Об организации работы Службы педагогического аудита гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга

Разделы: Администрирование школы


Эта служба успешно работает в нашей Гимназии уже более 5 лет. Необходимость решения новых задач повышения качества образования на школьном уровне, постепенный переход к Единому Государственному Экзамену в рамках проведения школьной реформы, потребовали выработки ряда новых подходов, а также организации отдельной службы в структуре общешкольной службы сопровождения “Учитель”. Так в 2002 году по решению руководства Гимназии № 56 Санкт-Петербурга и была создана Служба педагогического аудита.

Цель деятельности службы – подготовка учеников к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, проведение независимой экспертизы знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормативными требованиями и анализ полученных данных; индивидуальные консультации с учителями, руководителями методических и цикловых объединений по результатам тестирования.

Задачами службы являются:

  1. Осуществление независимого контроля за состоянием преподавания предметов;
  2. Преодоление психологического барьера у учителей и выработка навыков у учащихся выполнять срезовые, контрольные работы и проходить итоговую аттестацию в форме тестов.
  3. Помощь в непрерывном повышении профессионального уровня учителей и выявление трудностей в преподавании предметов различными преподавателями;
  4. Контроль за уровнем преподавания и ростом профессиональной деятельности учителей;
  5. Определение сроков проведения диагностических контрольных работ и тестирования по различным предметам.
  6. Подбор тестов и диагностических контрольных работ на основе тематического планирования прохождения материала.
  7. Помощь методистам в определении основных направлений индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов педагогического аудита;
  8. Проведение педагогического аудита с использованием разнообразных форм и методов;
  9. Выработка организационно-методических рекомендаций, направленных на устранение выявленных в результате анализа результатов проводимого педагогического аудита недостатков в учебном процессе.

Теперь поговорим об этом несколько подробнее.

Традиционно учителя обучают учащихся, составляют контрольные работы, проверяют их выполнение. Как выяснить, объективны ли отметки и отражают ли они действительный уровень знаний?

Для этого нужен независимый объективный контроль. Таким образом, независимое инспектирование – одно из основных направлений в работе Службы педагогического аудита. Оно дает возможность проследить уровень подготовки учащихся по различным предметам в течение всего учебного года. Кроме того, оно позволяет своевременно обнаружить и устранить погрешности в методике и качестве преподавания.

В целом работу Службы педагогического аудита Гимназии № 56 можно разделить на три основных направления:

  • 1 направление – подготовка, согласование;
  • 2 направление – процедура тестирования;
  • 3 направление – аналитическая работа и работа по результату.

Первое направление:

  • в конце учебного года вырабатывается концепция проведения тестирования на учебный год;
  • проводятся консультации с методистами, фиксируются и обсуждаются их предложения по проведению предметного тестирования в определенных классах с учетом тематического планирования и новых нерешенных проблем;
  • составляется план аудита на год;
  • с учебной частью согласовывается количество административных тестирований;
  • в начале нового учебного года план корректируется и определяется график тестирования на четверть и на текущий месяц;
  • темы согласовываются с руководителями методических объединений, определяется время проведения тестирования (на весь урок, 20 минут и т.д.);
  • назначаются даты тестирования;
  • перед проведением тестирования проходят собеседования с учителями, классы которых будут тестироваться;
  • административные тесты проводятся одновременно в целой параллели на определенном уроке (это требует согласования в расписании, поэтому руководитель Службы педагогического аудита работает в тесном контакте с заместителем директора по учебной работе).
  • Второе направление:
  • разработка четкой процедуры проведения тестирования;
  • создание рекомендаций, памяток для учителей, учеников, родителей;
  • анализ затруднений, ошибок, неточностей в процедурных вопросах и работа над их устранением;
  • консультации со специалистами школьного психолого-педагогического центра. Третье направление:

Подведение итогов тестирования, анализ и обсуждение результатов с учителями-предметниками, руководителями методических объединений, руководителями цикловых объединений, классными руководителями, учебной частью. По результатам работы создаются рекомендации учителю по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся, рекомендации классному руководителю по работе с родителями, определяются дальнейшие направления совместной работы Службы педагогического аудита и учебной части.

Особенно в первые годы появления службы при проведении тестирования возникали трудности психологического характера, то есть появлялся психологический барьер у учителей. Все мы понимаем, что присутствие независимого контролера не может не вызвать негативную реакцию. Первая мысль, приходящая в голову учителя, - что проверяют не знания детей, а его профессионализм. Поэтому большое значение имеет предварительная работа с педагогами, цель которой – провести разъяснительную работу, успокоить учителя, заверить его, что главное – это не найти промахи в его работе, а помочь ему обнаружить и восполнить пробелы в знаниях учащихся по определенным темам или разделам.

Одним из основных условий успешного проведения педагогического аудита является конфиденциальность. Даже при неблагоприятных результатах проведенного тестирования соблюдается секретность и на совещаниях методических объединений говорится только о тенденциях, но не о конкретных результатах. Это снимает напряженность в отношениях учителя и аудитора.

Начинать работу пришлось с подбора материала, посещения многих книжных магазинов. Были закуплены тесты издательств “Дрофа”, “Просвещение”. Для удобства приобретения сборников тестов для учителей и учеников на первом этаже Гимназии в течение года работал книжный киоск.

Работа руководителя службы педагогического аудита проводилась и проводится в тесном сотрудничестве с руководителями цикловых объединений, руководителями методических объединений (методистами). Совместно с ними осуществляется подбор тестов.

Педагогический аудит помогает методистам Гимназии в определении основных направлений индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов. Тесный контакт необходим и с секретарем аттестационной комиссии. Результаты тестирования учитываются при проведении аттестации учителей, так как являются дополнительным материалом, характеризующим успешность педагогической деятельности.

Теперь подробнее о практической стороне организации процесса аудита, проводимого в Гимназии.

Как уже упоминалось, в начале учебного года корректируется план аудита на весь учебный год, вырабатывается концепция проведения тестирования по всем предметам, вынесенным на ЕГЭ (русский язык, английский язык, информатика, история, биология) и составляется график генерального планирования.

Приведу несколько примеров практического использования результатов, полученных при проведении педагогического аудита.

Преподавание 2-х предметов вызывало беспокойство: история с 5 по 11 класс и английский язык в начальной школе. В генеральный план был включен и третий предмет – математика с 1 по 11 класс.

История была выбрана для тестирования, так как в преподавании этого предмета периодически возникают проблемы, связанные с дефицитом специалистов по этому предмету. Очень своеобразный учитель пришел работать в Гимназию. Ему нравится предмет, он знает материал, но он слабо знаком с методической стороной преподавания. По результатам тестов в старших классах, в которых он преподавал, ему грозило увольнение, но учитель был сохранен. В настоящее время он успешно преподает в средней школе. То есть, педагогический аудит помогает в правильной расстановке кадров.

В начальной школе вызывало беспокойство преподавание английского языка. Группа учителей работает только в начальной школе. Отметки по данному предмету были достаточно высокими, а при переходе в среднюю школу средний балл по классам резко падал. В результате тестирования было определено расхождение между четвертными, годовыми отметками и отметками по независимым тестам. И хотя мы понимаем, что в начальных классах детей необходимо поощрять, все-таки учеников надо готовить к безболезненному переходу в среднюю школу, сохраняя преемственность и при выставлении отметок. Методист по английскому языку регулярно работает с учителями начальной школы, используя результаты проводимого тестирования.

Качество преподавания естественно-научных дисциплин всегда считалось сильной стороной Гимназии. Чтобы удостовериться, соответствует ли это действительности, было решено внести в генеральный план тестирования математику. Результаты независимого тестирования практически совпали с четвертными и годовыми отметками по данному предмету.

Ежемесячно составляется план на основе тематического планирования с учетом графика генерального планирования.

На данном этапе подбираются тесты и диагностические контрольные работы на основе тематического планирования прохождения материала. Далее следует согласование содержания тестов с руководителями цикловых объединений, руководителями методических объединений, собеседование с учителями, корректировка материалов.

Анализ проведенных тестов дает возможность получить обратную связь с учителем, выяснить уровень успеваемости и качество преподавания. Обсуждение результатов анализа тестирования происходит с председателями цикловых и методических объединений, учителями – предметниками, выявляются наиболее уязвимые места в структуре и объеме знаний учащихся, предупреждаются регулярно встречающиеся ошибки.

Отслеживание результатов за месяц происходит благодаря накоплению результатов по проведенным тестам. Осуществляется сопоставление среднего балла по тесту данного класса со средними оценками за четверть, полугодие, в отдельную графу выносятся №№ заданий, которые представляли трудности для учащихся. Очевидно, что правила оформления в Гимназии едины. Поэтому административные тестирования проводятся на бланках последнего года ЕГЭ.

Последние несколько лет итоговая аттестация в выпускных (9 и 11) и переводных

(7 и 10) классах Гимназии проводится в форме тестов, строго исходя из положения о проведении ЕГЭ.

Для этого:

  • разработаны и утверждены требования к экзаменационному материалу;
  • проводится тщательная проверка выполнения программ в выпускных классах;
  • изучаются профессиональные интересы учащихся 9 и 11 классов;
  • регулярно проводятся консультации выпускников и учителей выпускных классов по вопросам подготовки к итоговой аттестации.

Тренировки в выполнении тестов позволяют учащимся в ходе сдачи выпускных экзаменов в формате ЕГЭ реально повысить балл. Зная типы заданий, правила оформления, ученик практически не тратит время на изучение инструкции по работе, кроме того, он психологически готов к успешной сдаче экзаменов. А выработка навыков выполнения срезовых и контрольных работ в такой же форме начинается уже с первого класса.

На сегодняшний день положительный эффект от созданной новой Службы в нашей Гимназии стал достаточно очевиден, а деятельность педагогического аудитора находит понимание среди педагогов и учеников.