Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • определить основные тенденции развития СССР в 1945 – 1964 гг.; охарактеризовать последние годы правления И. Сталина и реформы Н.Хрущева, раскрыть причины отстранения Н. Хрущева от власти, используя новейшие мультимедийные и интерактивные технологии;
  • закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);
  • усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.

Тип урока: комбинированныИ.

Вид урока: урок-портрет эпохи (урок погружения в историю).

Основные понятия и термины: сверхдержава, восстановление, сталинизм, культ личности, “ленинградское дело”, “дело врачей”, “ждановщина”, космополитизм, “оттепель”, десталинизация, реабилитация, реформы Н.Хрущева.

Основные даты: 1946 р. – первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР; 1946-1947 гг. – засуха и голод; 1946-1951 гг. – четвертая пятилетка; 5 марта 1953 г. – смерть И.Сталина; 1953-1964 гг. – пребывание при власти Н.Хрущева; 1956 г. – ХХ съезд КПСС, критика “культа личности Сталина”.

Оборудование:

Учебник “Всемирная история. Новейшее время. 1939-2001 гг.” (авторы Ю.В.Бураков, Г.М.Кипаренко, С.П.Мовчан), настенная карта “СССР в 1950 – 1980-х гг.”, мультимедийные презентации урока, созданные с использованием программы Power Point 2003.

Оформление класса:

На стенах в классе размещены портреты Н.Хрущева, Л.Брежнева, карта “СССР в 1950 – 1980-х годах”, пионерский галстук, плакаты времен эпохи “застоя”. На учительском столе, накрытом скатертью, - тома собрания сочинений В.И.Ленина, радиола, грампластинки, советские монеты, старые семейные фотографии. На полу – половики, как в квартире-“хрущовке” советских времен.

Во время урока используется мультимедийный проектор. Учитель пользуется ноутбуком с подключенным звуковым вуфером.

Музыкальное оформление:

На перемене перед началом урока играют патриотические, пионерские и комсомольские песни времен 50-х годов.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Перед началом урока учащиеся при помощи цветного жребия распределяются на четыре группы.

ІІ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (5 минут).

Учитель: Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня мы с Вами начинаем изучение темы “Советский Союз и постсоветские страны”. Предлагаю вам записать название этой темы в своих тетрадях.

Используются слайды презентации “От сталинизма к “оттепели”.

Слайд № 1. Тема: “Советский Союз и постсоветские страны”.

Тема состоит из трех уроков изучения нового материала и урока тематического оценивания.

Что мы узнаем во время изучения этой темы?

У нас будут совсем необычные уроки – уроки погружения в эпоху. Мы попытаемся почувствовать то, что чувствовали ваши бабушки и дедушки, когда были совсем молодыми в годы правления Никиты Хрущева, попробуем поставить себя на место еще юных в период брежневского “застоя” ваших родителей, узнаем про то, как распалось могущественное государство – Советский Союз и как развиваются страны, возникшие на его руинах.

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (30 минут).

Учитель: Урок, с которого мы начинаем изучение данной темы, называется “СССР от сталинизма к “оттепели”. Давайте запишем его название.

Слайд № 2. Тема урока: “СССР от сталинизма к “оттепели” (1945-1964 гг.).

Учитель: В 1945 году закончилась самая трагическая для советского народа война. Каковы были ее последствия для Советского Союза? Давайте вспомним об этом, используя пункт “Послевоенная разруха в стране” параграфа 17.

Предлагаю вам работать над текстом этого пункта всей группой, выделяя основные последствия войны. Даю вам на выполнения этого задания три минуты.

Задания выполняются в группах с использованием метода “Круг идей”. Когда группы завершили выполнение задания и готовы предоставить свою информацию, учитель просит каждую группу по очереди предоставить лишь один аспект, который они обговаривали. Продолжая по кругу, учитель опрашивает каждую группу по очереди, пока не исчерпаются все ответы.

После завершения выполнения задания учитель предлагает сделать выводы:

Уважаемые друзья, сделайте, пожалуйста, выводы, охарактеризовав последствия этой войны для СССР двумя-тремя предложениями.

Ответы учащихся. Оценивание ответов.

Учитель: Мы на уроках по истории Украины уже говорили с вами про восстановление народного хозяйства в СССР. Давайте вспомним основные особенности восстановительного периода. Сделаем это, используя метод мозгового штурма. Запомните его основные правила:

А. Говорите все, что придет вам в голову.

Б. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.

В. Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что правила мозгового штурма находятся и на плакате в классе.

Учитель: При выполнении этого задания вы можете пользоваться пунктом “Восстановление хозяйства” параграфа 17.

Путем использования интерактивной методики “Мозговой штурм” учащиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода.

После окончания выполнения задания учитель благодарит учащихся за работу.

Учитель делает выводы:

Как вы видите, результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой – цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения.

Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.

На экране появляется слайд № 3.

Слайд № 3. Портрет И. Сталина. Слово “сталинизм”.

Учитель предлагает учащимся объяснить понятие “сталинизм”.

Ответы учащихся. Оценивание ответов.

Учитель: Как вы думаете, изменилась ли власть И. Сталина в результате победы советского народа в войне?

Учащиеся отвечают, указывая на укрепление власти Сталина. Оценивание ответов.

Учитель: Да, действительно, произошло укрепление власти Йосифа Сталина. Происходила дальнейшая централизация государственного управления, увеличение государственного аппарата, сворачивание любой самостоятельности на местах (хотя в 1946 году прошли первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР, их результат был уже заранее известен – депутатские места заняли выдвиженцы Коммунистической партии). Продолжались репрессии против военнопленных и репатриированных. Про усиление репрессий говорили и “ленинградское дело”, “дело врачей”, борьба с космополитизмом, усиление идеологического давления – ждановщина.

Слайд № 4.

Во время рассказа учителя на доске появляются слова и словосочетания:

Выборы.

Репрессии.

“Ленинградское дело”.

“Дело врачей”.

“Борьба с космополитизмом”.

Усиление идеологического давления – “ждановщина”.

Учитель: 5 марта 1953 г. умер И. Сталин. В стране сразу начинается борьба за власть между секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым, главой Совета Министров Г.Маленковым и главой Министерства внутренних дел Л. БериеИ. В результате борьбы между этими политическими деятелями к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев.

Слайд № 5-7.

Во время рассказа учителя на доске появляется схема: слово “власть” и портреты Н. Хрущева, Г. Маленкова и Л. Берии.

Приход к власти Хрущева стал началом процесса, который вскоре получил название “оттепель”.

Скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово “оттепель”?

Слайд № 8.

Рисунок “Оттепель”.

В данном случае оттепелью называли попытку либерализации общественно-политической жизни, проведения значительных социально-экономических реформ.

Давайте запишем это определение в ваши тетради.

Слайд № 9.

Процесс “оттепели” - попытка либерализации общественно-политической жизни, проведения значительных социально-экономических реформ.

Забегая вперед, хочется вспомнить историю создания надгробного памятника Н.С.Хрущеву известным российским скульптором Эрнестом Неизвестным, который, создав его из белого и черного мрамора, сказал: “Я так и не понял, чего в нем было больше: белого или черного…”.

Слайд № 10.

Надгробный памятник Н.С. Хрущеву.

Чего же более было в этом человеке: белого или черного? Давайте попытаемся сегодня это выяснить.

14 февраля 1956 года открылся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина, раскрыв его преступления против советского народа.

Как вы думаете, почему Хрущев пошел на осуждение культа личности? Это была историческая необходимость или Хрущев преследовал личные цели?

Ответы учащихся. Оценивание ответов.

Как вы думаете, какой была реакция общества на ХХ съезд КПСС?

Во время ответов учащихся на данный вопрос учитель подводит их к проведению дискуссии. Оценивание учащихся.

Учитель: Уважаемые друзья! Хрущев осуществил попытки провести целый ряд экономических реформ. Предлагаю вам сейчас выяснить, в чем была их сущность и каковы были их последствия. Прошу вас открыть пункт “Попытки экономических реформ” параграфа 18. На ваших столах находятся листы с формой таблицы “Экономические реформы Хрущева”. Попытайтесь, пользуясь текстом учебника, вписать в эти таблицы позитивные и негативные последствия реформ Никиты Сергеевича.

Работа в группах.

После окончания работы учитель предлагает выйти к доске двух учащихся – представителей разных групп. С использованием дискуссионных элементов и элементов интерактивной методики “Круг идей” проводится выявление позитивных и негативных последствий реформ Никиты Хрущева.

Оценивание учащихся.

Учитель: Вот и смогли мы ответить на наш проблемный вопрос. Но каждый из нас составит свою точку зрения в отношении деятельности Никиты Сергеевича Хрущева – очень неординарного человека, во время нахождения при власти которого в космос полетел первый человек и осваивалась целина, улучшились отношения с США и бездумно внедрялась в сельское хозяйство кукуруза, человека, который, выступая в ООН, в раздражении стучал по трибуне своим снятой туфлей, человека, который первым выдвинул лозунг: “Догоним и перегоним Америку!”.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.

Слайд № 11.

Портрет Н.С.Хрущева и Ю.А.Гагарина. Фотография космического корабля.

Слайд № 12.

Плакат “Поднимай целину!”

Слайд № 13.

Изображение кукурузы.

Слайд № 14.

Фотография – Хрущев на трибуне в ООН и соответствующая карикатура.

Слайд № 15.

Лозунг: “Догоним и перегоним Америку!”.

ІV. ИТОГИ УРОКА (5 минут).

Учитель: Как вы видите, попытка Н.С.Хрущева модернизировать тоталитарную систему не удалась. На октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году в результате заговора партийно-государственного аппарата Никита Хрущев был снят со своей должности и отправлен на пенсию. Его место занял один из организаторов заговора – Леонид Ильич Брежнев. Период “оттепели” закончился.

Про следующий период в истории СССР мы поговорим на следующем уроке.

Слайд № 16.

Портрет Л.И. Брежнева.

Учитель: Прошу вас записать домашнее задание.

Слайд № 17.

Домашнее задание: Прочитать параграфы 17, 18. Выяснить, что означает термин “диссидентство”.

При наличии времени учитель предлагает ученикам охарактеризовать правление Н.С. Хрущева путем составления стихотворения методом “синквейн”.