Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
  2. развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
  3. воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».

Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», запись эпиграфа на доске.

Ход урока

«Мы в ответе за тех, кого приручили»
А. де Сент-Экзюпери

Урок начинаю с чтения отрывка из произведения Антуана де Сент-Экзюкери «Маленький принц».

- Прочитайте еще раз слова Маленького принца. Они и будут являться ключом к нашему уроку.

- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?

- Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте отрывки из рассказа, которые подходят к иллюстрациям.

- Что вы хотели выделить, подчеркнуть, отметить? (выборочное чтение, устное высказывание).

- Объясните такие слова:

«Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

- Как вы их понимаете?

- А кто прочитает?

- Кто теперь дороже всех для Кусаки?

- Почему? Что смогла сделать Леля?

- Почему же не сразу откликнулась на ее ласку собака? (прошлая жизнь пса).

Выборочное чтение.

- Когда Кусаку обманули впервые?

- Осталась ли после этого капля доверия у собаки?

- Хотелось ей найти хозяина, настоящего, заботливого?

- Слово «бескорыстно» о чем-то говорит вам?

- Почему собака обидела Лелю и ВТО же время ревниво охраняла сон девочки и ее близких?

- Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?

- Как они назвали собаку?

- А можно было назвать ее по-другому? Физминутка.

- Итак, собака испытывает счастье и радость от приручения. Она нашла хозяев, они ей нужны, она их любит.

- Как Кусака пытается показать свою привязанность и доверие?

- Кем она является для дачников? Можно ли назвать это настоящей любовью?

- Возможно, что Леля по-настоящему привязалась к собаке, любит ее?

- Прочитайте диалог - разговор Лели с матерью.

- Какие выводы можно сделать после прослушивания? (Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор говорит об этом? 3 раза)

- Какова ее интонация?

- Заплакала она или нет? Почему?

- Что является главным для матери и Лели?

- Кем они собираются заменить Кусаку?

- Что забыла сделать девочка?

- О чем говорит вам образ дурачка Илюши? Можно ли «провести ниточку» от собаки к этому человеку?

- Что сходного в их судьбе?

- Назовите самый драматический момент в рассказе?

- Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?

- какой герой незримо и присутствует в рассказе и помогает понять переживания собаки? (природа).

- Выберите слова, характеризующие обитателей дачи, (на доске записано).

Милосердие
Гуманность
Понимание боли и счастья другого существа
Жалость
Сострадание
Безразличие
Предательство
Черствость души, равнодушие
Мягкотелость
Неуважение достоинства другого

- А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?

- Можете ли вы понять слова А.Сент-Экзюпери? И как?

Заключение.

- Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.

- Какие книги вы уже читали?

- О каких героях-животных можно вспомнить?

Домашнее задание:

1. Напишите сочинение от имени Кусаки, о его душевных переживаниях;

2. Прочитайте одну из книг из рекомендательного списка.