Путешествие в мир музыкальных образов (сценарий урока)

Разделы: Музыка


Цель урока: Повысить познавательный интерес детей к классической музыке, показать, что любая музыка имеет сюжет, образ и передает разные картины жизни человека.

Задачи урока:

Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки, познакомить с творчеством С. Прокофьева; раскрыть связь музыки с жизнью.

Развивающая задача: развивать воображение, творческую активность, образное мышление.

Воспитательная задача: воспитывать устойчивый интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.

Ход урока.

Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку Р. Щедрина. “Озорные частушки” встают, около своих мест и выполняют движения, повторяя за учителем, (повороты, хлопки, шаги.)

Вводная часть.

Всем добрый день! Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в мир музыкальных образов. Но, прежде чем отправиться в путешествие, обратите внимание на экран. (На экране показаны ухо человека, сердце, глаза.) Это ваши помошники, они помогут вам услышать, почувствовать, увидеть то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Давайте сейчас это проверим. Сможем ли мы, слушая музыку, понять и почувствовать ее, представить в своих мыслях, чувствах, фантазиях. Виды музыкальной деятельности: восприятие.

Внимание звучит музыкальный фрагмент (звучит произведение С.Прокофьева “ Болтунья”)

Знакома ли вам музыка? Назовите композитора, название произведения.

Ответы: …

О чём рассказала вам песня?

Ответы: …

Какими музыкальными красками рисует композитор девочку Лиду?

Ответы: …

Что же помогло композитору, так ярко выразительно передать шутливый, озорной образ “Болтуньи”?

Ответы: Средства музыкальной выразительности.

Вспомним их вместе, я начинаю, вы продолжаете. Ритм и т.д. (дети говорят средства музыкальной выразительности) А сейчас я вам загадаю музыкальную загадку (Исполняю фрагмент из песни “Пластилиновая ворона”.) Итак, что прозвучало? Какой композитор написал музыку к песне? Ответы: …

Виды музыкальной деятельности исполнение. Поиграем в музыкальное эхо: я буду петь мелодию первого куплета песни, на разные слоги, а вы будете повторять. Готовы? Начинаем. (Учитель, пропевает мелодию, меняя слоги по фразам с остановками на проигрыши, затем раздает ребятам напечатанный текст песни.)

Сейчас я проверю вашу внимательность, поиграем в музыкальную эстафету.

Поем песню по одному, со словами передавая следующую строку другому. Дети поют песню по строке каждый.

Виды музыкальной деятельности: творчество. Слушая песни, романсы, арии, хоры нам легко понять содержание, представить какой либо образ потому, что в них есть слова. Однако, слушая сочинения для симфонического оркестра, инструментальные миниатюры, многие люди считают, что такая музыка не имеет содержания, ее трудно понять и представить что- либо. Но так ли это? Можем ли мы, слушая симфоническую инструметальную музыку, где нет поэтического текста, понять ее содержание, представить себе какой либо образ? Ответы: …

Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Работать будем группами, по карточкам с разными творческими заданиями. (Приложение)

Класс делится на пять групп, дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает карточку с творческим заданием. Звучит вальс “ Отъезд Золушки на бал” из балета “Золушка” С.Прокофьева. После прослушивания музыки дети работают в группах, выполняя творческие задания.

Опрос детей по группам.

Отвечает один учащийся из группы, остальные помогают. Дети из других групп могут задавать вопросы.

Я думаю, что вы ребята все правы. У каждого из вас разная фантазия, разное представление о жизни, каждый видит свой мир по-своему, поэтому образы, получились у всех разные. И хотя в музыке не было поэтического текста, вам удалось не просто послушать красивую мелодию, но и услышать, представить музыку в своих мыслях, чувствах, фантазиях, об этом говорят ваши ответы, творческие работы.

И все же, как вы считаете: “ Что вдохновляет композиторов создавать такие интересные произведения?

Ответы детей: …

Обобщение учителя: Сама жизнь, так как любая музыка отражает жизнь человека, или хотя бы какую-нибудь частицу его жизни.