"Формирование системы отношений как условия комфортного пребывания учащихся и учителей"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: выстраивание модели деятельности педагогов школы по формированию толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания школьников.

Задачи:

  1. Выработка критериев сформированности толерантности учащегося школы.
  2. Выявление проблем школьной практики по формированию указанного качества у школьников.
  3. Формирование модели совместной деятельности по формированию толерантности у школьников.

Форма проведения: круглый стол

Участники: учителя, педагоги, родители, Этап подготовки:

  1. Методический совет дает задания педагогам подготовить выступления по семи направлениям в соответствии с числом принципов толерантности:
    1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения; людей (администрация).
    2. Уважение различий (классные руководители).
    3. Понимание индивидуальной неповторимости (социальный педагог)
    4. Взаимодополняемость как основная черта различий (представители Совета родителей).
    5. Взаимозависимость как основа совместных действий (представители школьного самоуправления).
    6. Культура мира (учителя истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, английского языка).
  2. Классные руководители проводят опрос учащихся (“недописанный тезис”, “ассоциативный текст”) и осуществляют первичный анализ полученных результатов.
  3. Социальный педагог осуществляет анкетирование родителей учащихся на тему
    “Формирование толерантности в семье”.
  4. Инициативная группа обобщает полученную информацию и составляет таблицы и
    диагностические карты, выявляющие уровень заявленного показателя для субъектов образовательного взаимодействия в школе.

Оформление педсовета:

Стенд “Мысль в подарок”:

“Правила могут быть писанными и неписанными; правду не запишешь, она не выражается ни в заповедях, ни в кодексах, ни в правилах поведения и даже не в обычаях. Но она есть” (Соловейчик).

Вопросы к педагогическому совету:

  1. Что, на Ваш взгляд, в характере учителя должно быть на первом месте: толерантность, знания, авторитет, строгость?
  2. Каковы признаки толерантности учителя?
  3. Каковы условия, способствующие формированию толерантности у учащихся?
  4. Каков алгоритм деятельности педагога по выполнению этих условий и формированию толерантности у учащихся?
  5. В чем должна заключаться поддержка родителей в формировании толерантности детей?

Ход педагогического совета

Презентация

Вступительное слово директора школы.

Обосновывается актуальность избранной темы педсовета, формулируется цель, определяется образ желаемого результата коллективного мыслетворчества модель совместной деятельности по формированию толерантности у учащихся.

Формируются смешанные группы для выполнения творческих заданий, озвучиваются правила игры.

Сообщение зам. директора по воспитательной работе на тему: “Толерантность как ключевое понятие и подходы к ее формированию”.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский- неизменный министр иностранных дел: при Наполеоне, Людовике XVII и тд)

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе в расовой дискриминации, преследованиях по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Русский глагол “терпеть” имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее содержание своего отношения (“я его еле терплю”), никак не меняющее самой позиции нетерпимости....

В Декларации принципов толерантности толерантность, определяется: как “...уважение, принятие, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности”.

Понятие толерантности Слайд №3

Проявлениями антитолерантности в России являются религиозная фобия, этнофобия (кавказофобия, антисемитизм и ксенофобия). Основную опасность в нашей стране представляет расизм, проводимый и поддерживаемый некоторыми представителями публичной власти и официальными лицами. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание (ст. 4 Декларации принципов толерантности). В связи с этим огромная ответственность ложится на учителей, задача которых состоит в систематическом и рациональном обучении учащихся толерантности.

Цель и задачи воспитания толерантности вытекает из самого определения Слайд №4;5

Подходы к воспитанию толерантности, критерии и показатели. Слайд №6;7.

Принципы толерантности закреплены в законодательных актах и провозглашены в международных декларациях (Всеобщая декларация прав человека Международный пакт о гражданских политических правах, Конвенкция о защите прав человека). Конституция РФ прописывает позиции, касающиеся толерантности в ст. 136 и 282 Слайд №8

  • Функции Толерантности Слайд №9,10,11
  • Толерантная образовательная среда Слайд №12

Для этого образовательное и воспитательное взаимодействие должно быть направлено на создание условий для формирования у питомцев, навыков независимого мышления, критического осмысления реалий и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Педагоги, в свою очередь, должны: искать и осваивать новые образовательные технологии, предусматривающие формирование открытости к восприятию других культур, уважительного отношения к окружающим, готовности к предупреждению и разрешению конфликтов ненасильственными методами.

Для выявления наших школьных проблем в контексте заявленной темы педсовета мною проведён опрос учащихся по методике “Недописанный тезис” Слайд №13 анализируется полученная информация (полярные мнения, наиболее часто встречающиеся, ответы, единичные, но интересные мнения),

Вот некоторые из наиболее типичных ответов: . “Хорошая школа - это требовательные, но понимающие учителя, воспитанные дети, заботливые родители”, “Для меня хорошая школа - это классные специалисты, умеющие дать ответ на “учебный” и “жизненный” вопрос старшеклассников”, “Я не люблю школу, потому что здесь не любят меня”, “Я люблю школу, но одноклассники меня не понимают”. главное резюме в которой,“Хороший учитель должен относиться к ученикам как к своим детям”).

В основе презентуемой информации - опыт формирования толерантности воспитанников интересные методические “находки”. В их числе шуточные предписания учителям “Как делать не надо” и т.д.

Рефлексия игра Слайд №14

Задание группам

Дайте ответы на вопросы: Каковы факторы препятствующие формированию толерантности учеников нашей школы? Время на работу 15-17 мин. Форма представления информации -“ромашка”, на бумажных лепестках которой участники групп пишут свои варианты. В ходе представления мнений лепестки последовательно отрываются и звучат пояснения. Лепестки прикрепляются на доске, эксперты обобщают мнения и резюмируют их в коротком выступлении.

Выступление родителей.

Они представляют проект “Как сделать родителей союзниками школы?”

Примерные формы работы по формированию толерантности Слайд №15

Толерантность глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм, приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием худож.литературы, кинофильмов, организацией диалоговой формы работы.

Например игра : “Цветок толерантности”, “Дерево толерантности” на лепестках пишут предложения и свое видение о толерантном отношении в обществе. слайд №15

Решение педагогического совета:

1. Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей.

2. Провести классные часы и родительские собрания на тему формирование толерантных отношений .

3. Подготовить и сдать конспект урока или разработку воспитательного мероприятия (коллективного дела) отражающих методические подходы к формированию толерантности у учащихся.

4. Осуществлять мониторинг межличностных отношений для дальнейшей индивидуальной работы по формированию комфортного пребывания в школе.

5. Психолого-социальной службе школы разработать критерии толерантности школьника.

Приложение

Обзор литературы по теме педагогического совета:

  1. Дебаты: учебно-методический комплект.- М.: Бонфи, 2001.
  2. Толерантность: дорога к миру / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - Бонфи, 2001.
  3. Мы - сограждане/ Сер. Толерантность: объединяем усилия. -М.: Бонфи, 2002.
  4. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Сер.Толерантность: объединяем усилия. - М., 2002.
  5. Открывшаяся страница (урок толерантности) // “Библиотека в школе”: Приложение к газете “Первое сентября” № 19. - М., 2001.
  6. Журнал “Классный руководитель” №4 2006 г/