Мониторинг УМК вариативного начального образования

Разделы: Администрирование школы


Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими ценностями. Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования является вариативность первого звена школы.

Вариативность – новый принцип образования в РФ, который возник в период коренных общественных изменений в России в начале 90-х гг. прошлого столетия. Вариативность отражает принципы государственной политики в области образования, которые представлены в статье Закона РФ “Об образовании”: адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования.

Как справедливо отмечает Н.Ф. Виноградова: “Педагогическая общественность с оптимизмом приняла вариативность как принцип российской системы образования. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Но в реализации принципа вариативности не все оказалось простым и ясным. Главная трудность в том, что “массовый” учитель не готов к вариативному выбору, затрудняется в оценке предлагаемых педагогическим рынком программ, учебников, дидактических материалов. Этому еще предстоит учиться российскому учителю”.

Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель “Начальная школа 21 века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова), “Школа 2100” (научный руководитель академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), “Гармония” (научный руководитель профессор Н.Б. Истомина), система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Наша начальная школа работает в двух системах обучения:

  • в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
  • в традиционной системе обучения реализуем следующие УМК: “Школа 2100”, “Начальная школа 21 века”, “Гармония”, “Школа России”.

Следует отметить, что во всех УМК на данный момент сохранено единство и целостность.

Для оценки эффективности реализации заявленных учебно-методических комплексов в начальной школе осуществляется системный мониторинг, задачами которого являются:

  • разработка технологий и методик сбора информации,
  • сбор информации,
  • создание информационного банка,
  • обобщение, классификация и анализ информации,
  • выявление тенденций развития,
  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов,
  • выделение наиболее типичных признаков успеха,
  • выявление сферы распространения передового педагогического опыта.

Для плодотворной работы по УМК вариативного начального образования учителями нашего МО созданы временные творческие группы, руководителями которых являются наиболее опытные инициативные и творческие коллеги. По каждому реализуемому в школе УМК созданы эстетично оформленные папки, в которых собран весь информационно-аналитический материал.

Далее представлены материалы, которые помогают осуществлять разноаспектное отслеживание результативности реализации вариативного начального образования.

Реализация вариативного начального образования

УМК 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся
Школа 2100                
Начальная школа 21 века                
Гармония                
Школа России                
РО Л.В.Занкова                

Сводная таблица качества обучения по программам вариативного начального образования.

Программа/год 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Школа 2100        
Начальная школа 21 века        
Гармония        
Школа России        
РО Л.В.Занкова        

Рейтинговая таблица по итогам 2006/07 учебного года:

место УМК
1 Начальная школа 21 века (86%)
2 Школа 2100 (85%)
3 Гармония (84%)
4 Школа России (68%)

Рейтинговая таблица качества знаний по УМК “Школа 2100”:

Место класс % качества ФИО учителя
1      
2      
3      

Такие рейтинговые таблицы составляются по каждому УМК.

Также мы ведем отслеживание результативности обучения по каждому предмету в рамках вариативных УМК по годам обучения и по четвертям в течение учебного года, что позволяет выявить западающие темы, причины спада, затруднений педагогов и простроить соответствующую методическую работу.

Сводная таблица качества обученности по предметам

  2003\2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007
  Школа 2100 Школа России Школа 2100 Школа России Школа 2100 Начальная школа 21 века Школа России Школа 2100 Начальная школа 21 века Школа России Гармония
Рус.яз.                      
Рус.литер.                      
Матем.                      
Естествоз.                      

Сводная таблица качества знаний по УМК Школа 2100

Учебный предмет 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Рус.яз.        
Рус.литер.        
Матем.        
Естествоз.        

Такие сводные таблицы заполняются по всем УМК, реализуемым в начальной школе.

С целью отслеживания результативности работы педагогов МО учителей начальных классов составляется сводная таблица качества обучения по каждому учителю.

Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК

УМК ФИО учителя 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Школа 2100        
Начальная школа 21 века        
Гармония        
РО Занкова        
Школа России        

Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК.

УМК ФИО учителя 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Школа 2100     -      
Начальная школа 21 века            
Гармония            
Школа России            
РО Занкова            

Оснащение методическими рекомендациями, разъясняющими учителю концептуальные идеи УМК, позволяет рассматривать все системы обучения как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирование у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. Это одна из положительных тенденций в использовании разных методических систем в учебном процессе начальной школы.

В течение всего учебного года руководители творческих групп, созданных с учетом вариативных УМК, реализуемых в начальной школе, анализируют прохождение учебного материала и заполняют таблицы, записывая дидактические единицы по основным учебным предметам, вызывающим затруднения при изучении:

  Русский язык Математика
1 класс                
2класс                
3класс                
4класс

 

               

На основании собранного и проанализированного материала выстраивается работа временной творческой группы в частности и методического объединения учителей начальных классов в общем.

Таким образом, у заместителя директора по начальному образованию имеется общая достоверная картина реализации вариативных УМК, что позволяет повышать эффективность функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для этой системы решений.