Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3-й класс (1–4) по программе М.И. Моро

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закреплять знания, полученные на уроке;
  • совершенствовать умения решать составные задачи;
  • развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически - мыслить, обогащать математическую речь;
  • развивать познавательную активность, мышление.

Ход урока

  1. Настраивание на урок. Девиз урока.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!

  1. Устный счёт.

Но любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.

1. Зашифрованное слово.

- Угадайте зашифрованное слово. На доске:

  • 13 х 3 =
  • 84 : 2 =
  • 8 х 6 =
  • 4 х 20 =
  • 48 : 12 =
80 39 4 42 48
Х С У П Е
  • Расположите ответы в порядке возрастания.
  • Какое слово у вас получилось? (успех)
  • Что нужно для достижения успеха?
  • Я желаю вам успеха на урок!

2. Задачи в стихах.

В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)

Принесла коза для деток
Со двора шестнадцать веток,
Положила на пол Х.
Как делить на четверых? (16 : 4 = 4)

Три весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи. (5 х 3 = 15)

К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (7 х (3 + 3) = 42)

3. Кроссворд.

  1. Как называется выражение 30 – 8?
  2. На какое число надо умножить 45, чтобы получилось 90?
  3. Чему равно произведение чисел 20 и 2?
  4. Сколько получится, если 90 : 30?
  5. Сколько минут в 1 часе?
  6. Сколько получится, если 96 уменьшить на 91?
  7. Делитель умножу на частное, получу…?
  8. Что нужно найти в этом уравнении 30 – Х = 18?
  9. Как называются числа 2, 4, 6, 8,…?
  10. Делимое разделю на частное, получу…?
  11. Сколько месяцев в году?

III. Новая тема.

- Какая же тема нашего урока? Сегодня на уроке мы будем закреплять знания, полученные на уроках, развивать вычислительные навыки, решать задач, умение сравнивать. Тема нашего урока: Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком.

Решение уравнений.

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Повторим решение уравнений:

  • Х : 23 = 4; 
  • Х х 14 = 84

IV. Физкультминутка.

Под музыку дети выполняют разминку.

Деление с остатком.

- Откроем учебник на странице 33 № 16.

  • 36 : 7 = 5 (ост. 1)
  • 44 : 5 = 8 (ост. 4)
  • 60 : 8 = 7 (ост. 4)
  • 80 : 12 = 6 (ост. 8)
  • 44 : 18 = 2 (ост. 8)

- При решение примеров с остатком, что надо помнить? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя).

V. Решение задачи.

- Срочно отгадайте ребус.

ЗА
ЧА
ДА (задача).

- Правильно! Сейчас мы будем решать задачу. Отгадайте, про что будем решать задачу?

Две сестрицы летом зелёные,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина).

- Мы будем решать задачу про смородину. (Страница 34 № 27). Читаем задачу.

- Кто сможет рассказать задачу? Какие величины выделим для краткой записи?

  • Собрала – 8к. по 3 кг/?
  • Сварила – 14 кг
  • Осталось - ?
  1. Сколько килограммов смородины собрала мама? (мы не знаем).
  2. Из скольких килограммов она сварила варенье? (из 14 килограммов).
  3. Что спрашивается в задаче? (Сколько килограммов смородины осталось?)
  4. Посмотрите на краткую запись. Задача простая или составная?
  5. Сможем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
  6. Что мы не знаем? (Сколько мама собрала?)
  7. Сможем мы найти сколько килограммов смородины собрала мама? (да). Как? (3 Х 8 = 24кг. – собрала)

- А теперь, зная, сколько собрала, сколько пошло на варенье. Сможем ответить на главный вопрос задачи? Сколько осталось? (да).

- Как? (24 – 14 = 10 кг.) Запишем ответ: 10 килограммов смородины осталось.

VI. Минутка отдыха.

Разминка:

  1. Кто был ростом с пальчик?
  2. Последний месяц осени?
  3. Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16)
  4. Шёл человек в город и по дороге встретил трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
  5. Время года перед зимой? (осень)
  6. Наибольшее двузначное число? (99)
  7. Какой день следует за вторником? (среда)
  8. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (сестра)
  9. Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5)
  10. Названия компонентов при сложении? (1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма)

VII. Повторение.

Сравнение.

  • 7 м 8 дм … 78 дм
  • 6 дм 5 см … 7 дм
  • 95 см … 8 дм 9 см
  • 18 мм … 1 см 8 мм

Проверочная работа.

  • 1 – вариант стр. 33,  № 22 (1 строчка)
  • 2 – вариант стр. 33,  № 22 (2 строчка)

Логическая задача.

Зина, Лиза и Лариса вышивают. Одна девочка – листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Скажите, что вышивает каждая, если Лиза не вышивает листочки и птичек, а Лариса не вышивает листочки.

VIII. Самостоятельная работа.

Тетрадь Моро - страница 36, № 97.

IX. Итог урока.

  • Что мы повторили на уроке?
  • Чему научились?
  • Вернёмся к словам Ж.Ж. Руссо. Поразились, убедились ли вы, сегодня на уроке, как много и хорошо умеете, если постоянно работаете над собой. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению!