Программа "Региональный компонент по физической культуре (на основе греко-римской борьбы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Пояснительная записка

Государственная программа по физической культуре состоит из двух основных частей базовой и вариативной.

Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, местных особенностей. Региональную часть следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента образовательных стандартов по физической культуре. Главная его цель: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные и двигательные возможности обучающихся за счет различных форм физических упражнений наиболее приемлемых и эффективных, исходя из климата географический и погодных условий, состояния материальной базы, квалификации педагога физического развития и уровня здоровья учащихся, обучающихся в конкретной школе.

2. Задачи

При изучении данной деятельности поставлены следующие задачи:

  • развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, укреплению его.
  • потребности в занятиях физической культурой и спортом. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение опыта занятиями специально-прикладными физическими упражнениями.
  • освоение системы знаний о физических занятиях, их роль и значение в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации.
  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

По окончанию школы ученик должен:

Знать: влияние оздоровительных систем физического воспитания на состояние здоровья, уровень физического развития и подготовленности; профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физ. подготовленности; правила и способы планирования системы индивидуальных занятий по единоборствам.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; повысить работоспособность; укрепить и сохранить здоровье; подготовиться к профессиональной деятельности и службе в вооруженных силах РФ; участвовать в спортивных соревнованиях. Выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки. Выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации. Выполнять ряд учебных нормативов, определяющих уровень знаний, умений и навыков.

3. Общая характеристика системы занятий по борьбе.

Региональный компонент по физической культуре дополняет федеральный образовательный компонент во всем периоде обучения в основной и средней школе; включает в себя следующие этапы:

  1. Ознакомительно-оздоровительный этап (5-6 классы). Цель, задачи и преимущественная направленность этапа.
  2. Ознакомление с общеподготовительными и специально-подготовительными упражнениями борца.
  3. Изучение и выполнение игровых заданий.
  4. Учебно-тренировочный этап (7-8 классы). Цель, задачи и преимущественная направленность этапа.
  5. Изучение приемов борьбы в партере.
  6. Изучение приемов борьбы в стойке
  7. Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств.
  8. Этап начальной спортивной подготовки (9-11 классы). Цель, задачи и преимущественная направленность этапа.
  9. Совершенствование в технике и тактике спортивной борьбы.
  10. Приобретение соревновательного опыта.
  11. Подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке.
  12. Создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства на основе всесторонней общей физподготовки. Воспитание специальных физических качеств. Повышение уровня функциональной подготовленности и освоение допустимых тренировочных нагрузок.

4. Планирование системы занятий по греко-римской борьбе (сетка занятий).

Виды программ классы

 

5

6

7

8

9

10

11

1. Теория

2

2

2

2

2

2

2

2. Разминка борца

10

8

8

6

4

4

4

3. Общеподготовительные упражнения

7

6

6

6

2

   
4. Специально-подготовительные упражнения

4

4

5

5

6

6

6

5. Специализированные игровые комплексы

3

4

4

4

4

5

5

6. Освоение элементов техники и тактики

3

3

3

4

6

5

5

7. Техника выполнения приемов и контрприемов

3

4

3

4

6

5

5

8. Тренировочные задания

1

1

1

1

2

4

3

9. Выполнение зачетных требований

1

2

2

2

1

1

1

10. Участие в соревнованиях        

1

2

3

 

34

34

34

34

34

34

34

5. Содержание программного материала.

5.1. Средства для развития и совершенствования физической подготовки.

А) Одно из главных требований при планировании уроков по борьбе – это взаимосвязь с другими видами спорта базового компонента программы по физическому воспитанию учащихся. Включает:

- строевые и порядковые упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, переползание;

- упражнения без предметов: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, для рук и ног в положении сидя, для формирования правильной осанки, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

Б) Специально-подготовительные упражнения.

  1. Акробатические упражнения.
  2. Упражнения для укрепления мышц шеи.
  3. Упражнения на мосту.
  4. Упражнения в самостраховке.
  5. Имитационные упражнения.
  6. Упражнения с партнером.

В) Специальные игровые упражнения.

  1. Игры в касания.
  2. Игры в блокирующие захваты.
  3. Игры в теснения.
  4. Игры в дебюты.
  5. Игры в перетягивание.
  6. игры за сохранение равновесия.
  7. Игры с отрывом соперника от ковра.
  8. Игры за овладение обусловленным предметом.
  9. Игры с прорывом.

5.2 Технико-тактическая подготовка.

А) Основные положения в борьбе:

- стойка;
- партер;
- положение в начале и конце охвата;
- дистанции;
- маневрирование;

Б) Приемы борьбы в партере:

  1. Переворот рычагом.
  2. Переворот скручиванием.
  3. Переворот забеганием с захватом шеи из под плеча.
  4. Захваты руки на ключ.
  5. Способы сбивания на живот.

В) Приемы борьбы в стойке.

  1. Переводы рывком.
  2. Переводы нырком.
  3. Перевод вращением (вертушка).
  4. Бросок подворотом (бедро).
  5. Бросок переворотом (мельница).

5.3 Теория.

Темы для занятий по теоретической части.

  1. Спортивная борьба в РФ, Томской области.
  2. Влияние занятий борьбой на строение и функции организма школьника.
  3. Гигиена, закаливание, питание и режим при занятиях борьбой.
  4. Техника безопасности и профилактика травматизма.
  5. Врачебный контроль, самоконтроль, массаж.
  6. Основы техники и тактики.
  7. Основы физической подготовки.
  8. Правила соревнований по борьбе.
  9. Оборудование и инвентарь при занятиях борьбой.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Организация учебно-тренировочного процесса по греко-римской борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья учащихся, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям греко-римской борьбой.

При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45мин рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:

— обязательный комплекс упражнений (в разминке) — 2—5 мин;
— элементы акробатики — 6—10 мин;
— игры в касания — 4—7 мин;
— освоение захватов — 6—10 мин;
— упражнения на мосту — 6—18 мин.

Оставшееся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники борьбы — оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1.

Теория

Тема 1. История греко-римской борьбы в Томской области.

Греко-римская (классическая) борьба в Томске начала развиваться с10ноября

1947 г. в спортивном обществе "Трудовые резервы".

Зачинателем этого вида спорта стал наш земляк из рабочего поселка Моряковка Александр Данилович Афанасьев, демобилизованный из Тихоокеанского флота, под его руководством и прошла первая тренировка в одной из пустующих аудиторий ремесленного училища.

На первой тренировке был всего один ученик Селетников Иван, Заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта, неоднократный победитель командного первенства СССР, трехкратный чемпион РСФСР.

Под руководством А.Д. Афанасьева в "Трудовых резервах" выросло много отличных борцов юношей: В. Ширяев, А. Печников, Б. Ядров, М. Ошлаков, В. Бычков и многие другие. Борьба пришлась по душе молодым Томичам, стали появляться секции борьбы в ремесленных училищах, и в 1948 году было проведено первенство города. С 1949 г. борьба появилась, как вид спорта в спортивном обществе "Труде" и там тоже были хорошие борцы К. Максимчук м/с, в. Бычков м/с, В. Ларин, А.Багрецов, Ю.Слепцов м/с.

С 1949 года организовалась команда в Политехническом институте, занимались борьбой курсанты артиллерийского училища, позднее военное училище связи (ТВВКУС).

Впервые томские борцы выезжали на зональное первенство Сибири в г. Омске в июне

1948 года, команда выступила неудачно, но сам тренер А.Д. Афанасьев занял первое место в полусреднем весе и получил право на участие в первенстве РСФСР, но болезнь помешал сбыться этим планам. В 1949 году присвоено звание борца 2-го разряда Селетникову И. , занявшему 5-ое место на первенстве РСФСР.

В 1950 году Владимир Ширяев стал чемпионом РСФСР среди юношей и третьим призером чемпионата России в г. Ленинграде в 52 кг. Э На этом же чемпионате РСФСР Иван Селетников становится чемпионом, включается в сборную и становится победителем командного первенства СССР, о нашем городе Томске узнали как о спортивном городе, а не только как о городе где сильна наука. В1951 г. борьбу стало развивать спортивное общество "Динамо", тренером, которого был Леонид Семенович Пугачев, отличный борец, призер ЦС "Динамо". В 1950 году борьба появилась в "Большевике". Это студенческое спортивное общество называлось в дальнейшем "Искрой", "Наукой", "Медик" и, наконец "Буревестник". В этом спортивном обществе выросла целая плеяда отличных мастеров спорта. Вот лишь немногие из них: Селетников И., Югансон П., Брашников И., Марков Б., Цветков В., Смирнов В., Янкаусас Т., Долгих В., Бычков В., Евстигнеев Б. Михонцев Д., Коноваленко В., Беженцов М., Якупов И., ЮркевичА., ПервеевВ., Анищенко В.
В 1951 г. на базе "Труда" организовалась центральная секция борьбы в г. Томске. Туда собирались борцы высших разрядов со всего Томска. Из "трудовиков" хорошо боролись К. Максимчук м/с, В. Бычков м/с, К. Самойлов м/с.

С 1965 г. зал борьбы "Труда" был закрыт и центр борьбы г. Томска переместился в Политехнический институт, где к тому времени собиралась хорошая команда, которую тренировал Селетников Иван Мефодьевич. В 1976 году сборная Томского облсовета в г. Ульяновске заняла первое место, обогнав омичей. Томичи "Буревестника" Геннадий и Дмитрий Одышевы, Владимир Блинд, Василий Долгих, Тодас Янкаускас, Анатолий Анисимов, Василий Коваленко, Владимир Цетков, Владимир Цветков, Владимир Смирнов, Анатолий Лаптев, Дмитрий Миконцев, Борис Евстигнеев, Александр Балабко, Михаил Беженцев, и многие другие стали мастерами спорта СССР.

Валерий Сухоплюев стал мастером спорта международного класса, а Александр Юркевич заслуженным мастером спорта, победив в чемпионате мира 1968 г.

Кроме того, такие мастера ковра, как В. Цветков, В. Шашов, Т. Янскаускас, В. Первеев, Л. Медвинский, Ю. Щепеткин достигли больших высот и в науке, став кандидатами, докторами наук, профессорами Томских ВУЗов.

В ДСО "Урожай" хорошо работали Павел Каштаков, Юрий Швец, хорошие борцы были А. Корнилов, Л. Костиков, Н. Волков.

Особо хочется отметить, организаторов, руководителей спортивных обществ В.К. Салниса, председателя ДСО "Урожай", Б.Ф. Иванова, председателя ДСО "Буревестник", В.А. Дружинина, председателя ДСО "Буревестник", Н.Шипулина начальника отдела народного образования Томской области, В. К. Крюкову, А.А. Рапп председателя Облспорткомитета. Достойного внимания заслуживают наши медсестры и врачи Областного физкультурного диспансера Вера Малахова, Мария Еремина, Альбина Филигагус, Вячеслав Болотов и др.

Огромный вклад в развитие борьбы в Томской области внесли спортсмены города Северска, где с 1957 года борцов тренировал Александр Данилович Афанасьев, чьей памяти проводится Всероссийский турнир в г. Томске. В г. Северске, под руководством А.Д. Афанасьева, Ю.М. Тележкина, Ю.А. Слепцова была подгтовлена группа классных борцов, чемпионов спортклуба "Янтарь", "Труд-2" И. Акулов, В. Семкин, В. Бычков, А. Никулкин, Н. Лопухинский, В. Шадрин, Н. Чернышев, В. Авдеев, Ю. Михайлов и многие другие.

В настоящее время, в СДЮШОР «Янтарь», успешно работают выпускники школы: Черныш Александр Иванович, Бердников Аркадий Леонидович, Ерошкин Олег Леонидович. С 1993 года ими подготовлено более двадцати мастеров спорта России. Автухов Владимир – чемпион России среди ветеранов. Воропаев Евгений - чемпион СФО, победитель международного турнира в г. Таллине. Фролов Дмитрий, Фаттихов Равиль - призеры чемпионатов СФО. Успешно выступают и молодые борцы. Евгений Воропаев занял второе место на молодежном первенстве России. Георгий Ситников становился неоднократным призером первенств России, победителем международных турниров. Алексей Косточкин и Анатолий Егоров занимали призовые места на юношеских первенствах России.

В 1969 году федерация борьбы области обратилась в Облспорткомитет, с просьбой ходатайствовать перед отделом народного образования, об открытиии детско-юношеской спортивной школы и первым директором был Ревин. Первыми тренерами были К.К. Самойлов, Самышкин П.А., Теплов Ю.П., Смирнов В.В., Каштаков П.Я. (впоследствии директор ДЮСШ). Затем пришло молодое поколение: Пономарев В.И., Иванов А.В., Кропачев Г.П., Мартынов С.П., Анисинев В.В., Яндульский А.И. и др. Очень хорошо выступали юноши Ю.П. Теплова, А.П. Ракина, А. В. Иванова, среди них были победители и призеры первенств Сибири, Всероссийского и Всесоюзного первенств спортивного обществ «Буревестник ». Это Пономарев В., Тютрин И., Кропачев Г., Лоскутов О., Шелепнев Н., Воротынцев С., Пилипенко, братья Андрей и Юрий Головастиковы,

В настоящее время ДЮСШ руководит Сафронов Сергей Николаевич. Огромные его усилия не пропадают даром и турнир, в который мы вложили всю свою энергию этому свидетельство.

Наш мастерский турнир позволил и томским тренерам подготовить мастеров спорта России, чем мы тоже гордимся и желаем всем спортивных успехов на нашем томском ковре.

Тема 2. Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена.

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физический качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.

Тема 3. Гигиена, закаливание, питание и режим борца.

Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена борца: рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Гигиенические основы труда и отдыха юного спортсмена. Основные элементы режима для их выполнения. Примерная схема режима для юного борца.

Тема 4. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой.

Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные действия в борьбе. Техника безопасности при выполнении различных общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений борца. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по борьбе и другим видам спорта.

Тема 5. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж.

Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Простейшие способы самоконтроля за показателями физического развития борца.

Тема 6 . Основы техники и тактики борьбы.

Понятие о спортивной технике. Роль технических действий в спортивной борьбе. Элементы техники борьбы: основные положения борца, способы передвижения, захваты, блоки и упоры, приемы.

Тема 7 . Моральная и психологическая подготовка.

Спортивный характер и его роль в достижении победы над собой и соперником. Умение терпеть как основное проявление воли. Правила поведения в спортивном коллективе.

Тема 8. Физическая подготовка борца.

Понятия об основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости, ловкости. Роль физических качеств в подготовке борца.

Тема 9 . Правила соревнований по спортивной борьбе. Планирование, организация и проведение соревнований.

Проведение соревнований по игровым комплексам по правилам мини-борьбы. Весовые категории для борцов 10-12 лет. Оценка технических действий и определение победителя. Разрешенные и запрещенные действия.

Тема 10. Оборудование и инвентарь для занятий борьбой.

Спортивная одежда и обувь борца, уход за ними. Спортивные снаряды и тренажеры, применяемы на занятиях по борьбе: устройство, правила эксплуатации и уход за ними.

Содержание разминки при занятиях борьбой.

Одной из важнейших задач на этапе предварительной подготовки является освоение комплекса общеподготовительных и специальных упражнений борца, овладение основами ведения единоборства. В связи с этим формы занятий, их построение в 5-6 классах должны быть похожи по своей сути на «большую разминку», охватывающую большую часть каждого урока и занятий в целом. Благодаря этому достигается постепенное повышение требований к психической сфере, личностным и физическим качествам учащихся 10—12 лет, обеспечивающее введение их в круг все возрастающих с годами специфических требований, спортивного единоборства.

С учетом этого разминка борца должна состоять из двух частей: общей (включающей в себя разнообразные общеподготовительные упражнения) и специальной (включающей в себя специально-подготовительные упражнения).

Примерная схема разминки

  • Комплекс общеподготовительных упражнений — 5-10 мин.
  • Элементы акробатики и самостраховки — 5-10 мин.
  • Игры и эстафеты — 5-10 мин.
  • Освоение захватов — 5-10 мин.
  • Работа на руках в стойке и партере — 5-10 мин.
  • Упражнения на мосту — 5-10 мин.

В целях профилактики травматизма и подготовки опорно-двигательного аппарата с учетом требований спортивного единоборства рекомендуется включать в разминку на каждом занятии следующий минимальный комплекс специальных упражнений:

передвижение из упора сзади: лицом вперед, спиной, левым, правым боком (выполняется в ширину зала);

  • из упора лежа забегание ногами по кругу (вправо-влево), проходя через упор сзади по формуле:1—1; 2—2 (т.е. один раз вправо, один — влево, два раза вправо, два — влево и т.д.);
  • из упора сзади, не отрывая руки от ковра, перейти в упор лежа (5—6 раз);
  • передвижение на коленях: лицом вперед, спиной, правым, левым боком (выполняется в ширину зала);
  • ходьба в упоре на руках с помощью партнера;
  • акробатика (кувырки из разных исходных положений вперед-назад, вправо-влево);
  • упражнения в самостраховке;
  • упражнения для укрепления мышц шеи (из упора головой в ковер с помощью рук, движения вперед-назад, в стороны, кругообразные);
  • упражнения на «мосту»;
  • передвижения на «мосту»: лицом вперед, ногами вперед, левым боком, правым боком (выполняется в ширину зала);
  • забегание на «мосту» вправо-влево;
  • упражнения на растягивание для укрепления суставов и связок.

В процессе обучения комплексы упражнений в разминке необходимо постоянно обновлять и усложнять в целях совершенствования координационной подготовки.

2.СРЕДСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦА

(ДЛЯ ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ)

В этом разделе приводятся упражнения, знакомство с которыми начинается в группах начальной подготовки и продолжается на протяжении всех лет занятий борьбой.

Одно из главных требований, которое следует учитывать в процессе планирования тренировочных занятий в группах начальной подготовки, заключается в том, чтобы средства, вводимые в тренировку, постепенно обновлялись и усложнялись. Это необходимо для того, чтобы обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных координации (умений и навыков), необходимых в спортивной борьбе, поскольку благоприятным моментом для координационной подготовки, как отмечалось выше, является возраст 10—12 лет.

Общеподготовительные упражнения.

Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте движении: построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения.

Ходьба: обычная, спиной вперед, боком, на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу), в полуприседе, приседе, ускоренная, спортивная, с выпадами, на коленях, на четвереньках, скрещивая ноги выпадами, перекатами с пятки на носок, приставным шагом в одну и другую сторону и др.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий по песку, воде; змейкой; вперед, спиной вперед, боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелким и широким шагом; с изменением направления и др.

Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну; с одной ноги на две; вперед, назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгивание на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты; в глубину; через скакалку; опорные через козла, коня и др.

Метания: теннисного мяча, гранаты, набивного мяча, камня, вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди; назад; толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.

Переползания: на скамейке вперед, назад; на четвереньках; на коленях вперед, назад, влево, вправо, с поворотом на 360°; стоя на мосту; через несколько предметов; «змейкой» между предметами; подтягиваться на скамейке, лежа на животе, стоя на коленях, сидя на бревне с помощью рук и ног; перелезать через препятствия; в упоре сидя сзади, согнув ноги вперед, назад, вправо, влево, с вращением; с переходом из упора лежа в упор сидя сзади (не отрывая рук от пола).

Упражнения без предметов:

а) упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, переменные и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапяетных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (ноги на полу, на гимнастической скамейке, с опорой
ногами о стену) и др.;

б) упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем; прогибаия лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной; поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от ковра; круговые движения ногами (педалирование) и др.;

в) упражнения для ног. В положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой; приседания на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с дополнительными пружинистыми движениями; поднимание на носки; различные прыжки на одной и на двух ногах на месте и в движении; продвижение прыжками на одной и на двух ногах и др.;

г) упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя (лежа)
различные движения руками и ногами;круговые движения ногами;
разноименные движения руками и ногами на координацию; маховые движения с большой амплитудой; упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук; отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола; наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление и др.;

д) упражнения для формирования правильной осанки. Стоя спиной возле вертикальной плоскости, согнуть ногу, выпрямить и отвести в сторону; то же с подниманием на носки; наклоны туловища вправо, влево, не отрываясь от плоскости; из основной стойки, прижавшись затылком, плечами, ягодицами, пятками к вертикальной плоскости, отойти на несколько шагов вперед, сохраняя строго вертикальное положение, и вернуться в исходное положение; поднимание рук в стороны, вверх, прижавшись спиной к вертикальной плоскости; то же
в приседе; удержание груза (150—200 г) на голове; в основной стойке, руки на поясе, поднимание на носки и опускание на всю стопу; в том же и.п. пройти заданное количество шагов по коридору шириной 15 см, обозначенному на полу нитями (скалками), то же с приседаниями; ходьба по линии с касанием пальцами пяток; передвижение боком по гимнастической стенке; ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки за головой, плечи развернуты; стоя на одной ноге, другую поднять вперед, отвести в сторону и назад, согнуть, подтянуть к себе; ходьба с различной постановкой стопы (ноги прямые, руки за головой) —ходьба по обручу, гимнастической палке, канату; захват мелких предметов сводом стопы;

е) упражнения на расслабление. Из полунаклона туловища вперед — приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны — свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны — встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при поворотах туловища; из стойки на одной ноге на скамейке — махи, свободные покачивания, встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки вверху, расслабление мышц рук, туловища и ног до положения присев согнувшись и др.;

ж) дыхательные упражнения. Синхронное чередование акцентированного вдоха (короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой — вход в секунду); повороты головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; движения согнутых в локтях рук перед грудью с касанием разноименных плеч ладонями и одновременным вдохом; наклон туловища вперед с одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперед и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентировавшими вдохами на каждое движение, с одной ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый подъем ноги; выпады в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый выпад; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение и др.

Упражнения с предметами:

а) со скакалкой . Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприседе; два прыжка на один оборот скакалки; с двойным вращением скакалки; со скрещиванием рук; бег со скакалкой по прямой и по
кругу; прыжки в приседе через скакалку, сложенную вдвое, вчетверо; те же прыжки в стойке; прыжки через скакалку, вращаемую одним концом по кругу; опускание скакалки за спину, не сгибая рук; эстафета со скакалками и др.;

б) с гимнастической палкой. Наклоны и поворот туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками; переворачивание, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку (перешагиванием и прыжком); подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); упор палкой в стену — поворот на 360°; переворот вперед с упором палкой в ковер (с разбега и без разбега); кувырки с палкой (вперед, назад); перекаты в сторону с палкой вверху (не касаясь палкой ковра) и др.;

в) упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля мяча из положения сидя (стоя, лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель (мишень) и на дальность (соревновательного характера);

г) упражнения с набивным мячом (вес мяча 1—2 кг). Вращение мяча пальцами; сгибание и разгибание рук; круговые движения руками; сочетание движений руками с движениями туловищем; маховые движения; броски и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине,
на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, двумя руками изза головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед, назад) и др.;

д) упражнения с гантелями (вес до 1 кг). Поочередное и одновременное сгибание рук; наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках; приседания с различными положениями гантелей; вращение гантелей, захваченных за ручки, за головки в положении руки внизу, вверху, впереди, в стороне; поднимание гантелей вверх одновременно и попеременно через стороны, впереди, от плеч; встречные движения гантелями вверх-вниз (вправо, влево, кругами; «удары» руками с гантелями перед собой; наклоны и повороты туловища с гантелями в руках (руки за головой, в стороны, впереди, вверху); жонглирование гантелями — броски и ловля за ручку (головку) без вращения, с вращением в полете (0,5—2 оборота), с вращением из руки в руку и др.;

е) упражнения с гирями (для учебно-тренировочных групп 3-го ода обучения и старше (15—16 лет). Поднимание гири на грудь двумя и одной руками с пола, из виса (на уровне колен; выжимание гири от груди двумя и одной руками; то же из-за головы; вращение гири на
весу в наклоне; вырывание гири вверх двумя руками; сгибая и не сгибая рук; то же одной рукой (из виса, с пола), вращение гири вокруг головы (вокруг туловища) с захватом двумя руками, сйрюй рукой; одновременное и поочередное поднимание двух гирь на грудь, выжимание от груди, вырывание вверх на прямые руки; повороты и наклоны с гирей в руках; приседания с гирей в руках (у груди» на шее, за головой, за спиной, в выпрямленных руках). Жонглирование: бросить гирю поймать другой рукой; то же, но поймать той же рукой без вращения, вращая дужкой от себя вверх, от себя в сторону, к себе внутрь, к себе вниз; то же, но поймать гирю после вращения разными способами другой рукой; бросить гирю и поймать донышком на ладонь; жонглирование в парах и др.;

ж) упражнения со стулом. Поднимание стула за шику двумя (одной) руками (руки не сгибать); поднимание за две ножки (одну ножку) двумя (одной) руками; стойка на руках с упором в стойку и сиденье стула; стоя сбоку, захватить стул за спинку и сиденье, перенести
ноги через стул, сесть на сиденье и вернуться в и.п. (сиденья ногами не касаться); наклоны назад, сидя на стуле (с зафиксированными ногами) и др.

Упражнения на гимнастических снарядах.

а) на гимнастической скамейке. Упражнения на равновесие — в стойке на одной ноге махи другой ногой, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге с поворотом на 90°, 180°, 360е; сидя на скамейке, поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног. сидя верхом на скамейке, поочередные наклоны к правой и левой ногами; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь, коснуться головой ковра и вернуться в и.п.; поднимание и опускание ног в седе углом на скамейке; сидя на скамейке с зафиксированными ногами, наклоны назад (ноги закреплены за другую скамейку, за нижнюю перекладину гимнастический стенки или удерживаются партнером); лежа на спине, садиться и ложиться на скамейку; в том же и.п. сгибаясь, доставать ногами скамейку за головой); прыжки через скамейку на двух (одной) ногах, стоя к ней лицом, спиной, боком; ходьба и бег по наклонной скамейке (скамейку закрепить за рейку гимнастической стенки); лежа на наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание туловища; лежа на спине на наклонной скамейке головой вверх, держась руками за рейку, сгибаясь, доставать ногами до рейки; поднимание скамейки группой и переставление ее в другую сторону (группа в колонне, по-одному, боком к скамейке) и др.;

б) на гимнастической стенке. Передвижение и лазанье с помощью и без помощи ног, стоя на разной высоте; прыжки вверх с рейки на рейку одновременным толчком руками и ногами; прыжки в стороны, сверху вниз, подтягивания на верхней рейке в висе лицом к стенке, спиной к стенке; в висе на верхней рейке поднимание ног до касания рейки; угол в висе; раскачивания в висе; вис на стенке ноги в сторону, хватом за рейки на разной высоте («флажок»); соскоки из виса спиной к стенке, лицом к стенке (выполняются с толчком и без толчка ногами); из виса вниз головой спиной к стенке, сгибаясь, коснуться ногами пола; из упора хватом сверху за 4—6 рейку снизу (на расстоянии более 1 м от стенки) коснуться грудью пола и вернуться в и.п. (руки и ноги во время упражнения не сгибать); сидя спиной к стенке (хват за рейку над головой), прогнуться, не сгибая рук, выйти в стойку и вернуться в и.п.; стоя лицом к стенке (хват рейки на уровне груди), махи ногой с возможно большей амплитудой; стоя лицом к стенке, коснуться ногой рейки как можно выше, прыжки на другой ноге (ногу отставлять от стенки возможно дальше); стоя лицом к стенке на расстоянии 1—2-х шагов (хват рейки на уровне плеч), махи ногой назад одновременно с наклоном вперед и др.;

в) на кольцах и перекладине. Подтягивание с разным хватом (ладонями к себе и от себя, широким и узким); подъем силой; висы на согнутых руках, головой вниз, на коленях, на носках; раскачивание вперед, назад, в стороны, круговое; соскоки вперед, назад, в стороны и др.;

г) на канате и шесте. Лазанье с помощью ног, без помощи ног, в положении сед углом; раскачивание в висе на канате; прыжки на дальность, держась за канат и раскачиваясь; прыжки, держась за канат, через препятствие (условное); завязывание на канате; прыжки с каната на канат; лазанье и передвижение по горизонтальному канату (шесту) с помощью и без помощи ног;

д) на бревне. Ходьба, бег, прыжки с поворотами на 90", 180°, 360°;
спрыгивание на дальность и точность;

е) на козле и коне. Опорные прыжки через снаряды разной высоты;

ж) упражнения на батуте (для учащихся учебно-тренировочных групп 3-го года обучения и старше 15—16 лет). Прыжок на две ноги; то же с поворотом на 90°, 180°, 360° (в обе стороны); прыжки в группировке (согнувшись); прыжок в сед, на колени; то же с поворотом на 90°, 180°, 360°; прыжок вперед на живот; то же в группировке; прыжок назад на спину; то же в группировке; прыжок 1—2 сальто вперед на живот, согнувшись; прыжок с пируэтом (поворот на 360° вокруг продольной оси) на ноги; сальто вперед и назад в группировке на ноги; сальто назад, прогнувшись на ноги. Комбинация прыжков; прыжок ноги врозь на ноги — прыжок в сед — прыжок с поворотом на 180° — прыжок на колени — прыжок с поворотом на 180° на ноги; 1/4 сальто вперед, согнувшись на живот, — 1/2 сальто вперед на спину — прыжок на колени — прыжок с поворотом на 180° в сед — прыжок на ноги; сальто назад в группировке на ноги — прыжок в сед — прыжок с пируэтом на колени — прыжок на ноги; прыжок с пируэтом в сед — прыжок на ноги — прыжок, согнувшись, ноги врозь на ноги — сальто вперед на ноги и др.

Передвижение на велосипеде: по пересеченной местности, по незнакомым лесным тропам, по дорожке стадиона на время и др.

Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.

Спортивные игры: баскетбол, гандбол, регби, футбол — ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами соревнований; двусторонние игры.

Специально-подготовительные упражнения.

Акробатические упражнения: кувырки вперед из упора присев, скрестив голени, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из стойки на руках до положения сидя в группировке, до упора присев, с выходом на одну ногу, в стойку на лопатках; кувырки до упора присев, в стойку на одном колене, в упор стоя, ноги врозь, через стойку на руках; длинный кувырок с прыжка, через препятствие; кувырок через левое (правое) плечо; перевороты боком; комбинации прыжков.

Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперед с упором рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с упором соединенных рук в затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с помощью руки; движение головы вперед-назад, в стороны, кругообразные из упора головой в ковер с помощью и без помощи рук; движения вперед-назад, в стороны, кругообразные, стоя на голове с опорой ногами о стену; наклоны головы в стойке с помощью партнера; стоя на четвереньках, поднимание и опускание головы; повороты головы в стороны с помощью партнера.

Упражнения на мосту: вставание на мост, лежа на спине; кувырком вперед, из стойки с помощью партнера, с помощью рук, без помощи рук, с предметом (набивным мячом, манекеном и т.п.) в руках; движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы влево (вправо); забегания на мосту с помощью и без помощи партнера; сгибание и разгибание рук в положении на мосту; передвижения на мосту головой вперед, ногами вперед, левым (правым) боком, с сидящим на бедрах партнером; уходы с моста без партнера, с партнером, проводящим удержание.

Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине; положение рук при падении на спину; падение на спину из положения сидя, из приседа, из полуприседа, из стойки, прыжком через стоящего на четвереньках партнера; через горизонтальную палку; положение при падении на бок; перекат на бок, с одного бока на другой; падение на бок; из положения сидя, из приседа, из основной стойки, через стоящего на четвереньках партнера, через шест (палку); кувырок вперед с подъемом разгибом; кувырок вперед через плечо; кувырок вперед через стоящего на четвереньках партнера с падением на бок; кувырок через палку с падением на бок; кувырок с прыжка, держась за руку партнера; падение вперед с опорой на кисти из стойки на коленях, из основной стойки, из основной стойки с поворотом направо (налево) после падения назад.

Имитационные упражнения: имитация различных действий и оценочных приемов без партнера; имитация различных действий и оценочных приемов с манекеном; имитация различных действий и приемов с резиновыми амортизаторами, набивными мячами, отягощениями; имитация изучаемых атакующих действий с партнером без отрыва и с отрывом его от ковра; выполнение различных действий и оценочных приемов с партнером, имитирующим различные действия, захваты, перемещения.

Упражнения с манекеном: поднимание манекена, лежащего (стоящего) на ковре; броски манекена толчком руками вперед, назад (через голову), в стороны; переноска манекена на руках, плече, спине, бедре, стопе, голове и т.п.; повороты, наклоны, приседания с манекеном на плечах, руках, бедре, голове; лежа на спине, перетаскивание манежена через себя, перекаты в стороны; ходьба и бег с манекеном на рунах, плечах, голове, бедре, стопе и т.д.; движения на мосту с манекеном -а груди продольно, поперек; имитация изучаемых приемов.

Упражнения с партнером: поднимание партнера из стойки обхватом за пояс, грудь; поднимание партнера, стоящего на четвереньках, лежащего на животе; переноска партнера на плечах, на спине, на бедре; сидящего спереди, на руках впереди себя; приседания и наклоны с партнером на плечах; приседания, стоя спиной друг к другу, сцепив руки в локтевых сгибах; стоя спиной друг к другу, и взявшись за руки, наклоны, сведение и разведение рук, перевороты, круговые вращения; ходьба на руках с помощью партнера; отжимание рук в разных исходных положениях: стоя лицом друг к другу, руки внизу, вверху, перед грудью; опираясь в колени лежащего на спине партнера, опираясь в плечи стоящего на четвереньках партнера, опираясь в плечи партнера, находящегося в упоре лежа; положив ноги на плечи стоящего в основной стойке партнера; выпрямление рук, стоя лицом друг к другу; лежа на спине ногами друг к другу; отжимание ног, разведение и сведение ног. стоя лицом друг к другу, поднимание и опускание рук через стороны, разведение и сведение рук на уровне плеч, сгибание и разгибание рук; кружение, взявшись за руки, за одну руку; вращение партнера на плечах, на спине, впереди на руках, обхватив под руки спереди (сзади); внезапные остановки после кружения и вращения; кувырки вперед и назад, захватив ноги партнера; падение на спину и вставание в стойку с помощью партнера.

Специализированные игровые комплексы:

Игры в касания. Сюжет игры, ее смысл — кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Если рассматривать использование игр применительно к борьбе, то это означает, прежде всего, заставить играющего не только наклоняться, быстро перемещаться вперед-назад, в разные стороны, выпрямляться и пр. в манере, характерной хтя спортивной борьбы, но и конструировать в дальнейшем «двигательные фазы», присущие реальному соревновательному поединку.

Игры в касания рассматриваются как упражнения, способствующие развитию целой серии качеств и навыков: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.

Подчеркивая значимость данного материала на начальных этапах обучения спортивной борьбе, исходим из следующих посылок. Известно, что существует несколько основных захватов, связанных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров, соперником. В игре эти зоны можно ограничивать или расширять. Но для того, чтобы максимально приблизиться к поединку в борьбе, необходимо коснуться строго определенных точек (частей тела).

Игры в перетягивание для развития силовых качеств: парные и групповые перетягивания с захватами за руки, за палку; перетягивание каната; перетягивание кистями рук в положении лежа, головой к голове соперника; сидя, стоя.

Игры с опережением и борьбой за выгодное положение для формирования умений быстро находить и осуществлять атакующие решения из неудобных исходных положений: лежа на спине, на животе, на боку, ногами друг к другу — выйти наверх и прижать соперника лопатками к ковру; стоя на коленях, сидя, лежа — по сигналу встать и зайти за спину партнеру.

Игры за сохранение равновесия в разных исходных положениях: в положении руки за спину, стоя на одной ноге, толчками плечом и туловищем вытолкнуть партнера с определенной площади или добиться потери равновесия; в положении сидя, сидя на корточках, стоя на одной ноге — толчками ладонями в ладони партнера вытолкнуть его с определенной площади или заставить потерять равновесие; стоя на скамейке, сидя на гимнастическом коне, парами с сидящим на плечах партнером — толчками руками добиться потери равновесия соперника.

Игры с отрывом соперника от ковра для развития физических качеств и формирования навыков единоборства: в разных исходных положениях, с различными захватами, с ограничением площади передвижения.

Игры за овладение обусловленным предметом (мячом, палкой, булавой, манекеном и т.п.) для формирования навыков маневрирования, сохранения позы, совершенствования атакующих и защитных действий, развития скоростных и скоростно-силовых качеств.

Игры с прорывом через строй, из круга для формирования навыков единоборства и развития физических качеств.

3. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Освоение элементов техники и тактики.

Основные положения в борьбе

Стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя, высокая.

Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.

Положения в начале и конце схватки, формы приветствия.

Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.

Элементы маневрирования

В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево-вперед, направо-назад, направо-кругом на 180°.

В партере: передвижение в стойке на одном колене; выседы в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах.

Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой-низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).

Техника греко-римской борьбы.

Приемы борьбы в партере.

Перевороты скручиванием

Переворот рычагом:

Защиты:

а) не дать выполнить захват, прижимая свое плечо к туловищу;
б) выставить ногу на ступню в сторону переворота.

Контрприемы:

а) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо;
б) сбивание захватом туловища;
в) сбивание захватом одноименного плеча;
г) переворот выседом захватом руки под плечо.

Переворот скручиванием захватом рук сбоку:

Защиты:

а) отвести дальнюю руку в сторону;
б) выставить ногу на ступню в сторону переворота.

Контрприемы:

а) переворот за себя захватом одноименного плеча;
б) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо.

Переворот скручиванием захватом дальней руки сзади-сбоку:

Защиты:

а) отвести дальнюю руку в сторону;
б) освободить захваченную руку предплечья свободной руки;
в) выставить ногу (разноименную захваченной руке) в сторону переворота и повернуться спиной к атакующему (выседом).

Контрприемы:

а) бросок подворотом захватом руки под плечо;
б) переворот за себя захватом одноименного плеча и шеи.

Перевороты забеганием:

Переворот забеганием захватом шеи из-под плеча:

Защиты:

а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею;
б) выставить ногу в сторону переворота;
в) прижимая руку к себе, повернуться спиной к атакующему.

Контрприемы:

а) выход наверх выседом;
б) бросок подворотом захватом руки под плечо.

Переворот забеганием с «ключом» и предплечьем на плече (на шее:)

Защиты:

а) лечь на бок спиной к атакующему и упереться рукой в ковер;
б) упираясь свободной рукой в ковер, принять положение высокого партнера, отводя плечо захваченной руки в сторону.

Контрприемы:

а) выход наверх выседом;
б) бросок подворотом захватом руки через плечо;
в) сбивание захватом руки через плечо.

Перевороты переходом:

Переворот переходом с «ключом» и захватом подбородка другого плеча:

Защиты:

а) не дать перевести себя на живот;
б) лечь на бок со стороны захваченной руки на ключ и, упираясь свободной рукой в ковер, не дать атакующему перейти через себя.

Контрприемы:

а) бросок подворотом захватом руки через плечо;
б) выход наверх выседом;
в) переворот махом ногой, прижимая захваченную руку к голове.

Захваты руки па «ключ»:

Одной рукой сзади:

Защита: выставляя руку вперед, отставить ногу назад между ног атакующего.

Двумя руками сзади:

Защита: выставляя соединенные в «крючок» руки вперед, отставить ногу назад между ног атакующего и сделать движение туловищем в его сторону.

Одной рукой спереди:

Защита: выпрямить захватываемую руку и, упираясь ею в живот соперника, отходить от него вправо, мешая зайти назад.

Двумя руками сбоку:

Защита: выпрямляя захватываемую руку, отойти от атакующего в сторону.

С упором головой в плечо:

Защита: убрать захватываемую руку локтем под себя.

Толчком противника в сторону:

Защита: в момент падения прижать захватываемую руку к своему туловищу.

Рывком за плечи:

Защита: в момент рывка за плечи выставить руки вперед.

С помощью рычага ближней руки:

Защита: выпрямляя захватываемую левую руку, толкнуть соперника левым боком в сторону от себя.

Способы сбивания противника на живот:

1) атакующий, удерживая левую руку партнера на ключе, а правой рукой — туловище сверху, притягивает его на себя и делает ложный толчок в его правую руку, выставленную в упор, после чего толчком ногами (особенно правой) и рывком руками вперед-влево (в сторону плеча
захваченной руки) сбивает противника на живот или на левый бок;

2) из того же и.п. атакующий, переводя левую ногу со ступни на колено, перекрывает одноименное колено партнера и рывком руками злево-вперед сбивает его на живот.

Способы освобождения руки, захваченной на ключ:

а) выставляя ногу, одноименную захваченной руке, вперед на колено.
б) выставляя ближнюю ногу, находящуюся между ног атакующего, вперед и в его сторону, повернуться к противнику грудью и выпрямить руку, захваченную на ключ.

Контрприемы при захвате руки на ключ:

а) бросок подворотом захватом руки через плечо;
б) переворот в сторону захватом руки за запястье.

Приемы борьбы в стойке.

Переводы рывком:

Перевод рывком за руку:

Защиты: зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить руку.

Контрприемы:

а) перевод рывком за руку;
б) бросок подворотом захватом руки через плечо;
в) бросок подворотом захватом запястья.

Перевод рывком захватом шеи с плечом сверху:

Защита: подойти ближе к атакующему и, приседая, прижать его руки к себе.

Контрприемы:

а) вертушка захватом руки снизу;
б) перевод рывком захватом туловища;
в) бросок прогибом захватом руки на шее и туловище;
г) бросок поворотом (мельница) захватом руки туловища; д) скручивание захватом руки под плечо.

Переводы нырком:

Перевод нырком захватом шеи и туловища:

Защита: захватить разноименную руку атакующего за плечо; перенося руку над головой атакующего, отойти и повернуться к нему грудью.

Контрприемы:

а) бросок подворотом захватом руки и другого плеча (подбородка) сверху;
б) бросок захватом руки под плечо;
в) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху и другого плеча снизу;
г) бросок подворотом захватом запястья и шеи.

Переводы вращением (вертушки)

Перевод вращением захватом руки сверху:

Защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку.

Контрприемы:

а) перевод, здшагивая в сторону, противоположную переводу;
б) накрывание выседом в сторону, противоположную повороту.

Броски подворотом (бедро:)

Бросок подворотом захватом руки через плечо:

Защиты:

а) приседая, упереться свободной рукой в поясницу атакующего;
б) приседая, отклониться назад и захватить туловище с рукой атакующего сзади.

Контрприемы:

а) перевод рывком за руку;
б) перевод захватом туловища с рукой сзади;
в) бросок прогибом захватом туловища с рукой сзади.

Бросок подворотом захватом руки под плечо:

Защита: приседая, отклониться назад и захватить туловище атакующего сзади.

Бросок подворотом захватом руки сзади (сверху) и шеи:

Защиты:

а) приседая и отклоняясь назад, захватить свободной рукой руку атакующего на шее или упереться свободной рукой в его поясницу;
б) приседая, отклониться назад и захватить туловище атакующего сзади (сбоку).

Контрприемы:

а) сбивание захватом руки и шеи;
б) бросок прогибом захватом туловища (с рукой) сзади (сбоку);
в) перевод захватом туловища сзади.

Броски поворотом (мельница):

Бросок поворотом захватом руки на шее и туловища:

Защита: отставить ногу назад и захватить шею с плечом сверху.

Контрприемы:

а) перевод рывком захватом шеи с плечом сверху;
б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху;
в) накрывание выставлением ноги в сторону, противоположную повороту.

Примерные комбинации приемов:

1. Перевод рывком за руку:

а) перевод рывком за другую руку;
б) бросок через спину захватом руки через плечо;
в) сбивание захватом туловища;
г) сбивание захватом руки двумя руками.

2. Бросок подворотом захватом руки через плечо:

а) перевод рывком за руку;
б) сбивание захватом руки двумя руками;
в) бросок поворотом захватом руки двумя руками;
г) сбивание захватом туловища и руки.

Тренировочные задания

Тренировочные задания по решению эпизодов схватки в стойке

Осуществление захватов: предварительных, основных, ответных; захваты партнера, стоящего в разных стойках; сочетание захватов.

Схватки с заданием: провести конкретный прием (другие не засчитываются); проводить только связки (комбинации) приемов; провести прием или комбинацию за заданное время.

Оценка техники выполнения специальных упражнений.

Забегания на мосту:

оценка «5» — крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями на ковре, забегания без задержек,голова и руки при этом не смещаются;

оценка «4» — менее крутой мост, незначительные смещения рук и головы с задержкой при забегании;

оценка «3» — низкий мост с упором на теменную часть головы, значительные смещения рук и головы при забегании, остановки при переходе из положения моста в упор и наоборот.

Перевороты с моста:

оценка «5» — крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями на ковре, перевороты четкие, ритмичные, толчок одновременно обоими ногами;

оценка «4» — менее крутой мост, перевороты с помощью маха рук;

оценка «3» — низкий мост, перевороты с раскачивания и поочередным отталкиванием ног.

Вставание на мост из стойки и обратно в стойку:

оценка «5» — упражнение выполняется слитно, за счет прогиба и работы мышц ног и брюшного пресса;

оценка «4» — выполняется слитно, без прогиба (опускается таз и сгибаются ноги в коленных суставах);

оценка «3» — выполняется без прогиба, с остановкой при помощи рук.

Кувырок вперед, подъем разгибом:

оценка «5» — выполняется четко, слитно, с фиксацией в финальной фазе;

оценка «4» — допущены незначительные ошибки в технике исполнения (потеря равновесия);

оценка «3» — нарушена слитность, потеря равновесия, помощь руками при выполнении переворота разгибанием. Сальто вперед с разбега (страховка обязательна);

оценка «5» — ритмичный сильный разбег, хороший подскок и группировка, фиксация при приземлении;

Виды контрольных нормативов и результаты для определения уровня физической подготовленности в процессе обучения греко-римской борьбой.

 

Виды нормативов

5-6

7-8

9-11

1

Подтягивание на перекладине

6

10

14

2

Вис на согнутых руках

30сек

 

60сек

3

Сгибание рук в упоре лежа

20р.

30р.

50р.

4

Приседание с партнером равного веса

5р.

6р.

7р.

5

Поднимание ног до прямого угла в висе

6р.

8р.

10р.

6

Лазанье по канату

4

6

Без ног

7

Прыжок в длину с места

150

190

220

8

Бросок набивного мяча (3 кг)

4м.

9

Десять кувырков вперед

20с.

18с

16с

10

Опускание на мост

     

11

Забегание на мост

20с.

18с.

16с.

12

Броски с манекеном

4

6

8