Открытый обобщающий урок по математике в 6-м классе "Мари-Турекский район в цифрах и фактах"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Обобщение изученного материала за курс шестого класса.
  2. Воспитание чувства патриотизма, коллективизма, любви к родному краю, уважительного отношения к людям труда, воспитание интереса к предмету.
  3. Развитие любознательности и познавательной активности.

Форма проведения: урок-соревнование. Класс разделен на 3 группы, каждой группе дается отдельное задание.

Наглядность: карта РМЭ, диаграммы.

Оборудование и материалы: магнитофон, диск с записью песни «То березка, то рябина», координатные плоскости, листы с условиями заданий.

План урока

  1. Разминка команд (знание правил).
  2. Угадай фамилию. Сократи дроби.
  3. Реши задачу.
  4. Сосчитай, сколько нас? Выполни действия.
  5. Реши уравнение.
  6. Построй на координатной плоскости.

Ход урока

Начало урока.

Урок начинается стихотворением о родном крае. Ученики читают его стоя, хором.

(Примечание: этим стихотворением ученики начинают каждый урок марийского языка, я их попросила прочесть его перед началом урока математики.)

Далее ребятам сообщается тема урока, ставится цель, ребята знакомятся с планом проведения урока.

1 задание. Разминка команд.

Учитель: Ребята, вы должны ответить на вопросы. Жюри в течение урока будет учитывать правильность ваших ответов, и время, затраченное на ответы.

1 команда

1. Как называются числа, которые складывают?
2. Основное свойство пропорции.
3. Как разделить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь?
4. Делители числа 16.
5. Какие числа называются взаимно-простыми?

2 команда

1. Как сложить два отрицательных числа?
2. Как умножить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь?
3. Какие числа называются простыми?
4. Признак делимости на 5?
5. По какой формуле вычисляют площадь круга?

3 команда

1. Признак делимости на 3?
2. Как называется результат деления?
3. Какие прямые называются параллельными?
4. Как найти дробь от числа?
5. Назови 3 числа, кратные 4.

2 задание.

Учитель: каждый район славится своей историей, гордится своими людьми, богат успехами своего народа. В этом задании вам, ребята, предстоит расшифровать фамилию человека, чей успех прославил историю нашей школы, района, и хотя бы одним предложением сказать, о ком говорится.

1 команда

Сократи дроби:

Мосолов В.П. – первый марийский академик, заслуженный деятель науки Татарстана и Марий Эл, вице-президент ВАСХНИИЛ. Его именем в нашем районе назван колхоз, районный краеведческий музей и улица в поселке.

2 команда

Сократи дроби:

 Айглова Т.Я. – герой Социалистического труда. Почти 25 лет проработала в животноводстве. Как свинарка добилась рекордных для наших мест достижений. Она всей своей жизнью, самоотверженным трудом завоевала почести и доверие. Она – участник выставки ВДНХ, ей вручена Золотая медаль ВДНХ.

3 команда

Сократи дроби:

Османова М.А.- заслуженный учитель РМЭ, первая в районе учительница, получившая звание «Отличник просвещения СССР», выпускница нашей школы, многие годы проработала в нашей школе, была завучем, отдавала все знания, умения воспитанию, обучению школьников.

Учитель: Следующая задача будет общая для всех команд.

Задача.

В 20-е годы с учительским образованием в районе было 14 человек. В настоящее время в наших школах работает 574 высококвалифицированных учителя. Во сколько раз больше учителей работает в настоящее время, чем в 20-е годы? Какую часть составляют количество учителей 20-х годов от числа учителей нынешних?

Учитель: А теперь, ребята, прошу всех встать и повернуться к нашим гостям. Здесь сидят учителя нашей школы. Это – Османова М.А., Гаюк А.М. – заслуженные учителя РМЭ, учителя математики, имеющие звание «Отличник народного образования», учителя, на которых возложена почетная задача – обучение и воспитание подрастающего поколения. Поклонитесь им за их благородный труд. И очень мне бы хотелось, чтобы через годы вас, моих учеников, мы также могли бы приветствовать стоя, гордиться вашими успехами, о вас рассказывали бы ученикам на уроках, воспитательных часах.

3 задание.

Историю района создают и наши родители. Их труд почетен, дела благородны.

1 команда.

Задача:

ОАО «Мари-Турекский маслосырзавод» за первый квартал этого года произвел 320 тонн сыра, а за такой же период прошлого года произведено 200 тонн. На сколько процентов больше произведено сыра в первом квартале этого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года?

2 команда.

Задача:

В Лоповской МТФ колхоза «Восход» в 2007 году от одной коровы надоили 4320 кг молока, что составляет 90% от надоя в предыдущем году. Сколько кг молока от одной коровы надоили доярки в предыдущем году?

3 команда.

Задача:

Ученики нашей школы в этом году на своем пришкольном участке вырастили и собрали 2400 кг овощей. А в прошлом году 1,5 тонны. Сколько процентов составляет количество собранных овощей в прошлом году от собранного количества овощей в этом году?

4 задание.

Учитель: Основу природных ресурсов района составляют земля и лес. Лес дает нам древесину, лекарственное сырье, грибы, ягоды, сок берез, мясо лося, кабана и другое.

а) Прочитайте диаграмму распределения лесного массива района (рисунок 1).
б) Прочитайте диаграмму распределения земельной площади района (рисунок 2).
в) В следующем задании «Сосчитай, сколько нас?», вы должны отгадать загадку и, вычислив значение числового выражения, узнаете какова численность этих животных в наших лесах.

1 команда.

По веткам скачет, да не птица, рыжая, а не лисица.

2 команда.

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса, а зовут её - …

3 команда.

Трав копытами касаясь, ходит смело и легко, рога раскинув широко.

г) Прочитайте диаграмму численности некоторых охотживотных на территории района (рисунок 3).

Учитель: Ребята, вы знаете, что есть опасность исчезновения отдельных животных с лица Земли. О том, насколько важны и серьёзны вопросы охраны всего живого, говорит тот факт, что целая статья в Конституции РФ посвящена охране животных. В нашем районе памятником природы объявлена река Ирека, в чистейших водах которой водится редкая рыба хариус. Территория Холодного ключа является природоохранным заказником. Ребята, сколько бы вам не было лет, вы всегда должны помнить, что запрещается охота на животных, ловля птиц, сбор растений, включенных в Красную книгу.

5 задание.

Решив уравнение, вы узнаете ответы на следующие вопросы.

1 команда.

Сколько в районе рек и речек?

Ответ: 38 рек и речек.

2 команда.

Сколько видов рыб обитает в наших реках?

Ответ: 15 видов рыб.

3 команда.

Сколько видов птиц обитает в нашей местности?

Ответ: 200 видов птиц.

6 задание. «Кем я хочу быть?» (задание для всех команд)

Постройте точки с данными координатами в координатной плоскости, последовательно соединяя их отрезками. Подумайте, почему ответом на данный вопрос является данная фигура?

  1. (-8;1), (-6;2),(-2;0), (1;2), (5;1), (7;-4), (9;-3);
  2. (-2;-6), (0;8), (3;7), (5;5), (7;7);
  3. (1;2), (3;9), (3;10), (4;11),(5;11), (6;10), (6;9), (5;8), (4;8), (3;9) (человек).

Учитель (на фоне музыки «То березка, то рябина»): Дорогие мои ученики! Где бы вы не были, кем бы вы не были, и сколько бы вам не было лет, будьте Человеком, добрым, отзывчивым, умным, нужным и полезным нашему обществу. А что для этого нужно? Конечно, учиться, обогащать свои знания, расширять свой кругозор. С хорошими знаниями окончить школу, с любовью относиться к любому делу и вы всегда будете уважаемы окружающими вас людьми.

Итоги урока.

В конце нашего урока я хочу дать слово жюри. Каждая команда назовет ученика, который лучше всех работал на уроке. Объявляются оценки.

Ребята, спасибо всем за дружную работу, за то, что поддерживали друг друга, активно помогали мне.