Техника безопасности. История развития вычислительной техники. Назначение устройств компьютера. Компьютер в жизни человека

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Обучающие
  • формирование знаний о назначении основных устройств компьютера;
  • об использовании компьютера в жизни человека;
  • об истории развития вычислительной техники.
  • Развивающие
  • развитие познавательного интереса, памяти и внимания при изучении нового материала;
  • развитие воображения и логического мышления при выполнении творческих заданий.
  • Воспитательные
  • воспитание умения работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке.

Задачи урока:

  1. Повторить правила поведения в компьютерном классе.
  2. Повторить основные устройства компьютера.
  3. Познакомить с историей развития вычислительной техники.
  4. Сформировать представление о назначении устройств компьютера и его применении в жизни человека.
  5. Закрепить полученные знания.

Тип урока: урок повторения и изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические.

Межпредметные связи: математика.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • электронный учебник “Мир информатики”,
  • презентация “Основные устройства компьютера” (приложение1),
  • презентация “История вычислительной техники”,
  • магнитная доска,
  • распечатки с заданиями для учащихся,
  • шаблоны красного и зеленого цветов,
  • листочки красного,
  • зеленого и коричневого цветов.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
  3. Постановка целей и задач – 1 мин.
  4. Разминка – 1 мин.
  5. Изучение нового материала, работа в группах – 20 мин.
  6. Контроль усвоения полученных знаний – 3 мин.
  7. Подведение итогов, рефлексия – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас в компьютерном классе. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем наше занятие с хорошего настроения.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Мы находимся в необычном кабинете, а в компьютерном классе. Для работы в нем надо знать и соблюдать определенные правила. Давайте их повторим.

Через проектор демонстрируются задание № 7 по теме “Правила поведения в кабинете информатики” из электронного учебного пособия “Мир информатики”. Учащиеся отвечают, используя шаблоны: красный – не согласен, зеленый – согласен.

Учитель: Молодцы! Все правильно ответили на вопросы. А теперь скажите, какой объект был изображен на всех картинках?

Ответ учащихся: Компьютер!

Учитель: Правильно! Давайте вспомним, какие устройства компьютера вы знаете? Для этого вам предстоит отгадать загадки и восстановить схему. Демонстрируется слайд со схемой (Рисунок1)

Учитель задает загадки, после отгадывания открывается вопросительный знак.

Загадки.

Он, скажу я вам, ребята,
Очень нам необходим.
Он покажет текст и игры,
Интереснейший мультфильм.

(монитор) слайд 2

Кнопочки на ней всегда
Нажимают без труда.
Знаки, буквы, даже цифры
Знает эта Царь-девица.

(клавиатура) слайд 3

В норке серенький зверек
Сыр погрызть мечтает,
Но а наша на столе
По коврику “летает”.

(мышка) слайд 4

Ну а этот – главный блок,
Для компьютера – как БОГ.
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.

(системный блок) слайд 5

На экране демонстрируется слайд 6 (Рисунок2)

Рис. 2

III. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы вспомнили основные устройства компьютера. А какие устройства есть еще?

Ответы учащихся: Принтер, сканер, колонки и др.

Учитель: Хорошо. Сегодня мы узнаем, для чего они предназначены и как появилась вычислительная техника. Но сначала проведем разминку.

IV. Разминка.

Девчонка Аленка
Нашла 23 масленка!
Еще 6 в корзинке –
Сколько грибов на картинке?
(29)

Ежик по лесу пошел,
Ягод на обед нашел.
32 – у березы, 7 – у осины…
Сколько их будет в плетеной корзине?
(39)

V. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а какие действия мы с вами сейчас выполняли?

Ответы учащихся: Считали!

Учитель: А как вы думаете, давно ли люди умеют считать?

Ответы учащихся: Давно.

Учитель: давайте проследим историю развития науки считать.

Демонстрация презентации “История вычислительной техники” сопровождается комментариями учителя.

Слайд 1 (изображение первобытного человека, сидящего у костра): Даже первобытный человек нуждался в расчетах. Как разделить на всех убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Человек стал использовать счет на пальцах. Считать на пальцах — удобно и быстро. Только результаты счета хранить трудно. Из счета и родилась письменность. Развивается цивилизация. Развивается и наука считать.

Слайд 2 (изображение абака): Первым счетным прибором древности был абак — на специальной доске раскладывали в определенном порядке камешки, а чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Со временем абак нашел своих почитателей во всем Древнем мире. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счет на абаке обязательным разделом математики.

Слайд 3 (изображение современных счет): Постепенно человек усовершенствовал свой счетный прибор. Костяшки для счета нанизал на нити. Получившиеся "бусы" натянул на рамку. Получились счеты. Почти такие же, какими мы иногда пользуемся и сейчас. Только у наших счетов вместо нитей — металлические спицы.

Слайд 4 (изображение арифмометра и портрет Паскаля): Первую счетную машину, которая называлась арифмометр, изобрел в XVII веке замечательный французский ученый Паскаль. Машина эта производила неизгладимое впечатление на современников. О ней писали поэмы, слагали стихи. Еще бы, впервые машина делала то, что еще недавно мог делать только человек!

Человеку свойственно мечтать. Нет числа чудесам, придуманным сказочниками и писателями-фантастами. Вспомним, например, ковер-самолет или сапоги-скороходы. А теперь многие предсказания сбылись — мы летаем на настоящих самолетах, мчимся в поездах.

Слайд 5 (изображение первого поколения ЭВМ): Мечтали люди и об усовершенствовании счетных машин. И вот в 40—50 годах прошлого столетия появились электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Первые ЭВМ были очень большими и занимали целые залы.

Слайд 6 (изображение современных ПК, ноутбука): Бурное развитие техники и появление новых технологий помогли уменьшить размеры ЭВМ. Теперь ЭВМ чаще называют компьютерами. Компьютер, предназначенный для работы только одного человека, например, для программиста или ученика, называется персональным компьютером. С помощью персонального компьютера можно считать, писать, рисовать, учить уроки, принимать и отправлять почтовые сообщения, выходить в Интернет, прослушивать музыку и просматривать видеофильмы, играть в игры и делать многое-многое другое.

Вам надо научиться пользоваться этим замечательным изобретением человечества. Вы уже знаете, из чего состоит компьютер. Устройства компьютера принято разделять на устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения, обработки и передачи данных. Сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает распечатку с текстом, где описано назначение различных устройств компьютера. Ваша задача: внимательно прочитать и заполнить предложенные схемы.

Текст:

Клавиатура предназначена для ввода в компьютер данных (например, чисел, текстов) и команд, предписывающих компьютеру выполнение определенных действий.

Монитор предназначен для вывода на экран числовых, текстовых и графических (например, рисунков и фотографий) данных.

Принтер предназначен для вывода данных из компьютера на бумагу.

Сканер предназначен для ввода данных в компьютер.

Мышь предназначена для работы с графическими данными (изображениями), а также позволяет выбирать команды из предъявленного набора на экране монитора.

Колонки предназначены для вывода звуков (музыки, человеческого голоса и т. д.).

Устройства компьютера связаны между собой через системный блок, в котором расположены: процессор, оперативная (внутренняя) память, различные дисковые устройства, блок электропитания, вентилятор для охлаждения, встроенный динамик для воспроизведения простейших звуков и др.

  • Во время работы компьютера все программы и данные, необходимые для его работы, помещаются в оперативную память.
  • Процессор управляет всеми устройствами компьютера, выполняет программу и обрабатывает данные, находящиеся в оперативной памяти.

После отключения компьютера содержимое оперативной памяти теряется.

Чтобы хранить нужные программы и данные, их записывают во внешнюю (долговременную) память: на жесткий магнитный диск, гибкий магнитный диск (дискету) или лазерный диск (компакт-диск).

Существуют также устройства, предназначенные для передачи данных на расстояние — это модем и сетевые устройства.

Схемы:

  1. группа. Устройства ввода информации
  2. группа. Устройства вывода информации
  3. группа. Устройства обработки и передачи информации
  4. группа. Устройства хранения информации

Учащиеся выбирают старшего, который вывешивает получившуюся схему на магнитную доску и рассказывает о своих устройствах.

Физкультминутка

На раз – всем дружненько присесть.
На два подняться – руки вверх.
На три – носки свои достать.
И за парты сесть опять.

После физкультминутки учащиеся продолжают работу в группах.

Учитель: В настоящее время очень трудно назвать область человеческой деятельности, где еще не применяются компьютеры. Перед вами таблица: в первой колонке написано, где используется компьютер, а вторую – как используется – напишите сами.

Таблица для 1 группы:

Где используется?

Как используется?

1

На заводе  

2

В больнице  

3

В библиотеке  

Таблица для 2 группы:

Где используется?

Как используется?

4

В милиции  

5

Дома  

6

Писателем  

Таблица для 3 группы:

Где используется?

Как используется?

7

Летчиком  

8

Художником  

9

В магазине  

Таблица для 4 группы:

Где используется?

Как используется?

10

На ферме  

11

В школе  

12

Музыкантом  

Заслушиваются ответы учащихся.

VI. Контроль усвоения полученных знаний.

Учащимся раздаются таблички с надписями: АБАК, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР, ПАЛЬЦЫ, СЧЕТЫ, АРИФМОМЕТР, ЭВМ.

Необходимо расположить их в порядке появления.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок.

Рефлексия: на магнитную доску вывешивается дерево. У каждого учащегося есть три листочка: красный – урок понравился, мне было легко, зеленый - урок понравился, но некоторые моменты вызвали затруднение, коричневый – урок не понравился. Они подходят к дереву и крепят свой листочек.

Домашнее задание.

Учащимся выдается кроссворд.

  1. Устройство для ввода информации с помощью нажатия на кнопки.
  2. Устройство, с помощью которого можно подключиться к сети Интернет.
  3. Устройство, выводящее информацию из компьютера на бумагу.
  4. Устройство для ввода информации.
  5. Устройство вывода информации на экран.
  6. Устройство, копирующее любую информацию в компьютер с бумаги.

(1. Клавиатура. 2. Модем. 3. Принтер. 4. Мышь. 5. Монитор. 6. Сканер.)

Приложение 2

Информационные ресурсы.

  1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005
  2. Информатика и образование. № 2-2006
  3. Информатика в школе: Приложение к журналу “информатика и образование”. № 7-2004. – М.: Образование и Информатика, 2004.