Информационные технологии на уроках музыки

Разделы: Музыка


ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

- Музыку какого композитора мы слушали на прошлом уроке?

На доску вывешиваются фамилии нескольких композиторов

Если не вспомнят, задать наводящие вопросы:

- Композитор жил в XVIII веке всего 35 лет. Его называют “Солнечный композитор”…

Ответ: Моцарт.

На доску вывешиваются карточки с названием стран

- В какой стране родился Моцарт?

На доску вывешиваются карточки с названиями произведений

- Как называлось произведение Моцарта, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

- На ваших столах – карточки с буквами: A, A1, A2, A3, A4, A5, B, C. Найдите и поднимите буквы, из которых можно построить схему формы ВАРИАЦИИ.

Дети с карточками выстраиваются перед классом в нужном порядке

II. Мотивация.

- Для чего мы знакомимся с музыкой разных народов мира?

- Интересно ли вам наше музыкальное путешествие?

- С какой песней мы отправляемся в дорогу?

Исполнение песни “Дорога добра”

III. Объяснение новой темы.

1. Страну, в которую мы отправляемся сегодня, часто называют “Страной восходящего солнца” потому, что именно там по времени начинается новый день. На флаге этой страны можно увидеть только один символ.

На доску вывешивается карточка с изображением флага Японии

- Как вы думаете, что здесь изображено? (Солнце)

- Кто уже догадался, о какой стране идёт речь? (Япония)

- Откройте тетради, запишите тему урока: “МУЗЫКА ЯПОНИИ”.

- Япония – очень древняя страна, с богатой историей и культурными традициями. Природа Японии очень красивая. Особенно красиво здесь весной, когда цветёт сакура.

Демонстрация слайда с изображением японской сакуры

На доску вывешивается иллюстрация с названием:

- Повторите, пожалуйста, это слово.

- По-русски – это вишня.

- В тетрадях, пожалуйста, запишите:

“САКУРА – ВИШНЯ”.

(Учитель делает на доске необходимые записи)

- Вспомните, какое дерево считается символом России? (Берёза)

- Символом Японии считается САКУРА.

- Дополните запись в тетради: “САКУРА – вишня, символ Японии”.

На доске – названия средств музыкальной выразительности:

ТЕМП

ДИНАМИКА

РЕГИСТР

ИНТОНАЦИЯ

- Если бы вам захотелось сочинить песенку про сакуру, в каком ХАРАКТЕРЕ она бы звучала?

- На какой динамике?

- В каком регистре?

- Послушайте японскую песню “Вишня”. Совпадает ли ваше “сочинение” с музыкальным образом народной песни?

Слушание песни “Вишня”

Разучивание песни “Вишня”

- Посмотрите на инструменты. Какой из них звучит так же нежно, как песня о вишне?

Дети выбирают инструменты. (Треугольник, металлофон…)

- Я предлагаю использовать еще ложки для “подчёркивания” РИТМА песни.

Разучивание и исполнение песни на инструментах

2. Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Д.Б.Кабалевского.

На доску вывешивается карточка с фамилией композитора, демонстрируется портрет

- Повторите, пожалуйста, фамилию композитора.

- Он не только сочинял свою музыку, песни, но интересовался музыкой других композиторов из разных стран мира. Дмитрий Борисович Кабалевский был и в Японии.

Ему очень понравилась цветущая сакура и песня о вишне. Кабалевский сочинил ВАРИАЦИИ на тему этой песни. В своём произведении автор рассказал не только о красоте японской природы, но и о страшных событиях, произошедших в Японии после Великой Отечественной Войны.

- Вспомните, когда закончилась Великая Отечественная Война? (В мае 1945)

- А в августе этого же года американские военные решили испытать новое смертоносное оружие – атомную бомбу. Для испытаний были выбраны 2 японских города: Хиросима и Нагасаки. В несколько секунд они были полностью разрушены. Люди погибли.

Каждый год с тех пор на главной площади в столице Японии – Токио собираются люди, чтобы почтить память погибших соотечественников, родных и близких. На площади устанавливается большой гонг, в который ударяют несколько раз. Гонг звучит так же громко, как большой колокол в России, звук его разносится очень далеко. Вот об этом и рассказал Д.Б.Кабалевский в своём сочинении.

- Сейчас мы услышим вариации на тему японской песни “Вишня”. Вам предлагается самостоятельно определить для себя задание и выполнить его:

  1. Некоторые ребята могут выбрать словарные карточки, в которых определения соответствуют характеру музыки каждой части и разложить их по порядку звучания музыкальных частей;
  2. Другие могут представить себя художниками и с помощью цветовых тонов нарисовать услышанную музыку каждой части.

Дети определяются в выборе задания.
Слушание вариаций

После прослушивания тетради с выполненным заданием № 2 собираются для проверки (анализ выполнения задания предполагается на следующем уроке).

3. Русские люди тоже помнят своих соотечественников, которые погибли во время великой отечественной войны. О них сочиняют стихи и песни. Одну из таких песен мы недавно выучили. Называется она – “Шёл ленинградский паренёк”. Кто из вас хорошо помнит её и хотел бы исполнить сейчас?

Ребята по желанию выходят перед классом и исполняют песню

IV. Обобщение и систематизация знаний.

- Итак, подведём итог. Вспомните, что нового вы узнали на этом уроке? Волшебная ручка поможет нам в этом.

Дети по очереди называют понятия, факты или музыкальные произведения, с которыми познакомились, передавая друг другу “волшебную” ручку

V. Рефлексия.

- По тому, как вы исполните прощальную фразу (в бодром или грустном настроении), я пойму – понравился вам урок или нет.

Учитель: “Прозвенел звонок”.

Дети: “Кончился урок”.

Пояснительная записка к уроку

Урок проводится в классе выравнивания. Количество учащихся – 11 человек. Уровень интеллектуального развития – средний, ниже среднего. В целом, дети достаточно активны, занимаются на уроке с удовольствием, открыто.

В классе есть ребята с недостаточной усидчивостью, вниманием, эмоциональной культурой, что создаёт в работе определённые проблемы.

Урок является частью блока по теме “Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ”.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Структура урока:

Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала урока. Подготовка уч-ся к работе на занятии. Готовность класса и оборудования, включение уч-ся в деловой ритм.
2. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания знаний и способов действий. Активные действия учащихся с объектом изучения; использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
4. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.
5. Рефлексия. Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения. Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке.

ТДЦ урока: создать условия для формирования общего представления о музыке и культуре Японии.

Образовательный аспект урока:

  • создать условия для дальнейшего формирования навыка художественного восприятия музыкального произведения;
  • создать условия для дальнейшего формирования вокальных и исполнительских навыков; способствовать расширению конкретно-чувственного опыта путём разнообразия предметов и понятий, с которыми учащиеся работают на уроке.

Развивающий аспект урока:

  • способствовать развитию образно-ассоциативного мышления, воображения, памяти;

Воспитательный аспект урока:

  • способствовать воспитанию эмоциональной культуры;
  • создать условия для формирования уважительного отношения к культуре разных народов мира;
  • способствовать формированию чувства уверенности в себе;
  • создать условия для формирования гуманных качеств характера школьников.

Методы и приёмы, необходимые для коррекционно-развивающего обучения:

  • наглядный – показ, иллюстрация, демонстрация;
  • практический – вокальное исполнение, игра на детских музыкальных инструментах;
  • ситуации занимательности (построить схему формы рондо);
  • ситуации эмоционального переживания (в рассказе учителя, слушании вариаций, в исполнении песни “Шёл ленинградский паренёк”);
  • использование зрительных опор (карточки);
  • посильное задание каждому ученику (придумать предложение о весне, найти буквенные символы, используемые в схеме музыкальной формы…);
  • положительный настрой;
  • игровой приём (“Музыкальное путешествие”);
  • использование учащимися схемы;
  • активизация работы разных анализаторов при усвоении нового материала (видеть, слышать, проговаривать, записывать);
  • создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Из специфических методов следует выделить:

  • метод интонационного осмысления музыкального произведения;
  • метод личностного осмысления (в ситуации: “Если бы вы были композитором…”);
  • частично-поисковый метод (“Выберите инструменты…”);
  • репродуктивный (запоминание текста со слов учителя, запоминание отдельных понятий).

Формы реализации методов:

  • установка на восприятие музыкального произведения;
  • творческое задание (“Представьте, что вы – композитор…”);
  • слушание и исполнение музыкальных произведений;
  • работа с карточками.

Ожидаемый результат урока:

  • развитие нравственных и гуманных качеств обучающихся;
  • расширение кругозора;
  • удовлетворённость ребят от полученных знаний, деятельности на уроке, чувственного наслаждения от общения с произведениями искусства.