Урок литературы в 7-м классе "Забыть или помнить?" (Тема войны в русской литературе)

Разделы: Литература


Тема: Забыть или помнить?

Цели:

  • помочь учащимся осознать, что война есть ужасное событие, которое нельзя забывать, которое может лишить человека человечности;
  • развивать умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
  • совершенствовать умение выразительно читать художественный текст;
  • «развивать то, что есть в душе» ( В.Непомнящий), продолжить формирование системы нравственных ценностей.

Оборудование урока:

  • портреты М.Шолохова, В.Быкова;
  • компьютер,
  • мультимедиа,
  • СД «История России. 20 век», «Литература»;
  • распечатки на каждой парте с фрагментами художественных текстов.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель (обращается к портретам на доске).
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и повестью В.В. Быкова « Круглянский мост». Оба эти произведения о войне. Нас с вами , как и авторов, в первую очередь волновали нравственные вопросы, связанные с поведением человека в такой ситуации. когда в нем способны развиваться как худшие, так и лучшие стороны его натуры.

Вопрос классу. Вспомните, как назывался урок знакомства с повестью «Круглянский мост».
(«Меня интересует, в первую очередь, не сама война… но, главным образом, «нравственный мир человека»)

Человек на войне. «Вечное» и «преходящее», доброта и человечность. Эти слова звучали на каждом уроке.

Проверка домашнего задания. Задан был вопрос: что говорят о человеке писатели, в чем пытаются нас убедить? В ответе использовать описание картины «Притча о слепых».

Ответ ученика. Оба автора , каждый по-своему, делятся с нами своими мыслями о вечных истинах. М.Шолохов говорит о силе добра и человечности, рассказывая о том, как «колесо истории» не пощадило Андрея Соколова, но не убило в нем человека. В.Быков в повести «Круглянский мост» опасается нравственной слепоты своих героев и хочет, чтобы люди прозрели духовно, сделали правильно свой нравственный выбор. Что может произойти с человеком, если наступит духовная слепота, ярко представил нам нидерландский художник Питер Брейгель на картине «Притча о слепых». «Вечное» - доброта и человечность – должно торжествовать. Вот что утверждают М.Шолохов и В. Быков.

Учитель. Сегодняшний урок – продолжение разговора о «вечном» и «преходящем» в жизни человека.

2. Определение темы, цели и постановка проблемы

А) Определение темы

Учитель. Предлагаю вам подумать и сформулировать тему нашего занятия самостоятельно.( Мотивирующий прием «яркое пятно»).

Задание классу (распечатки на партах): прочитайте выразительно отрывки из стихотворений, определите ключевые слова.

Константин Мамонтов.

Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай простреленного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины…
ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!  УЖЕЛИ МЫ ЗАБУДЕМ?

Юлия Друнина.

Я хочу забыть вас, полковчане,
Но на это не хватает сил,
Потому что мешковатый парень
Сердцем амбразуру заслонил,
Потому что полковое знамя
Раненая девушка несла –
Скромная толстушка из Рязани,
Из совсем обычного села.
Все забыть,
И только слушать песни,
И бродить часами на ветру,
Где же мой застенчивый ровесник,
Наш немногословный политрук.
Я хочу забыть свою пехоту.
Я забыть пехоту не могу.
Беларусь.
Горящие болота.
Мертвые шинели на снегу.

СД «История России. ХХ век». Фрагменты хроники войны.  «Партизаны» и «Бабий яр». (Приложение 1)

Задание классу: посмотрите хронику войны, соотнесите увиденное с ключевыми словами и сформулируйте тему урока в форме проблемного вопроса.

Тему записываем после обсуждения в тетрадь.

Б) Постановка проблемы и цели

Учитель.  Забыть или помнить? Такой вопрос ставили перед собой и В. Быков, и жители блокадного Ленинграда, и узники концлагерей, ставят те, кто никогда не видел войны. Тема урока определила и  проблему.

Что же мы должны с вами решить? Поставьте перед собой цель.

Ответы учеников.

3. Решение проблемы

А) Индивидуальные задания (информация, мини-сочинение, воспоминания)

Учитель. Каждое поколение решает для себя, что преходяще, а что – вечно. Забыть или помнить? Давайте обратимся к тем, кто был участником событий. Как бы они ответили на этот вопрос?

Задание классу: прослушайте выступления ребят и скажите, чем стала война для героев их рассказов.

1 ученик. Вот что рассказала Ольга Берггольц: «…От одного фонарного столба до другого…  Под фонарные столбы после обстрелов подтаскивали изуродованные трупы горожан. Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь устоять на ногах, и медленно опускались к их подножию, чтобы больше не встать…
Уже за Невской тропинку мою пересекала поперечная. И так случилось, что в ту минуту, когда я подошла к этому малому перекрестку, столкнулась я с женщиной, замотанной во множество платков, тащившей на санках гроб, собственно говоря, даже  не гроб, а что-то вроде  комодного ящика. Может быть, это даже и был комодный ящик, заколоченный сверху фанерой. Она тащила его, всем корпусом наклоняясь вперед, почти падая. Я остановилась, чтобы пропустить гроб, а она остановилась, чтобы пропустить меня, выпрямилась и глубоко вздохнула. Я шагнула, а она в это время  рванула саночки. Я опять стала. А ей уже не сдвинуть  с места санки: наверное, они наскочили на  какую - нибудь   выбоинку или бугор на тропинке, и стоят они прямо около моих ног. Она ненавидяще посмотрела на меня из своих платков и еле слышно крикнула:- Да ну, шагай!
И я перешагнула через гроб, а так как шаг пришлось сделать очень широкий, то почти упала назад и невольно села на ящик. Она вздохнула и села рядом.- Из города? – спросила она.

– Да
– Давно?
– Давно, часа три, пожалуй.
– Ну что там, мрут?
– Да .
– Бомбит?
– Сейчас нет. Обстреливает.
– И у нас тоже. Мрут и обстреливает.

… Потом мы встали, обе взялись за веревку ее санок и перетащили гроб через бугорок, на котором он остановился. Она молча кивнула мне. Я – ей. И опять, от столба к столбу, пошла к отцу. Встреча с женщиной, тащившей комодный ящик-гроб, и перекур с нею ничего не шевельнули во мне  тогда. Я только подумала: «Теперь не присяду  до завода Ленина. А у завода съем кусочек хлебца».
Только спустя время поэтесса напишет в своей книге «Дневные звезды» о ленинградской блокаде, о том, что ей такое НЕ ЗАБЫТЬ:
Тяжело идти среди сугробов:
спотыкаешься , едва бредешь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава…

2 ученик. Вегеря Петр Иванович – участник Великой Отечественной войны, наш подшефный ветеран. Награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Великой Отечественной войны.
Вот что он рассказал нам при нашей встрече: «В 1941 году мы жили на Украине, попали в оккупацию, освободили лишь в 1943 году. Всю мою жизнь  стоят перед глазами виселицы, которые никогда не были пустыми. Не было дня,  чтобы не раздавались крики, когда забирали близких и уводили на расстрел. Тогда  мне было страшно, но  я дал себе слово,  как только нас освободят (о смерти почему-то не думал), обязательно пойду на фронт, чтобы отомстить. В 16 лет после освобождения из оккупации пошел в истребительный батальон, затем переправили на Дальний Восток. Никогда не забуду я кровавых дней, слезы матерей. Этого никому не забыть».

3 ученик. Мы познакомились с повестью Василя Быкова «Круглянский мост», впереди и другие его произведения. Все они о войне, вернее о человеке на войне. И если бы  мне довелось самому спросить его: «Сможете ли вы забыть те годы, дни, минуты?»  Мне кажется, что он бы ответил так: « Многое мне пришлось пережить в эти годы. Голодные рыли окопы в августе 41, потом отступали с армией до Воронежа. Воевал командиром стрелкового взвода, взвода автоматчиков, взвода «сорокопяток». Был ранен дважды, лежал в госпиталях. Тяжело раненный под Кировоградом, чудом спасся. Выполз из хаты, которую через несколько минут раздавили немецкие танки.  Меня подобрали санитары другой части, а в полку посчитали погибшим. В 1944 году семья получила извещение, что командир Василь Быков погиб смертью храбрых. Долгое время на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших числилась и моя фамилия (узнал об этом  через несколько лет после войны). Никогда мне не забыть тех, с кем довелось мне воевать. Мои произведения – память им. Хочу, чтобы все  помнили о них, никогда не забывали о том, что они умирали за вас, за ваше будущее».

4 ученик. Андрей Соколов. Герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», на долю которого выпали суровые испытания: он воевал, был в плену, потерял близких. Как нам, читателям, не забыть его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, смертной тоской, что в них трудно смотреть», так и ему  не забыть и не простить себе свою невольную жестокость по отношению к жене в минуты прощания, не забыть тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся он в лагере, не забыть глубокой воронки на месте своего родного дома, не забыть своего убитого сына. Не забудет  и вытерпит, и преодолеет все на своем пути ради  того, чтобы вырастить приемного сына, который, повзрослев, как и он, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Вывод в тетрадь. Для них война – страшное и ужасное событие, которое нельзя забывать. Такие события бесследно пройти не могут. Гибнут близкие, рушатся надежды и мечты.

Учитель. Писатель В.Богомолов сказал: «Я убежден, что из-за войны в жизни персонажей моих рассказов, как и в жизни каждого человека, «что-то не состоялось».

Б) Обращение к современности

Учитель. Спустя десятилетия эта тема все еще остается актуальной. Ведь все еще звучат выстрелы на земле. Вопрос «забыть или помнить?» стоит и сейчас.

(Побуждающий диалог.  Учитель приводит примеры из жизни, а ученики должны привести  противоположные примеры).

Учитель

Врачи из разных стран мира
отправляются в горячие точки
планеты, чтобы спасти жизнь
незнакомым людям.
Молодые парни погибли в
Афганистане,  в Косово

Взрослые и дети до сих пор 
помогают найти пропавших
без вести во время войны,
ухаживают за неизвестными
могилами солдат.

Ученики школ города
участвуют в соревновании
за право нести Почетную
Вахту у Вечного Огня.

Ученики

Боевики и террористы
смело распоряжаются
жизнями мирных
жителей: своих и чужих.


А в Эстонии принято решение
снести памятник
советскому
воину-освободителю.

 

Группа подростков устроила
веселье на Мемориале.
У Вечного огня в Волгограде
ранили часового-школьника.

– Послушайте фрагмент интервью с юнармейцами нашего школьного отряда, который не раз становился лучшим в городе.

В) Вопрос: почему так происходит, что  руководит одними, а что – другими?

Г) Вспомните  героев М.Шолохова и В. Быкова. Какую позицию занимает каждый?

Андрей Соколов                                                       Крыжнев
Маслаков                                                                   Бритвин
Ляхович

Д) Продолжите мою мысль: Если человек теряет свое человеческое обличие. свой «нравственный стержень», ОН (способен превратить мир в мир Бритвиных, Крыжневых. И  тогда в их воле разбить и уничтожить землю, на которой мы живем. Они не понимают, не осознают, что сами превратили себя в страшных, безобразных слепцов. Их нельзя назвать людьми ).

Е) Ученическая презентация «Нам не дано забыть». (Приложение 2).

(Использование ресурсов Интернет. Данные о погибших в концлагерях, фотографии)

Учащиеся должны определить надпись на последнем слайде.

4. Творческая лаборатория. «Твой нравственный выбор»

При итоге учитель обращает внимание на иллюстрации учебника на странице 191.

5. Домашнее задание: стр. 190-191, вопрос 14 выполнить письменно.

Заключительное слово учителя. Каждый из вас сделал свой нравственный выбор, я думаю, правильный.
Надо помнить. Ну, а если вам пока трудно ответить  на  вопрос урока, то пусть  слова писателя Юлиуса Фучика  помогут вам в этом ( написаны на доске):
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых . Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно  защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме.
Я не хочу  также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня».