Интегрированный урок (литература + ИЗО) "Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.
  2. Воспитательная: Приобщение учащихся к духовным ценностям, воспитание чувства прекрасного.
  3. Развивающая: Развитие творчества, личностного отношения к изображаемому в литературе и живописи.

Тип урока: интегрированный

Оформление: репродукции картин с изображением Богоматери; выставка литературы по тематике;

Словарная работа:

  • икона
  • апокриф
  • изограф
  • иконописец, богомаз
  • литургия
  • фреска
  • нимб
  • мафория

Подготовительный этап: экскурсия в храм, заучивание наизусть стихотворений, доклады и сообщения, опережающее домашнее задание по группам.

Эпиграф: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. ( Евангелие от Иоанна).

1. Вступительное слово учителя литературы.

Слово – это Все, чем живет человек, да и человечество. В Слове человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные “проклятые” вопросы. В Слове же он находил ответы.

В слове человек выражает свою внутреннюю жизнь, деятельность и настроение.

Слово – это дар величайший, которым Господь наградил человека, чем и отличил его от бессловесных существ.

Слово, как молния, выходит из человеческих уст, в среду людей, или приносит величайшую пользу окружающим нас, или же причиняет огромный вред.

Слово – это исток, начало Дела. Для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешенье оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало Любовь – все то же Слово, и особенно Слово христианское.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картины, вдумайтесь в слова эпиграфов к уроку и скажите, о чем мы с вами будем говорить?

Ученики: О слове, о боге, о вере.

Учитель: Верно. Значит, урок наш сегодня необычный, а значит, и слова будут необычные. Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа в группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать, Божья Матерь, икона, молитва, Отец Небесный, Лик, скорбный, тревожный, одаренный надеждой, добро, красота, обрести, роптать и т.д.)

Учитель записывает слова на доске.

- Эти слова мы будет использовать сегодня на уроке.

2.Беседа о храме. Учитель изобразительного искусства.

Учитель: А где, ребята, можно встретиться с Богом?

Ученики: В храме, церкви, соборе.

Учитель: Что же такое храм? Почему люди идут в храм?

Ученики: Храм – место, где человек общается с Богом…

Чтение стихотворения учеником:

“Кто я? Откуда я пришел?
Куда я ухожу,
На этом свете что нашел
И чем я дорожу?
Что делать мне с душой моей
Коль мучится она,
И просто с жизнею своей
Какая мне дана?

Учитель: Для большинства современных людей храм-церковь представляется чем-то загадочным и непонятным. Между тем в архитектуре храма, в его внутреннем убранстве отразилась история христианства.

Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм.

Что же мы с вами там увидим?

Ученики: Иконы, святых, свечи…

Учитель: А что такое икона?

Слово “икона” по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета. У нее свое содержание, свой “язык”, свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о вечном.

Посмотрите внимательно на изображения, есть ли на них что-то общее?

(Работа с иллюстрациями)

Ученики: Изображена Богоматерь.

Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о Богоматери и создадим ее изображение.

Искони Богородица считается покровительницей Руси. Во время нашествия врагов ее молили о победе и мире. Девушки обращались к Ней с просьбами помочь в замужестве, избежать сватовства за нелюбимого, даровать чадородие.

Изображений Богородицы очень много. Но мы сегодня обратимся к одной из них – Владимирской. Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине.

Учитель: Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?

Ученики: Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках.

Учитель: Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребенком. Но на иконе Богоматерь с Христом.

Как вы определили, что здесь не простые люди, а святые?

Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головами (нимбам).

Одежда Христа светлая, как бы струящаяся золотым сиянием – это тоже знак Божественного. Богоматерь изображается в темно-вишневом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик Богоматери, тоже особый иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы.

Один искусствовед так написал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына”.

3. Учитель литературы.

Слово учителя: Биография Владимирской Богоматери удивительна, как и ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей.

Если бы она могла также говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, о трагических, и печальных, и торжественных…

Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: “…будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира…” Но – увы! – уста Владимирской плотно сомкнуты, и мы должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни.

- Что же нам известно об истории знаменитой иконы?

(Сообщение учащегося, приложение 1.)

Чтение и анализ стихотворения “Владимирская Богоматерь”.

Учитель: Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932) увидел икону в Московском музее. Тогда ее только недавно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.

Прочитаем стихотворение поэта “Владимирская Богоматерь” и подумаем: как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи? (стихотворение читает учитель под музыку “Аве Мария”).

Какое впечатление произвела икона на автора? В каких словах это выражено?

Ученики: “Немею….Нет ни сил , ни слов на языке”. Он заворожен, удивлен настолько, что не может найти слова, чтобы объяснить свое чувство.

Учитель: На что большее вниманье обращает автор: на описание внешности, или что-то другое?

Ученики: На чувства матери и ребенка.

Учитель: Почему “Лик каждый миг меняет выраженье” и на лице Богоматери запечатлено скорбное волненье?

Ученики: Может быть, Царица небесная уже заранее знает, что предстоит испытать ее Сыну. Она растрогана лаской младенца.

Учитель: О каких “злых днях гонения икон” говорит автор?

Ученики: В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела “в костре самосожжений посреди обломков и руин”.

Учитель: О чем идет речь в строках: “Ты, покинув обреченный Киев,

Унесла великокняжий стол.

И ушла с Андреем в Боголюбов…”?

(Сообщение ученика, приложение 2.)

Учитель: Кто такой Хромец Железный, о котором идет речь в произведении? (Сообщение ученика, приложение 6).

Учитель: Что значит “слепой народ в годину гнева отдал сам ключи своих твердынь”?

Когда в 1917 году к власти пришли большевики, начались гонения на православие. Большевики грабили и уничтожали храмы, вместо церквей открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на каторги и ссылки, или даже расстреливались. Произошла подмена жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие.

Учитель: Почему Владимирская Богоматерь названа Ликом самой России?

Ученики: Потому что она вместе с русским народом прошла весь исторический путь. В самые трудные минуты русский человек вспоминал о ней и просил помощи.

Учитель: И поэтому она названа “ Откровеньем чистой красоты”.

Какова же основная мысль данного стихотворения? Что хотел сказать автор этого произведения?

Ученики: Можно сказать, что это гимн, воспевающий Царицу Небесную. Автор говорит о том, что русский человек не может прожить без веры, что вера, православие – это фундамент, на котором стоит наша земля российская.

Учитель: Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия человечество снова возвращается к вере. Рубеж веков как обычно характеризуется разными катаклизмами, страшными событиями. В наш железный 21 век страшно то, что человек перестает узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей и родителей. В 1851 году русский поэт Федор Тютчев написал стихотворение “Наш век”. Послушаем и попытаемся определить актуальность его темы. (Чтение и анализ стихотворения Ф.Тютчева “Наш век”, приложение 4, читает ученик).

Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, а как человек общается с Богом?

Ученики: С помощью молитвы

Учитель: Есть молитвы, с помощью которой человек просит о своем здоровье, о душевном успокоении, об успокоении души усопших и т.д. Но есть одна молитва, самая главная, которую знает каждый верующий человек. Это удивительная по своей силе и красоте молитва “Отче наш”. Дома вам было задано сравнить эту молитву и стихотворения, в основу которых положена эта молитва. (Ответы по группам, сравниваются стихотворения А.С.Пушкина и А.Фета, приложение 3).

Учитель: Какой вывод?

Очень светло и красиво. Но все же есть разница. А.С.Пушкину и Фету удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание этой молитвы и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу, тем самым введя особую авторскую интонацию в произведение. Поэтому молитва “Отче наш” мы относим к религиозной литературе, а стихотворения поэтов к произведениям светской литературы, в которых использованы религиозные мотивы. Но следует отметить. Что такие светлые, чистые, пронзительно добрые стихи моли быть написаны только глубоко верующими людьми. И эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям, жизни.

Учитель: Сегодня вновь человек обратил свой взор в Храм Божий, строятся новые храмы, реставрируются старые церкви, часто по телевидению слышим речь священника. Мировая цивилизация не заменила духовную пищу. Все есть у человека: хороший дом, машина, богатые украшения…Но если нет в душе веры – нет у него и счастья. Только вера питала и будет питать жизнь православного человека. И только через молитву он найдет успокоение своей мечущейся неспокойной души.

(Чтение стихотворения наизусть А.Майкова “Зачем средь общего волнения и шума…”, приложение 4, затем зажигается свеча.)

(Музыкальное исполнение “Молитвы” М.ЮЛермонтова ,исполняет ученица 10 класса.)

Домашнее задание на выбор:

  1. Выучить предложенные учителем или на свой выбор стихи на религиозные мотивы.( приложение 4.)
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Почему людям нужна вера?”

4. Учитель изобразительного искусства.

Древнерусская живопись сохранила нам немногие имена художников. Искусство Средневековья на Руси безымянно, анонимно. Бессчетное число храмов, икон. Фресок и как подарок нам, потомкам, вдруг мелькнет в летописях имя мастера. А рядом “сотоварищи”. О каких же мастерах дошла молва до наших времен?

(Сообщения об иконописцах, приложение 5.)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать из прослушанных сообщений?

Ученики: Иконы почитались драгоценностью. Изображали на иконах сюжеты из жизни Христа.

Учитель: Похожи ли иконы на другие картины художников?

Ученики: Нет, не похожи.

Учитель: Они изображались по определенным канонам, т. е. правилам.

Иконопись – искусство символическое. Символичны здесь, как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того, что она изображает легендарное событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее истинное содержание.

В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства цвета и света.

Композиция - особенно сильная сторона древнерусских икон. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится небо, а внизу обычно обозначалась земля. Иногда под ней – преисподняя.

Гамма красок древнерусской живописи обширна. Наряду с чистыми открытыми цветами было множество промежуточных.

И сегодня в ваших изображениях пусть краски светятся, сияют, звенят, поют. Потому что мы выполняем не просто рисунок, а хотим показать чувства.

5. Практическая часть.

Изображение Богоматери с сыном.

На столах у детей заранее подготовленные листы бумаги с фоном, имитирующим дерево.

6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Вывод, заключительные слова к уроку:

Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди и пристально глядят в проникновенные глаза той, что столько вместила в своем скорбном и проницательном взоре.

Любуясь невыразимо прекрасным ликом, созданным гениальным творцом, припоминая бесчисленные события истории – трагические и возвышенные – вспомним сказанное поэтом: “Образ твой, над Русью вознесенный, в тьме веков указывал нам след”.

Литература.

  1. Осетров Е. Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Энциклопедия православной святости. – М.: Издательство “Лик пресс”, 1997.
  3. Наука и религия, № 4, 1998.
  4. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. М.: МАИК “Наука”, 1997.