданиями.

Выполните его:

-Укажите столбик: а), б), в), г), цифры которого соответствуют склонению данных существительных:

а) б) в) г)
на улице 1 2 3 1
ночью 3 2 1 3
камышом 2 3 1 3
в окне 2 3 1 3
а) б) в) г)
по алле: и е и е
в деревн: и е е и
в ине: е е и и
на собрани: е и и е

 -Какую букву нужно вставить?

Проверка.

11. Игра "Узнай слово".

-Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите:1-е скл. Знак препинания. (Точка)

2-е скл. Начало сказки. (Зачин)

3-е скл. Все, что говорит и пишет человек. (Речь)

Итог урока.

- Что такое склонение? Какие опорные слова нужны для определения склонения у имен существительных. (И. п., ед. ч., род, окончание.)

12. Домашнее задание: Выучить определение на с.123-124.

Упр. 1, кн. 2, с 11.